Памятники архитектуры Республики Башкортостан
Памятники архитектуры Республики Башкортостан
На территории республики насчитывается свыше 300 зарегистрированных памятников, представляющих архитектуру республики с середины XVIIIв. Архитектурных сооружения предыдущих эпох почти не сохранились. В 1990г. при Министерстве культуры БАССР создан научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры, целью которого является выявление, изучение и регистрация памятников архитектуры республики, подготовка базы для проведения реставрационных работ.
В архитектуре Башкортостана преломились все известные стили. Наиболее известными памятниками архитектуры являются нижеперечисленные здания.
Верхоторский медеплавильный завод. Один из старейших заводов на территории республики, уникальный образец промышленной архитектуры. 3авод представляет собой архитектурно-промышленный комплекс, состоящий из заводских корпусов (1759г., 1867г.), плотины с дамбой, мельницы, школы, детского дома (более поздние постройки), кирпичной фабрики (1895г.), кузницы (1867г.), кирпично-обжиговой печи (1896г.) и госпиталя. На заводской территории при содействии помещицы А.И.Дурасовой в 1788г. была построена каменная церковь Казанской Божией Матери, завершившая архитектурный ансамбль завода. В основе ее объемно-планировочного решения лежит классическая схема крестово-купольного культового сооружения.
Церковь Дмитрия Солунского (с.Надеждино Белебеевского района). Время ее постройки по одним источникам относится к 1776-80гг., по другим - к 1799г.. Построена в родовом имении Аксаковых А.В.Мустафиным — дядей писателя С.Т.Аксакова во имя великомученицы Дарьи. В основе объемно-пространственной композиции каменной церкви лежит схема храма базиликального с примыкающей колокольней. При храме была церковно-приходская школа. В 1991г. церковь отреставрирована и является действующей. В с.Надеждино открыт музей Аксаковых.
Никольская церковь (с.Николо-Березовка Краснокамского района), монументальное и самое высокое культовое сооружение в республике. Архитектор неизвестен. Никольская церковь, по преданию, 4-я со времени существования села, основанного в 60-х гг. XVIв. Яковом Строгановым. Ни одна из этих церквей не сохранилась. Последний каменный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая был построен в 1810г. на берегу р.Камы в стиле раннего классицизма, сохранившего некоторые черты барокко. Построена церковь на пожертвованные средства. Храм имеет 3 придела: во имя великомученицы Екатерины (освящен в 1816г.), Святителя Николая (освящен вторично в 1881г.), Живоначальной Троицы (освящен в 1882г.). 60-метровая многоярусная колокольня доминирует над окружающим пространством и украшает ландшафт. В 1930г. церковь была закрыта.
Торговые ряды (Гостиный двор) находятся на Верхнеторговой площади г.Уфы. Памятник архитектуры регионального значения, отражающий историю градостроительного, архитектурного, экономического и культурного развития города. Построены в 1820 — 36гг. по проекту профессора архитектуры А.И.Мельникова в стиле классицизма, в 1860 — 64гг. были расширены. В 1940 — 43гг. главный архитектор Уфы Д.И.Сметанников перепроектировал их под Уфимский хлопчатобумажный комбинат, в результате чего арочные пролеты открытой галереи из 28 пилонов слабо выраженного дорического ордера были наглухо заделаны. Верхнеторговая площадь, композиционным центром которой являлись Торговые ряды, представляла собой градообразующую ось, вокруг которой складывался весь планировочный центр города.
Килимовский дворец (с.Килимово Буздякского района) представляет собой архитектурный ансамбль. Архитектор неизвестен. Усадьба состоит из дворца, выполненного в духе классицизма с использованием мотивов восточной стилистики (1852г.), мечети (1856г.), парков (Нижнего и Верхнего), расположенных на берегу реки. Усадьба принадлежала потомкам А.И.Тевкелева. В настоящее время здание дворца реставрируется.
Дом губернатора (Уфа, ул.Тукаева, 23). Построен в начале 50-х гг. XIXв. по проекту академика Академии художеств А.Д.Захарова. Губернский архитектор А.А.Гопиус сумел привязать проект к довольно сложному рельефу местности. Дом губернатора явился последним зданием, завершившим формирование Соборной площади, которая представляла образец развитого городского ансамбля позднего классицизма. По плану В.И.Гесте на площади разместился весь административный центр города, состоящий из здания Присутственных мест (1839г., ныне ул.Фрунзе, 45), Мужской гимназии (1830-е гг., ныне ул.Фрунзе, 47), Духовной семинарии (1827гг., ныне ул.К.Маркса, 3) и Дома губернатора. Доминантой ансамбля стал Воскресенский кафедральный собор. В 80-е гг. XIX в. были пристроены каменная канцелярия и 2-этажная галерея. Особенностью внутреннего пространственного решения главного здания является ритмически построенная анфилада помещений с главным залом в центре, что типично для позднего классицизма.
