Сохранение и использование исторически ценной застройки
Лекция 3
Сохранение и использование исторически ценной застройки
Старые города являются примерами стихийного решения многих архитектурно-художественных и градостроительных проблем. Часто именно здесь образуются гармоничные ансамбли, находящиеся в композиционном взаимодействии с окружающей средой и органичном слиянии с природой. Масштабные соотношения архитектурных элементов, набор пространств, разнообразное цветовое решение создают гармоничную среду обитания, масштабную и понятную людям.
В нашей стране историческое наследие охраняется государством. Один из первых декретов Советской власти был посвящен охране памятников культуры и искусства. Сегодня вопросы сбережения и использования архитектурно-исторических ценностей градостроительного наследия приобретают особенный смысл. С одной стороны, это важнейший процесс обновления городов, с другой — проникновение в творческий метод наших предшественников и через это — постижение закономерностей градостроительного искусства.
Задача сохранения и использования историко-архитектурного наследия в процессе реконструкции городов — одна из наиболее актуальных в современном градостроительстве. В этой проблеме тесно взаимодействуют научно-теоретические и творческие вопросы: совершенствование методов консервации, выбор путей регенерации, реконструкции, охраны памятников архитектуры и приспособления их к современным требованиям; способы обновления улиц, площадей, жилых районов и включение в них нового строительства, при которых город и отдельные его элементы не утратили бы своеобразия. Оптимальное решение этих вопросов возможно только на основе глубокого анализа всех тех композиционных закономерностей, в соответствии с которыми этот облик складывался.
Конечно, в условиях исторического города сложно переплетаются различные по времени, исторической и художественной ценности фрагменты.
Поэтому сохраняемые сооружения должны быть тщательно исследованы и типизированы. Для одних необходима полная консервация и реставрация старых форм, в том числе и интерьеров, в других случаях достаточно сохранить внешний облик, иногда требуется включение лишь отдельных фрагментов старой застройки в новую среду.
В исторической среде города большую роль играет рядовая застройка. Она нё"*только является необходимым фоном для памятников, обеспечивая определенные условия их восприятия, но и сама зачастую несет черты своеобразия, создавая неповторимость этой среды. Даже в тех случаях, когда «рядовые» здания сами по себе не представляют художественного интереса, их необходимо сохранять как исторически ценных представителей своего времени.
Современный город растет и требует не только восстановления исторической среды и увеличения жилого фонда. Поэтому вопрос о том, чем заменить отжившие свой век здания и как вводить в историческую ткань новые жилые образования, всегда был сложной научно-теоретической и практической проблемой реконструкции. Исторические города нуждаются в таком типе жилой застройки, который позволил бы сохранить их индивидуальность и в то же время соответствовал бы современным представлениям о жилой среде и сегодняшним методам строительства.
Рекомендуемые материалы
Особые сложности возникают перед проектировщиками в тех случаях, когда на территории исторического центра приходится осуществлять новое строительство крупных общественных зданий. Здесь важно добиться того, чтобы при введении новой застройки в историческую среду современная архитектурная форма стала частью сложившейся структуры вне зависимости от того, новая ли это архитектурная форма или удачная стилизация.
Серьезные трудности при реконструкции составляют транспортные проблемы. Во многих исторических городах основные транспортные маршруты проходят через центральные районы, наиболее насыщенные памятниками архитектуры, а в некоторых случаях главная улица города является участком транзитной дороги. Шум и автомобильные выхлопы создают среду, вредную для проживания человека. Поэтому все острее встает проблема освобождения центральных улиц от городского транспорта и предоставления их пешеходу, а также строительства объездных дорог для транзитного транспорта.
Города с исторически ценной застройкой очень разнообразны по характеру. Это города с быстро растущей и развивающейся промышленностью и города, остающиеся в своих исторических границах. Есть города, в которых вся застройка представляет собой художественную ценность (например, Хива), и такие, в которых памятники архитектуры концентрируются только в центральной части (например, Таллинн) или расположены вкраплениями в рядовую застройку (например, Самарканд), или вписываются в природную среду. Есть города, не имеющие уникальных памятников архитектуры, но планировка которых представляет архитектурную ценность.
Различные природные условия, время создания, характер доминирующей застройки, ее образ, социальная специфика и делают эти города непохожими друг на друга.
При всем различии возможных решений вопросов сохранения и использования исторически ценной, застройки в процессе реконструктивного проектирования самых разных исторических городов можно выделить некоторые общие принципы.
При реконструкции исторического города или его части обязательно сохранение тех качеств природного окружения, которые выявлялись и использовались в период создания исторического ансамбля. Сюда относятся характер рельефа местности, зелень, способы включения в композицию ансамбля водного пространства и т. д. Необходимы не только сохранение и реконструкция архитектурно-планировочной и природной среды, вне которой памятник теряет многие свои архитектурно-композиционные свойства, но и восстановление всех визуальных связей, т. е. точек, с которых памятник или застройка должны восприниматься.
