Римская civitas
ТЕМА: 3 РИМСКАЯ CIVITAS РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЭПОХИ
ПЕРВЫЙ ВОПРОС. РИМСКАЯ CIVITAS: СПЕЦИФИКА РИМСКОГО ГРАЖДАНСТВА
Римская civitas – это вариант греческой полисной организации. Хотя античная цивилизация сложена из полисов как из кирпичиков, здания из этих кирпичиков получились разные. Формирование полисной организации исследователи относят к ранней республике. Полис предполагает общественную организацию, когда нормы общественной жизни устанавливаются коллективно, и, если эти нормы приняты народным собранием, они становятся общеобязательными. Также принцип полисной организации - свобода граждан, у римлян она постулировалась в законодательстве, в религии, и была правом гражданина. Когда Цицерон подчеркивал, что объединяет римских граждан, он писал, что у граждан тесные узы: у них общие права, правосудие, право голоса, общие обычаи, общие связи дружеские, общине священные места, общий форум. И, кроме того, римлян объединяют политические и деловые отношения. Civitas понималась римлянами как коллектив граждан, но, кроме того, почти также как и греки, римляне считали, что civitas – это городское пространство, сакрально ограниченное от другой территории. И о civitas говорят, когда имеют в виду и место, и общее для всех право, и множество людей. Гражданское население. Сами граждане назывались Quirites или cives. Они были членами куриарной организации. Римляне отмечали сами, что отношения в civitas организованы на основе права. Они считали, что граждане – это лица, защищенные правом. Отношения на уровне политическом в своей общине римляне объединяли понятием Res publica. Буквально это понятие означает «публичное дело», антитеза понятию Res privato – дело частное. Для римлян Res publica – это общественная политическая деятельность.
Римские граждане называли себя populus Romanus Quirites. Это значило, что народ был наделен правом:
1) Принимать законодательные нормы. Законы стояли в правовом отношении выше того, что принял сенат. А сенат принимал статус консульта.
2) Будучи носителями государственного верховенства, сами граждане выбирали должностных лиц и делегировали им свое государственное верховенство. Римский народ считался наделенным величием. Слово величие – maiestas. Преступления против народа считались страшными и наказывались жестко. Магистрат в Риме мог выступать от имени народа и был носителем государственного верховенства, которые делегировал коллектив. И понятие «величие римского народа» было применимо к магистратам.
Специфика развития римской государственности заключалась в том, что Рим, будучи небольшим полисом, состоящим из города и прилегающих земель, постепенно завоевывал огромное пространство. И Рим завоевал огромные территории в Италии, потом в Средиземноморье. И для управления этими территориями Рим стал создавать надполисные органы власти. И с увеличением надполисной территории civitas не расплывалась, Рим по-прежнему был полисом. И когда пишут о трансформации Римского полиса в территориальное государство, такая формулировка неприемлема: Рим надстроил внешние надполисные структуры, не нужные для управления собственно полисом.
Чем отличалось римское гражданство? Запись в гражданский коллектив осуществлялась не на местном уровне, в отличие от Афин, где запись осуществлялась в демах. В Риме запись осуществлял цензор (самая почетная должность). Цензоры проводили перепись гражданского населения, они включали в число граждан людей с определенного возраста и вели списки граждан, которые назывались tabulae censoriae. Фиксация гражданина к общине в целом налагала обязанности по отношению к ближайшему окружению, а также ко всему коллективу. А также гражданские добродетели римского гражданина имели ярко выраженный военный характер. Доблесть римского гражданина – это военные доблести. Греческие граждане осознавали себя коллективом, в первую очередь, в политической, во внутренней жизни. А для самоидентификации римлян как граждан очень значимо было военное поприще.
1) Во-первых, у римлян была неразрывная связь военной и политической организации. У римлян была неразрывно связана военная и политическая система. Ярким проявлением этого является центуриатная система, когда по сотням собираются и войско, и народ в комициях.
