ФЕДОТОВ Георгий Петрович
ФЕДОТОВ Георгий Петрович (1886-1951) - философ, историк, публицист. Эмигрировал из России в 1925 г. Основные исследования посвящены истории cpедневековой культуры, преимущественно русской. Его философия, публицистика, культурология и общественно-политические мысли первой пол. XX в., содержат размышления о смысле и перспективах истории, назначении судеб культуры и цивилизации, религии и церкви, раздумья об историческом прошлом России, также о ее месте между Востоком и Западом. Главное условие духовного и национального возрождения России, находившейся под игом «сталинократии» (термин Ф.), он видел в создании политической свободы и в освоении духовного, культурного наследия России при одновременном сохранении европейского измерения ее духовности. В философии культуры он стремился преодолеть крайности как антропоцентристского, так и теоцентристского ее (культуры) истолкования. Ф. пытался показать, что эсхатологическая традиция христианства, утверждающая невозможность в рамках земного бытия достижения совершенства и полного воплощения идеала, вполне совместима с признанием непреходящей значимости культур, и соц. творчества («Эсхатология и культура», 1938)». В трех статьях, опубликованных под общим названием «Письма о русской культуре» (1938-1939), Ф. анализирует состояние и перспективы отечественной культуры после революции, смывшей с нее верхний европеизированный слой, обнажив ее «московские» основания. Однако тип этот оказался неустойчивым перед тоталитарной цивилизацией Запада, которая смыла с него национальные культурные различия («Русский человек», 1938), («Завтрашний день», 1938). Положение отечественной культуры будет плачевным, если нация не найдет в себе сил для исполнения своей культурно-исторической миссии. Исполнение ее зависит от авангардной духовной аристократической роли интеллигенции («Создание элиты», 1939). Интерес для культурологии представляют многие его работы, среди которых: «Трагедия древнерусской святости» (статья, 1932); «Православие и историческая критика» (статья, 1932); «Социальное значение христианства» (1933).