Театр и музыка второй половины XIX века
Театр и музыка второй половины XIX века
Во второй половине XIX в. огромную роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое объединение композиторов «могучая кучка» (М. А.Балакирев, М.П. Мусоргский, Ц.А.Кюи, А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков. Это название дал ему музыкальный критик и его идейный руководитель В.В.Стасов. Идейно-нравственные взгляды этого содружества формировались под воздействием передовых идей 60-70-х годов. Одной из основных черт эстетики и музыкального творчества композиторов «могучей кучки» было стремление передать в музыке «правду жизни», национальный характер. Они широко использовали музыкальный фольклор, тяготели к историко-эпическим сюжетам и способствовали утверждению на сцене народно-музыкальной драмы («Борис Годунов», «Хованщина» М.П.Мусоргского). Композиторы «могучей кучки» много сделали для собирания и изучения музыкального фольклора, издав в 60-70-х годах несколько сборников русских народных песен.
Выдающиеся достижения русской музыки связаны с именем П.И.Чайковского. Он один из величайших композиторов эпохи, оставивший обширное творческое наследие в области балетного, оперного, симфонического, камерного музыкального искусства (балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица»; оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама»; симфонии, романсы, симфонические поэмы, музыкальный цикл «Времена года» и др.).
Развитие русского театра середины – второй половины XIX столетия неразрывно связано с А.Н. Островским, пьесы которого и по сей день не сходят со сцены Малого театра. На драматургии Островского воспитывались многие талантливые актеры – П.М. Садовский, П.А. Стрепетова, А.Е. Мартынов, М.Н. Ермолова. В конце XIX в. в Петербурге возник театр В.Ф. Комиссаржевской.
Конец XIX в. стал свидетелем «театральной революции» К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, создавших в 1898 г. Московский Художественный Театр. Сутью «революции» был отказ от строй манеры игры, ложного пафоса, декламации, условностей постановки. Во МХАТе органично сочетались лучшие традиции русского театра XIX в. и новые идеи, предполагавшие создание актерского ансамбля, повышенные требования к проникновению в психологию персонажей.
С развитием театра и литературы связаны достижения драматургии этого времени, которые неразрывны с достижениями русской реалистической школы искусства в целом. Кроме А.Н.Островского, большой вклад в развитие драматургии внесли М.Е.Салтыков-Щедрин и А.В.Сухово-Кобылин и др.
Революционно-демократическое направление в развитии драматургии 60-х годов представляют драматические произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина, включенные в его сатирические циклы, и главным образом пьеса «Тени». Крупным достижением драматургии 60-х годов является трилогия А.В.Сухово-Кобылина: «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина».
Солдатов А.П. Культура России XVIII-XIX вв. – М.: Логос, 2002.