Рекомендуемые материалы
2) Во-вторых, на ранних этапах существования своей общины у римлян остро стоял вопрос о выживании этой общины. Рим постоянно воевал с окружавшими врагами, воевал в оборонительных целях. И это привело к тому, что воинские моральные качества стали цениться рано и высоко.
Коллектив римских граждан отличался от афинского коллектива более выраженным ранговым и коллективным характером. В Риме на протяжении всей республиканской организации сохранялась ранговость: сначала патриции и плебеи, потом плебеи были уравнены, потом наилитет – верхушка, элита политическая. И, хотя она была текучей и менявшейся, она была более стабильной, чем в греческих полисах. Правящая элита удерживала руководящие позиции в гражданском коллективе. 40% из числа консулов составляли те, у кого отец и дед были консулами.
Правящая элита в Риме была сплоченной. Если афинский демос, чтобы какие-то нужные ему требования привести в жизнь, обращался к помощи аристократии и видел в аристократии свою опору и поддержку, то римский гражданский коллектив выработал другой способ, а именно римский плебс для решения своих проблем смог создать институт, не имеющий аналогов в греческих полисах, - плебейский трибунат.
Следующее отличие римского гражданского коллектива в том, что по-иному, чем в Афинах, считались голоса в пользу каких-то кандидатов. У римлян голосование проходило по принципу «одна центурия – один голос; одна курия, курия, триба – один голос». И этот голос нивелировал вклад каждого гражданина. Конечно, центурия определяла внутри себя один голос, и, когда набиралось большинство голосов, они подавали голос. К чему на практике это приводило? У греков не могло быть, когда «за» подавалось меньше половины голосов, а решение принималось; при большем, чем 50% количестве голосов «против» решение принималось.
К тому же, для римских граждан, в отличие от Афин, при выборе магистратов, при выборе должностных лиц характерно, что выбирали больше персоны, чем программы. И начиная с III в. проводятся активные избирательные кампании. В Риме между 241г. и 218г. была проведена реформа, демократизировавшая выборы. И после этого как раз и начинается активная избирательная борьба.
Следующий момент. Для римлян более важен был территориальный принцип организации общины: ведь римляне изначально не представляли собой этническую общность. Римляне не были коренным населением Италии. И отсюда - важность территориального компонента их общинной организации. Но, видимо, мы в праве говорить, что римская civitas – это все же не место, а, в первую очередь, люди. Интересно, если мы сравним, как римляне и греки выводили колонии своих граждан. Если выводится колония греческая, колонисты основывают новый коллектив граждан. Римляне же основывают новые филиалы своей общины, у них колония – это кусочек римской общины, территориально от нее удаленный.
Следующий момент. Римляне гораздо охотнее, нежели греки, давали людям гражданские права. Почему?
Бесплатная лекция: "31 Россия в 30-е годы" также доступна.
1. Римская община была частью латинского союза.
2. Для Рима на первых этапах проблема выживания стояла остро, и приток свежей крови для города был необходим. Сначала италики, потом пелерины, получали гражданские права, для Рима была характерна гражданская ассимиляция.
3. Это обусловлено политической организацией римской общины. В Риме не было прямой демократии: не хватит ресурсов, если начнет разрастаться гражданский коллектив.
4. Афинский раб мог в редчайших случаях получить афинское гражданство, а в Риме для раба-чужеземца существовала возможность при отпуске на волю получить гражданство. Историки пишут, что раб был «латентным гражданином».
Римская община была больше по численности, чем любой греческий полис. В Афинах жило не более 60 000 человек в период классики. В Риме население в III веке, по Титу Ливию, колебалось в диапазоне +-200 000. По цензу 70 г. до н.э. 900 тыс., а на рубеже н.э. Рим перевалил за 1млн. Отчасти этим была обусловлена иная политическая организация. Прямая демократия возможна при малом объеме гражданского коллектива. А Рим такой коллектив перерос.
15.04