БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич
БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич (1757—1825) — живописец-портретист, академик (1795), советник (с 1802 г.) петербургской Академии художеств. Происходил из семьи казачьего старшины. Учился первоначально у отца - Луки Ивановича Боровиковского, “значкового товарища” Миргородского казачьего полка и иконописца. С 1774 г. числился на службе в том же полку (оставил службу во второй половине 1800-х годов в чине поручика), одновременно занимался иконописью и живописью. В 1770 - 1780-е годы был близок с В.В. Капнистом, по, поручению которого и в связи с путешествием Екатерины II в Крым исполнил в 1787 г. аллегорические картины, изображавшие Петра I и Екатерину II (не сохранились). С конца 1788 г. жил в Петербурге в доме Н. А. Львова, с его помощью вошел в кружок Г. Р. Державина, сблизился с И. И. Хемницером и Д.Г. Левицким, советами которых пользовался для совершенствования мастерства - с 1792 г. учился также у И. Б. Лампи. Круг общения во многом определил мировоззрение и эстетические взгляды Боровиковского. С середины 1790-х годов в его работах наиболее ярко в русском изобразительном искусстве воплощаются черты сентиментализма; в противовес официальному сословному портрету он разрабатывал тип изображения “частного” человека, простые, естественные чувства которого наиболее полно проявляются в природном окружении, обычно на фоне окутанного легкой дымкой паркового пейзажа (портреты: М. И. Лопухиной, 1797, В. И. Арсеньевой, 1795). “Частный” характер имеет и портрет Екатерины II (1794), изображенной на прогулке в Царскосельском парке в домашнем салопе и с левреткой. В 1802 г. вступил в масонскую ложу “Умирающего сфинкса”; позже отошел от масонства, с 1819 г. состоял в мистическом кружке Е.Ф. Татариновой “Союз братства”. С начала XIX в. в творчестве Боровиковского складывается новый, отвечающий эстетике русского классицизма идеал личности: обратившись к изображению людей с сильным характером, действенных и энергичных, он стремится подчеркнуть в них черты гражданственности, благородство и достоинство человеческой натуры (портрет А.А. Долгорукого, 1811, 1 II). В 1804 - 1811 гг. исполнял живописные работы (в том числе иконы для иконостаса) в Казанском соборе в Петербурге.