ГОЙЯ-И-ЛУСЬЕНТЕС Франсиско Хосе де
ГОЙЯ-И-ЛУСЬЕНТЕС Франсиско Хосе де (1746 – 1828) – испанский живописец, гравер, рисовальщик. Сын мастера-позолочника и дочери обедневшего дворянина. С 1760 г. учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Около 1769г. отправился в Италию. В 1771г., получив 2-ю премию Пармской Академии Художеств за картину на тему из античной истории, вернулся в Сарагосу, где писал фрески в традициях позднего итальянского барокко. Около 1773 г. обосновался в Мадриде. Вначале работал в мастерской Ф. Байсу, в 1776-1780гг. и 1786-1791гг. выполнил для королевской шпалерной мануфактуры панно, которые служили образцами для ковров. Сначала в 1780-х г. получает известность и как портретист. Свойственная первоначально его портретам парадность уступает затем место интимности, не исключающей подчас легкой иронии по отношению к модели. В эти годы Гойя постепенно переходит к тонко разработанной, не яркой, но звучной цветовой гамме. Фигуры утрачивают рельефность, словно растворяясь в дымке. В 1780г. был избран в Мадридскую Академию Художеств; в 1786 был назначен придворным живописцем, с 1799г. первый живописец короля. Характер искусства Гойя резко меняется с начала 1790-х гг., когда Карл IV, после событий Великой французской революции, стал на путь реакции. В 1790-х – начале 1800-х гг. исключительного расцвета достигло портретное искусство Гойя. В нем остро звучат и чувство одиночества, уязвимости человека в тревожном мире, и мужественное противостояние, даже вызов окружающему. Последние 4 года жизни Гойя провел во Франции. В добровольном изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии. К этому времени влияние Гойя на художественную культуру начинает приобретать общеевропейское значение. Свободолюбивое искусство Г. отличается смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией, остротой характеристики, социально направленным гротеском: патроны для королевской шпалерной мастерской («Игра в жмурки»,1791), портреты («Семья короля Карла IV»,1800), росписи («В капелле церкви Сан-Антонио де ла Флорда» 1798 Мадрид), ( в «Доме Глухого», 1820-23), графика (серии «Капричос», 1797-98, «Бедствия войны», 1810-20), картины («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» - обе около 1814 года).