РОКОТОВ Федор Степанович
РОКОТОВ Федор Степанович (1735 (?)—1808) - русский живописец. Учился в петербургской Академии художеств (с 1760 г.). Изучая исполненные в России произведения Л. Токке и П. Ротари, Рокотов уверенноовладел приемами западноевропейского парадного портрета середины XVIII в. ("Екатерина И", 1763, ГТГ и ГРМ); вместе с тем безыскусственность, непосредственность образов в его ранних произведениях характеризуют художника как продолжателя традиций русского портрета первой половины XVIII в. ("И.Л. Голенищев-Кутузов", первая половина 1760-х годов, ГРМ). Сблизившись (после переезда в Москву в 1765г.) с наиболее просвещенными представителями московской дворянской интеллигенции, Рокотов проникся духом оппозиционности по отношению к петербургскому укладу жизни с его показным блеском и суетностью. В интимных портретах 1760—1770-х годов ("В.И. Майков", около 1765 г., "А.И. Воронцов", конец 1760-х годов, "А.П. Струйская", 1772, - все в ГТГ) неприятие Рокотовым всего показного, внешне эффектного проявляется в приглушенности общего настроения, в искренности, внутренней одухотворенности и в то же время затаенности чувств героев. Эмоциональное воздействие его живописи во многом зависит от преображающей силы света, неяркий, но интенсивный поток которого словно "вызывает" из темноты освещенную сторону лица и шеи, выдвинутое вперед плечо; жидкие мазки белилами или розовой краской создают впечатление мерцания тканей и драгоценностей. В портретах 1780-х годов загадочную полумглу сменяют более отчетливые красочные тона и более определенные объемы (В.Е. Новосильцева, 1780, ГТГ; Е.В. Санти, 1785, ГРМ). Всегда увлекавший Рокотова идеал человеческого достоинства и красоты осознается теперь как свойственное модели чувство высокого духовного превосходства. В позднем творчестве Рокотова сказался общий для русского искусства переход от утонченности рококо к ясности и строгости классицизма.