Историческую застройку не следует слишком «музеефицировать» — она должна активно участвовать в современной жизни, обладая определенным функциональным содержанием. Опыт отечественной и зарубежной реконструкции показывает, что современное
функциональное содержание может с успехом вписываться в историческую форму, нередко, конечно, требуя при этом дополнения старой застройки но вой. А в этой связи вновь возникает проблема сочетания новой застройки с историческим наследием. Следует обратить внимание, что при всем разнообразии осуществленных решений реконструкции от их авторов всегда требовались особая осторожность и высочайший художественный вкус.
Формирование проектов сохранения и использования исторического наследия при реконструкции городов проходит те же стадии, что и формирование проектов новых городов, но имеет свои особенности. Проектирование в старом городе тесно связано с историей и археологией. Методика выполнения таких проектов в настоящее время разработана не полностью, однако основные положения, связанные с практикой проектирования исторической среды, уже ясны.
В проекте реконструкции исторического города или его ядра решаются такие общегородские проблемы, как функциональное зонирование, транспорт, размещение предприятий обслуживания, благоустройство и инженерное оборудование жилых районов,
но «сверхзадачей» – здесь выступает сохранение индивидуальности старого города.
Важное значение в процессе поиска путей сохранения и использования исторического наследия при реконструкции исторического города имеет так называемый предпроектный анализ, целью которого являются подробное выявление номенклатуры исторических памятников всех видов — архитектурных и градостроительных, культурных, археологических, ландшафтных — и разработка предложений по органическому сочетанию мероприятий по реконструкции города в целом. Такого рода предпроектные изыскания включают в себя как архивное изучение, так и натурные обследования.
Архивные изыскания помогают определить наиболее точное время и причины возникновения и происхождения того или иного городского образования, время и характер изменений, которые вносились в его структуру, исторические этапы возможных реконструкций и изменений его структуры. Архивные изыскания представляют собой изучение письменных источников (летописей, актов, грамот) и изобразительных материалов (исторических карт, планов, гравюр и рисунков, фотографий). Изобразительные архивные материалы дают возможность восстановить исторически сложившиеся, но к настоящему моменту уже утраченные панорамы города, его силуэты, зрительные взаимосвязи. Одновременно собираются имеющиеся археологические сведения, которые помогают уточнить и углубить понимание проблем происхождения и времени возникновения отдельных элементов интересующей нас среды.
Необходимы бывают также и натурные обследования, помогающие установить несоответствие современной ситуации с историческими планами, выяснить и зафиксировать остатки исчезнувших сооружений, обнаружить элементы планировки, имеющие древний характер и не согласующиеся с более поздней структурой улиц и т. д. Все обнаруженные в процессе исследования элементы наносят на современную геодезическую съемку плана города. Материалы, полученные в результате архивных и натурных исследований, фиксируют на чертежах. Каждое исторически ценное здание обмеряется и паспортизируется.
Параллельно с исследованием самих архитектурных памятников выявляется их роль в окружающей среде. Устанавливают, например, необходимую зону видимости памятника и зону его композиционного влияния. Зона видимости определяется фиксацией точек, с которых памятник хорошо просматривается. Соединение наиболее значимых из этих точек, нанесенных на план, образует зону видимости. На плане фиксируют все элементы, ограничивающие зону видимости памятника. Выявляется также зона наибольшего композиционного влияния памятника. Это территория, на которой памятник или ансамбль доминирует, зрительно подчиняет себе окружающее пространство. В процессе реконструкции эта зона, как и зона видимости, может быть усовершенствована путем удаления объектов, мешающих композиционной целостности ансамбля и не представляющих исторической и художественной ценности.
Проделанная работа является основой для составления историко-опорного плана и схем различных регламентации для исторической части города. Историко-опорный план фиксирует также все памятники архитектуры данного района.
Различают четыре разновидности памятников:
архитектурно-исторические сооружения, обладающие высокой художественной ценностью: уникальная церковь, старинный дворец, городской или усадебный ансамбль;
памятники истории. Зачастую они не обладают высокими эстетическими достоинствами, но дороги нам как память о знаменательных событиях, исторических датах или великих людях;
памятники культуры — дом, где творил великий художник, в котором родился и провел часть своей жизни известный писатель или поэт;
старая застройка, которая является элементом исторической среды города и несет в своей структуре характерные черты его многовековой эволюции, хотя может и не представлять художественной ценности.
Памятники архитектуры воспринимаются вместе с окружением, которое способно усиливать или ослаблять впечатление от сооружения. Однако основными объектами реконструкции могут быть и крупные ансамбли в виде кремлей, монастырей, усадеб, площадей и улиц. Это также могут быть центры старинных городов, где многочисленные памятники архитектуры и истории включаются в понятие градостроительного памятника. Режимное зонирование для каждого из них имеет свои особенности.
Различаются три основные режимные зоны: охранная, заповедная и зона регулирования застройки.
Система регулирования представляет собой по сути дела перспективную программу сохранения архитектурно-исторических памятников в современном городе. Сохранение иногда ассоциируется только с консервацией. Однако «законсервировать» дом, а тем более застройку невозможно. Они должны эксплуатироваться в полную меру, иначе потеряют свое градостроительное значение. Под сохранением в архитектуре подразумевают не только восстановление эстетического значения памятника, но и функциональную структуру города.
