ФРОБЕНИУС Лео
ФРОБЕНИУС Лео (1873—1928) - немецкий филолог, этнограф, историк-африканист и культуролог. Основатель культурно-морфологической школы. Ф. разработал концепцию морфологии культуры. В 1925 во Франкфурте-на-Майне он основал Ин-т морфологии культуры. Каждую культуру, согласно его воззрениям, можно уподобить организму, который по своим внутренним законам и в отведенные природой сроки родится, расцветает, живет и умирает. Культура как самостоятельная сущность проходит те же ступени развития, что и все живое на земле: растение, животное и человек. Если культуру пересадить из родной почвы в чужую, то там она, подобно растению, начнет пускать новые корни, питаться новыми веществами и развиваться в новом направлении. Новые культуры, как правило, плод соединения нескольких старых. И как человеческое дитя, новая культура наследует и достоинства, и недостатки родителей. Причем, как и у людей, культуры бывают мужского и женского рода. Идею о том, что культуры могут быть мужскими и женскими, Ф. иллюстрировал на материале африканских культур: патриархальной у эфиопов и матриархальной у хамитов. Культуры обладают собственным характером, «культурной душой», переживающей стадии рождения взросления, старения и смерти. В мужской культуре все стремится вверх: человек совершает карьеру и повышает свой статус, свайные жилища строят, как и кровати внутри них, на ножках, жизненные планы строятся на далекую перспективу. В женских же все стремится вниз: люди строят подземные жилища и зернохранилища, земляные печи, в религии центральную роль играет представление о подземном царстве мертвых. Сравнивая Восток и Запад, первый он уподоблял женской, а второй — мужской форме культуры. Соединение мужской и женской форм дает более высокую смешанную культуру. Слияние разных культур происходит интенсивнее всего на пересечении торговых и караванных путей — в центрах человеческой активности. Здесь происходит наиболее интенсивный диалог разных культур. Отсюда можно сделать вывод: чем интенсивнее в обществе будут культурные, торговые, военные, информационные, политические контакты, тем выше будут скорость и глубина культурной диффузии. Понятно, что вероятность зарождения новых культур ниже в регионах слабого культурного обмена — в «культурной провинции» Земли. Ему удалось то, что не удавалось сделать многим ученым до него: органично соединить две противоположные позиции — диффузионизма и эволюционизма. Организовав несколько экспедиций в Африку, он собрал богатейший эмпирический материал. Применив метод картографирования культурного пространства, он отобразил на ней всю мозаику африканских культур. Он полагал, что та или иная культура создается природой и хозяйственной деятельностью человека, который, тем не менее, ее творцом не является. Хозяйствуя на земле, он всего лишь приспосабливается к природно-географическим условиям, по ходу дела создавая себе комфортную среду обитания. Таким образом, культура вообще создается помимо воли и желания человека, а конкретный тип культуры, это скорее подкорректированная человеком «фотография» природно-климатических условий данной местности. Исследуя культурную поверхность земного шара, Ф. приходит к выводу, что сходные культуры скапливаются в однородные зоны. Он назвал их «культурными кругами». Он выделил «западно-африканский культурный круг», охватывающий бассейн реки Конго, побережье Нижней и Верхней Гвинеи. Проживающие в нем народы обладают сходными культурными чертами: у них наблюдаются прямоугольные дома с двускатной крышей, плетеные щиты, музыкальные инструменты со струнами из растительных волокон, барабан, маски. Если в одном месте находят несколько однотипных культур, то можно говорить о единстве их происхождения. В одинаковое время в одном и том же месте можно обнаружить несколько разных по своему происхождению культур, которые, подобно пластам земли, накладывались друг на друга. В той же Африке Ф. обнаружил слой ранней индийской и более поздней семитской культуры, которые придавили собой еще более древний слой протоафриканской культуры. В сходных географических условиях рождаются сходные культуры. Идеи Ф. предвосхищают некоторых философов культуры, в частности Шпенглера и Бердяева.