Архитектура середины XIX века
Архитектура середины XIX века: переход к эклектике в Петербурге, Москве, провинциальных городах
В 30-е года 19 века классицизм вступил в пору кризиса. Современников стало угнетать однообразие зданий с колоннами.
В то время в Петербурге развернулось строительство доходных (многоквартирных) домов. В них требовалось несколько подъездов, но по канонам классицизма можно было сделать только один главный вход – в центре здания. В нижних этажах доходных домов стали размещаться магазины, но их широкие витрины никак не сочетались с нормами классицизма. И он ушёл, сметённый критикой современников и настоятельными требованиями жизни.
Творческая мысль архитекторов остановилась на принципе «умного выбора». Считалось, что здание должно быть построено в том стиле, который более отвечает его назначению. В конечном итоге всё определялось желанием заказчика и вкусом архитектора. Помещики начали строить свои усадьбы в стиле средневековой готики. В городах появились аристократические особняки в стиле необарокко (нового барокко). Наступил новый период эклектики (смешения стилей).
В 1839-1852 годах по проекту немецкого архитектора Лео Кленце в Петербурге было построено здание Нового Эрмитаж. Спокойное равновесие его частей, декоративное оформление в новогреческом стиле, мощные гранитные атланты у входа – всё это создавало впечатляющий образ музея – хранилища шедевром мирового искусства.
Для одного из сыновей Николая 1 в 1853-1861 году в Петербурге был возведён дворец, названный Николаевским (ныне Дворец труда). архитектор А.И. Штакеншнейдер использовал мотивы итальянского Ренессанса. К.А.Тон в своём творчестве попытался возродить традиции древнерусской архитектуры. Он строил пятиглавые церкви с узкими арочными окнами, использовал декор русского и византийского происхождения. Всё это подчинялось строгим пропорциям и симметрии классицизма, с которыми Тон не мог расстаться. Работы Тона понравились Николаю I. архитектор получил два крупных заказа для Москвы. В 1838-1849 гг. под его руководством был построен Большой Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя.
1. Самохвалов К.Л. Архитектура Петербурга. – СПб.: Питер, 2002.
2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. – М.: Просвещение, 2004.