Изменения в социальной структуре
ВТОРОЙ ВОПРОС. Наиболее часто встречающей1ся формой разложения первобытных отношений становится разложение родового строя в форме патриархата. Особенно быстро такой процесс наблюдался в обществах развитых земледельцев и скотоводов – там, где идет плужное и ирригационное земледелие, где мужчина ведет. С другой стороны, смена происходит и у охотников и собирателей, но гораздо более медленно, Идет смена семейных отношений. Парный брак становится все более прочным и постепенно превращается в моногамный. Положение женщины постепенно ухудшается, свободный брачный союз превращается в брак-покупку: жена подчиняется воле мужа. Теперь, чтобы взять девушку в жены, надо заплатить выкуп, и семья жены должна вернуть его в случае развода, даже после смерти мужа жена остается в его семье и выходит замуж за кого-то из его родных. Теперь на первый план выходит верилокальный брак: супруги переселяются в род мужа.
Поскольку брак теперь завязан на имущественных отношения, постепенно с целю не платить выкуп на сторону и оставлять все в пределах своего рода экзогамия сменяется эндогамией: запретом половых отношений за пределами рода. Прежний кросскузенный брак сменяется ортокузенным – параллельно-двоюродным. В этом случае мальчики остаются в своем роду, девочки уходят, браки заключаются между двоюродными братьями и сестрами в пределах рода.
Правда, при смене матриархата патриархатом довольно долгое время сохраняется материнский счет родства. Женщина вступает в брак, уходит в род мужа, ее дети в определенном возрасте возвращаются в род матери, и воспитывает их брат мамы. Такое воспитание получило название овункулат. Эта связь выражалась во взаимных правах и обязанностях: дядя воспитывал их, готовил к инициациям, а племянник наследовал его имущество, был помощником дяде. Постепенно такая ситуация вступает в противоречие с нарастающей ролью отца в семье, с переходом к патриархату. Постепенно появляются компромиссные формы родства. Например, билатеральный счет родства, когда родство считается по обеим линиям, но при этом имущество наследуются по отцовской линии, а социальный статус по материнской. Имущество – от отца, а статус – от дяди по матери. Другой вариант компромиссных форм – перемежающаяся филиация. При таком порядке часть детей относилась к материнскому роду, а часть к отцовскому. Критерием мог служить пол ребенка или порядок появления на свет. Интересным обычаем в этот период был обычай, получивший название кувада (от франц. «высаживать яйца), который подтверждал право отца на родившихся детей. Заключался он в том, что отец имитировал рождение ребенка: за несколько месяцев до рождения отец начинал употреблять в пищу еду беременных, во время родов жена уходила в другую комнату и тихо рожала, а отец в присутствии родственников кричал и демонстрировал потом ребенка. В этот складываются нормы разделения труда: в Меланезии, например, мужчина никогда не готовил пищу в доме, в Южной Америке – мужчина может готовить дома рыбу или мясо, а вот еду из плодов – ни-ни! Только женщина! Если мужчина все же готовил, его осуждало общество. Происходит постепенное обособление отдельных семей, и складываются в рамках прежнего рода так называемые большие семьи, которые начинают играть роль основной ячейки общества. Большая семья (большесемейная община) состояла из 3-4 поколений родственников по отцовской линии и могла состоять из 200-300 человек: например, несколько братьев с женами, детьми, внуками. Как правило, во главе семьи стоял патриарх-мужчина, у женщин тоже была главная. Такая семья заменяет род. Причем, такие большие семьи не могли расти до бесконечности, и семья иногда делилась на две семьи, и родственные большие семьи составляли патронимию. Как правило, патронимия сообща владела семьей, но обработка и потребление были индивидуальными. Большой участок мог быть разделен между входившими в патронимию семьями. Патронимия образовывала отдельное поселение или отдельную улицу в большом поселке. Таким образом, род теряет прежнее значение, хотя и остается верховным собственником земли, поделенной между патронимиями, он обеспечивает членом защиту и взаимопомощь. Впрочем, понятно, что прежняя роль рода сильно упала.
На надсемейном уровне происходит превращение родовой общины в соседскую первобытную общину – социально-экономическую структуру, состоящую их ведущих самостоятельное хозяйство отдельных семей. Как правило, для такой общины характерна общая территория, общинное землевладение, но частное землепользование. В такой общине имеются органы управления, кооперации, взаимопомощи. Еще одна форма появления патриархата – тайные мужские союзы (тайные мужские организации, куда принимали только мужчин отдельного возраста). У каждого союза были специальные обряды принятия, религиозные покровители, к инициациям добавлялось наличие материального взноса. Инициации подразумевали не смерть ребенка и появление взрослого, а смерть члена материнского рода и появление члена отцовского рода. Люди объединялись в такие союзы, у них были свои обряды, постепенно такие союзы контролировали всю деятельность общины. У индейцев пуэбло вождем выбирали главу самого влиятельного мужского союза. У индейцев аджиба были братства шаманов, колдунов. В Африке такие союзы просуществовали до новейшего времени, там первые политические партии создавались из таких союзов. Такие союзы создавались ради борьбы за власть с женскими родами, а потом просто для борьбы за влияние.
Помимо перехода к патриархату в некоторых обществах существовал другой вариант разложения родоплеменных отношений в форме позднего матриархата. Как правило, это было характерно для племен с мотыжным земледелием – обществ, где мужской труд играл большую роль, но и роль женского труда по-прежнему была велика. Женщины в таких обществах еще сохраняли свое влияние: участвовали в выборах, влияли на их исход, их моральный авторитет был велик. Хотя в таких ситуациях те же общины могли возглавлять и мужчины. Своеобразие такого пути выражалось и в семейной сфере. В таких обществах встречается форма брака – дислокальный брак, когда каждый супруг живет в своем роду. Связь с родом сильнее супружеской связи. Сложно сказать, почему в отдельных культах так происходит. При такой форме разложения племенных отношений также появляются объединения больших семей, но тут они называются матронимия: несколько сестер с семьями
Завершая данный вопрос, скажем, что вся эпоха разложения первобытного общества характеризуется увеличением военных предприятий, это вызывает необходимость увеличениям поселений. Также появляются союзы племен. Типичный пример – ирокезский союз.