Зрелища
ЗРЕЛИЩА
Трудно сказать какая из древних цивилизаций является родоначальницей зрелищ – этого сильнейшего возбуждающего человеческую психику средства. От древнейшей европейской цивилизации – Крито-Микенской – остались фрески с изображением игр человека с разъяренным быком. Однако неизвестно, носили ли эти игры культово-религиозный или светский характер, наподобие современной корриды.
Первой европейской культурой, где зрелища не имели явного религиозного подтекста, стал Древний Рим. Именно зрелища стали основной приметой древнеримской повседневности. Первые сохранившиеся свидетельства о них относятся к 264 году до н.э.; тогда бились насмерть три пары рабов. Четыре столетия спустя император Траян устроил грандиозные представления, во время которых погибло 10000 человек и 11000 животных.
Рабы, участвовавшие в этих боях, или как их называли, гладиаторы (gladius – меч) подразделялись по типу вооружения на несколько категорий, основными из которых были ретиарии, вооруженные сетью и трезубцем, секуторы, вооруженные мечом и щитом, лаквеарии, вооруженные арканом, андабаты на конях и с копьями, а также бестиарии, сражающиеся с дикими зверями. Иногда гладиаторы объединялись против группы пленников или экзотических варваров. Тела погибших оттаскивали крюками для мяса через Ворота Смерти. Если гладиатор падал раненым, император или другой председательствующий на представлении, жестом определял его судьбу. Поднятый вверх большой палец руки означал сохранение жизни, опущенный вниз – смерть. Организаторы этих битв использовали соперничество гладиаторских школ и рекламировали подвиги знаменитых гладиаторов. Особо прославленные из рабов-гладиаторов получали свободу. Одним из таких вольноотпущенников был и знаменитый Спартак, работавший тренером в одной из гладиаторских школ.
Все возраставшая жажда зрелищ привела к тому, что гладиаторские бои со временем стали перемежаться с охотой на диких зверей, выпущенных на арену. Затем стали устраивать настоящие военные битвы и даже морские сражения на арене, заполненной водой. Наконец, народ стал требовать зрелищ беспримерной жестокости и зверства. Жертвами как правило становились первые христиане. На них натравливали диких быков, заживо жарили, распинали на крестах, обливали горючей смесью, бросали на съедение голодным львам, заставляли плыть на протекающих лодках по водам, кишащим крокодилами. Эти пытки беспрерывно сменялись все новыми изобретениями в области мучительства и зверства. Все это продолжалось до тех пор, пока в 404 году новой эры император-христианин Гонорий не взял верх над Сенатом и не запретил зрелища. Их отголоском является современная коррида.
Еще одним видом древнеримских зрелищ, имеющим прямую аналогию и в современной культуре, стали скачки на колесницах. По традиции 6 запряженных в 4 лошади колесниц делали 7 кругов по арене, состязаясь за огромные призы. В порядке вещей были падения с колесниц и страшные столкновения. Существовал и прообраз современного тотализатора, на котором делались гигантские ставки. Победители в скачках делались кумирами толпы и становились сказочно богатыми. А лошади, победившие в состязаниях, даже увековечивались в каменных изваяниях.
В эпоху средневековья зрелища разделились на элитарные и простонародные. К первым относились рыцарские турниры, также нередко оканчивавшиеся смертью побежденного. Ко вторым можно отнести очень популярные у народа бродячие цирки. На их представлениях можно было увидеть экзотических для европейских жителей животных, а также специально изуродованных людей. В XIII–XVII вв. в Испании, Англии, Германии, Франции действовали преступные сообщества компрачикосов (от исп. – покупатели детей), занимавшиеся похищением и куплей-продажей детей. Купив или похитив ребенка они уродовали его, например разрезали щеки от уха до уха, чтобы сделать смеющегося человека, либо деформировали части тела растущего ребенка специальными формами. Получившихся через несколько лет уродов продавали в качестве придворных шутов и цирковых артистов. Вполне зримый образ таких людей воссоздают основные атрибуты современных цирковых клоунов – грушевидной формы тело, круглый нос, длинные ноги или ступни, улыбка на все лицо, – которые практически в точности копируют уродства жертв компрачикосов.