Охранная зона — это территория, непосредственно примыкающая к архитектурно-историческим памятникам. Границы и конфигурацию этих зон определяют с учетом создания условий оптимального обозрения памятников. С этих позиций территории, содержащие памятники архитектуры, разделяют на три категории.
К первой относят территории отдельных памятников, стоящих в отрыве от своей первоначальной среды. Здесь условия художественного восприятия памятника обеспечиваются либо созданием подчиненного ему фонда, либо на основе создания его контакта с новыми зданиями. В первом случае в охранных зонах реконструируют окружающую застройку, иногда восстанавливают первоначальный рельеф, срезая культурный слой, пересаживают или подстригают деревья, закрывающие вид на памятник. Однако не во всех случаях зданию возвращают первоначальный облик. Нередко поздние добавления, представляющие ценность, сохраняют, ограничиваясь фрагментарной реставрацией основного памятника. Во втором случае архитектурно-художественные задачи решают таким образом, чтобы старые сооружения наиболее полно отражали свою эпоху, а в новых зданиях подчеркивались возможности современной строительной техники.
Вторая категория объединяет территории ансамблей с сохранившимися памятниками. Это не только территории кремлей, монастырей, парков, усадеб, площадей и улиц, имеющие исторически сложившиеся границы в виде крепостных стен или оград. Сюда включены и ансамбли, частично утратившие элементы былого, но сохранившие отдельные фрагменты старой застройки. Реконструкция территорий второй группы заключается в реставрации искаженных частей ансамбля, разборке малоценных позднейших сооружений, чуждых первоначальному замыслу, восстановлении утраченных элементов ансамбля. К новому строительству на этих территориях подходят весьма осторожно. Здесь не возводят сооружения, масштаб и архитектурно-планировочные решения которых противоречат ансамблю старой застройки.
Третья категория фиксирует территории центров городов, где многочисленные памятники культуры и окружающая застройка представляют собой архитектурно-историческую, этнографическую и градостроительную ценность. Здесь планировочное решение определяется не только отдельными памятниками архитектуры. Весь городской ландшафт включается в понятие исторического памятника, поэтому в основу проектного решения закладывают создание единого комплекса, сохранение древнего облика улиц и переулков, реставрацию и реконструкцию застройки, являющейся элементом исторической городской среды.
Рекомендация для Вас - Отравление животных растениями, содержащими органические кислоты и соли.
Заповедная зона — это крупные архитектурно-исторические ансамбли и территории некоторых охранных зон, насыщенных памятниками, которые официально объявляют заповедниками. Городские заповедники реконструируют таким образом, чтобы они функционировали как полнокровный элемент города. При этом жилую застройку приспосабливают к современным санитарно-техническим условиям эксплуатации. Сносят только ветхие здания, не представляющие архитектурно-исторической ценности. Выдающиеся памятники архитектуры реставрируют. Особо осторожно восстанавливают интерьеры, представляющие художественную ценность. Отреставрированные помещения используют только как картинные галереи, концертные залы или музеи. Остальные здания восстанавливают и приспосабливают под жилье, административные и культурно-бытовые учреждения. Часто их восстанавливают не полностью. В них выполняют внутреннюю перепланировку и оснащают современным инженерным оборудованием, сохраняя первоначальный внешний вид.
Зоны регулирования представляют собой территории, расположенные за пределами охранной зоны. Реконструкцию в зоне регулирования осуществляют с учетом сохранения старинной застройки окружения памятников архитектуры и создания наиболее благоприятных условий обзора с разных направлений подхода к ним. Новое строительство разрешают с ограничением этажности и плотности застройки. При этом сохраняют исторически сложившуюся планировочную структуру и характер городского ландшафта. Новое строительство здесь ограничено и должно подчиняться строгим требованиям, соответствующим созданию наиболее благоприятных условий обзора и восприятия всего ансамбля.
Очертания границ всех режимных зон должны быть согласованы с современной планировочной структурой и застройкой города.
Далее выполняется чертеж историко-опорного плана, на котором указывают: ценные элементы природного ландшафта, историко-археологические зоны, памятники архитектуры и градостроительства. К последним относятся: исторически ценная система города (площади, улицы, городские укрепления, исторические парки и т. д.), исторические ансамбли и отдельные памятники архитектуры, а также памятники истории и культуры. Если за границей исторического города расположены ценные памятники архитектуры и истории, они могут быть включены в общий историко-опорный план в качестве приложения.
На основании результатов предпроектных исследований (в виде историко-опорного плана и схемы режимных зон) составляется генеральный план, в который, как правило, включаются: схема очередности реставрации исторических зданий и ансамблей; схема возможного использования памятников и кварталов ценной исторической застройки; схема очередности исследования археологических памятников и при необходимости культурного слоя города; схема очередности нового строительства.
На следующей стадии проектирования составляется «проект детальной планировки» того или иного района, а далее – «проект застройки». На этом этапе решается характер реконструкции каждого здания, предположительная форма его использования, делаются проекты благоустройства внутриквартальной территории, а также проектируются новые здания для этой зоны.