Рекомендуемые материалы
Здание Депутатского дворянского собрания (Уфа, ул.Ленина, 14, ныне Уфимская государственная академия искусств) построено в 1856г., автор проекта А.А.Гопиус. Это первое здание, в котором наблюдается переход от уфимского ампира к стилизации к свободному использованию традиционных форм. Аттик фасада здания украшал лепной герб Уфы, увенчанный короной. Богатством декоративного убранства отличается интерьер здания: парадная 3-маршева лестница из литого чугуна, изготовленная на одном из уральских заводов, плоские своды потолка вестибюля, изразцовые печи, выложенные лазурной плиткой, лепнина, паркет.
Здание клуба Уфимского общества взаимного вспоможения частному служебному труду (Уфа, ул.Социалистическая, бывшая Бекетовская) представляет образец типичнее зодчества 2-й половины XIXв., построено в 1872 – 74гг. купцом первой гильдии Паршиным. Архитектор неизвестен. 2-этажное деревянное здание на кирпичном оштукатуренном цоколе является ярким образцом купеческой эклектики, отразившей сильно neреработанные элементы готики, напоминающие фахверковые жилые дома западной архитектуры, а также традиции восточного, древнерусского классицизма. В орнаменте фасада использована ажурная и накладная пропильная и глухая резьба. В интерьере интерес представляет высокий зал с галереей и богатой лепниной.
Усадьба купца П.А.Алексеева (ул.Аксакова, 56). Дома, построенные династией купца Алексеева в 1878г. представляли собой единый архитектурный ансамбль, куда входили медоваренный и медогонный заводы, складские и жилые помещения, магазин по продаже пчелиного меда и вощины. Архитектор неизвестен. Высоким уровнем благоустройства отличалась планировка участка с кирпичными арочными воротами, открытой верандой по типу ротонды и колодцем. Весь архитектурный ансамбль выдержан в так называемом «кирпичном стиле».
Дома А.Ногарева (г.Уфа) Архитектор неизвестен. Дома Ногарева, уфимского миллионера, владельца чугунолитейных заводов на Южном Урале, представляли собой архитектурно-художественный комплекс, включающий гостиницу и ресторан. Гостиница "Метрополь" по ул.Центральной (ныне ул. Ленина, 10) открылась в 1899г., а ресторан и школа поваров по ул.Пушкинской (Пушкина, 104) - в 1909г. Арочные ворота со стороны ул.Губернаторской (ул.Советская) и ограда как бы замыкают всю архитектурно-художественную композицию. Здание отразило эстетические воззрения зодчих начала XXв., когда архитектура Уфы развивалась в духе стилизаторства, отражающего народнические устремления так называемого «русского стиля».
Дом Е.А.Поносовой-Молло (Уфа, ул.К.Маркса, 6, бывшая ул.Александровская, ныне здание Президиума Уфимского Научного центра РАН). Построен в конце XIXв. по заказу купца С.С.Манаева, по проекту неизвестного архитектора Санкт-Петербургского общества архитекторов. С 1908г. особняк принадлежал Е.А.Поносовой-Молло. Это первое здание в стиле «модерн» в архитектуре Уфы. Демонстрирует принцип формирования архитектурной формы изнутри наружу. Два боковых полукруглых крыла ограды на высоком цоколе, примыкающих к высокому и глубокому портику основного здания, сад, фонтан, подсобные помещения и сам особняк — замечательный образец усадебной культуры начала XXв., сочетающий мотивы барокко и ренессанса. В начале 1980г. проведена реставрация по проекту архитектора Р.Салимова.
Особняк купца М.А.Лаптева (Уфа, ул. Гоголя. 27, ныне Художественный музей М.В.Нестерова). Построен в 1913г. по заказу уфимского купца, крупного лесопромышленника М.А.Лаптева, по проекту самарского архитектора А.Щербачева. Мастер создал здание, которое можно отнести к модернизированному ренессансу. В проработке фасадов зодчий предпочел сдержанность, простоту изящество архит. отделки, геометризированные формы в декоре, что свойственно более позднему модерну. План здания сформирован свободно, исходя из целесообразности помещений. Черный двор с 1-этажными службами и баней, чистый двор, сад с бассейном и сам особняк представляли собой образец усадебной архитектуры XXв. В 1988г. проведена реставрация основного здания.
