РАСТРЕЛЛИ Варфоломей Варфоломеевич
РАСТРЕЛЛИ Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческо) (1700—1771) - русский архитектор. Итальянец по происхождению, сын Б.К. Растрелли. Главный представитель русского барокко середины XVIII в. В 1716 г. приехал с отцом Питербург. Учился за границей (возможно, в Италии) между 1725 – 1730. В 1730—1763 гг. придворный архитектор. Ранние постройки близки к русской архитектуре первой четверти XVIII в. (дворцы Бирона в Рундале, 1736-1740, и Митаве (ныне Елгава) 1738-1740 гг. В зрелый период традиции европейского барокко были переосмыслены Растрелли под влиянием русской художественной культуры. Это проявилось в стремлении к пространственному размаху ансамбля, применении характерных для русского зодчества колоколен, глав, крылец, тонких колонок и пр., увлечении расцветкой стен, позолотой растительными мотивами в декоре (Андреевская церковь в Киеве, проект – 1747, построена в 1748-1767 гг. архитектором И.Ф. Мичуриным). В 1747-1752 гг. Растрелли работал над постройкой большого дворца в Петергофе (ныне Петродворец). Сохранив основную композицию дворца петровской эпохи, Растрелли расширил его среднюю часть, пристроил к его торцам дворцовую церковь и "корпус под гербом", отличающиеся изяществом пропорции, выразительностью облика, заново создал все интерьеры, для которых характерны яркая полихромия, обилие декора. В 1750-1760-х годах постройки Растрелли приобрели еще большую пластичность. Рельефность архитектурных форм, сложный ритм размещения колоннад, пространственный размах сочетаются в них с четкостью объемов, ясностью силуэта, строгостью планов, часто прямолинейных (Большой или Екатерининский, Дворец в Царском селе, ныне Пушкин; дворцы М.И. Воронцова, 1749-1757, и С.Г. Строганова, 1752-1754, в Петербурге). Мощью и величием проникнуты Смольный монастырь и Зимний дворец в Петербурге, который Растрелли задумал как грандиозные, замкнутые в себе городские ансамбли.