Крестьянский поземельный банк (Уфа, Советская, 14, ныне Национальный музей РБ). Архитектор Друккер Представляет собой яркий образец стилизированного модерна, связавшего элементы древнерусского и романского стилей. Использованы металл, бетон, стекло, керамическая облицовка. Здание строилось в два этапа. Часть построена в 1906г. Вторая половина здания выполненная в идентичном стилистическом ключе, была построена в годы Великой Отечественной войны
Хакимовская мечеть (Уфа, ул.Бекетовская, ныне Социалистическая, 11). Построена в 1907 — 08гг. купцом А.Хакимовым. Парные минареты мечети на высоком 3-ярусном основании состояли из 2 поставленных друг на друга цилиндров разного диаметра, декорированных в верхней части рельефным кирпичным орнаментом и завершенных пологой кровлей. Вследствие искажения пропорций и изменения внешнего облика здания после уничтожения минаретов в 1939г. архитектура утратила
свою выразительность. Нарушены и каноны внутренней планировки мечети, в результате чего молитвенные залы, михраб и вестибюль "потерялись" в многочисленных перегородках.
Дом П.И.Костерина и С.А. Черникова (Уфа, ул.Пушкинская, ныне ул.Пушкина, 86). Построен в 1907г. по проекту самарского архитектора А.Щербачева, является образцом раннего «изобразительного модерна». Дом сдавался заезжим купцам. В 1985 г. произведена реставрация.
Покровская церковь (с. Ира Куюргазинского района) построена в 1914 — 15гг. по проекту московского архитектора М.Е. Приемышева. Покровская церковь является образцом национального ретроспективизма неорусского стиля. Это последнее дореволюционное культовое сооружение на территории Башкортостана. Силуэт и пропорции церкви, общая мажорность ее образного решения далеки от храмового зодчества и отражают сочетание взаимодействие архаичных форм русского зодчества с техническими достижениями ХХ в. Здание с 30-метровой колокольней объемно-силуэтной доминантой села.
Из истории архитектуры каменных построек культового и мемориального назначения
С проникновением ислама в Башкортостан стали сооружаться здания культового (мечети) и мемориального (кэшэнэ) назначения. Древних мечетей не сохранилось, видимо, с самого начала они строились из дерева.
Возникновение первых каменных построек культового и мемориального назначения в X-XIIвв. связано с переселением тюркских родоплеменных групп из средней Азии и северного Приаралья на территорию Башкортостана и распространением ислама. Архитектура первых мавзолеев (кэшэнэ) знаменует начало формирования местной архитектурной традиции под влиянием среднеазиатского творчества.
Ещё посмотрите лекцию "4 часть" по этой теме.
Дошедшие до нас мавзолеи относятся к XIV - XVвв. Из них первоначальный облик сохранило кэшэнэ, известное в литературе под названием «Мавзолей Турахана», «Дом суда». Он находится близ деревни Нижнее Тирме в Чишминском районе, на старом башкирском кладбище. В 300м к югу от Кэшэнэ стоял еще один мавзолей меньшего размера, от которого остались одни лишь развалины.
Мавзолей Тура-хана представляет собой сооружение из грубо обработанных камней. Основание его квадратное, стены через тромпы внутри переходят в восьмигранник, завершающийся двойным (полусферическим внутри и пирамидальным снаружи) куполом. Главный (восточный) фасад оформлен в виде портала со стрельчатой аркой небольшого подъема. С внешней стороны арки сохранилась ниша, в которой, по рассказам жителей, была оформлена орнаментальная вставка. На Южном и западном фасадах – небольшие полуциркульные окна. Весь облик здания производит впечатление необыкновенной прочности и монументальности.
Аналогичную архитектуру имел мавзолей Хусейн-бека, расположенный на кладбище Акзират, на окраине железнодорожной станции Чишмы, отличавшийся лишь сравнительно большими размерами (площадь основания 8,4 х 8.4 м). Здание было реставрировано в 1911г.
Конструктивно близок описанным мавзолей Бэндэбике у деревни Максютово в Кугарчинском районе Башкортостана. И здесь квадратное основание переходит в восьмигранник и купольное покрытие. Здание обрушилось, и на его месте образовался большой курган. Согласно преданию, Бэндэбикэ была родоначальницей племени.
После ее смерти похоронили, как она завещала при жизни, в е доме, построенном из кирпича. В результате раскопок, произведенных в 1968-69гг., в центре помещения была обнаружена могила, в которой погребена сравнительно молодая женщина, страдавшая болезнью шейного отдела позвоночника. Исследователь памятника Н.А.Мажитов датирует его XIV - XVвв.
Дальнейшее развитие каменного зодчества в XIV - XVIIвв. сохранившимися памятниками не представлено. Тем не менее, следы построек фиксировались историками XVIII века на реках Уй и Увелька. К ранним формам каменного зодчества относятся также менгиры – каменные столбы, которые играли роль первых монументов и пространственных ориентиров, связанных с кочевым, полукочевым укладом жизни башкир. Менгиры сохранились близ д.Табулды Стерлибашевского района.