Ведьмы
ВЕДЬМЫ
Согласно средневековой практике судопроизводства для возбуждения преследования по обвинению в каком-либо преступлении требовалось наличие: во-первых, объективных доказательств, а во-вторых, добровольного признания. Однако преступления в сфере колдовства подпадали под категорию исключительных преступлений, для которых с конца XV века вводятся особые формы судопроизводства.
Во-первых, для обвинения в колдовстве теперь достаточно было одного подозрения. Объективных доказательств не требовалось.
Во-вторых, достоверность и даже элементарная правдоподобность свидетельских показаний теперь также не требовались. Свидетельства теперь могли быть самыми абсурдными и нелепыми, а сами свидетели могли не вызывать никакого доверия.
В-третьих, у обвиняемого теперь не было никаких средств защиты.
Наконец, в-четвертых, и главных, самым важным доказательством вины подозреваемого в колдовстве стало его признание. Поэтому суд добивался признания всеми способами и средствами, и к этому сводилась его главная задача. Самым действенным способом получения признания явилась пытка, вошедшая в законодательство и судебную практику большинства европейских государств.
Для применения пыток против подозреваемых в колдовстве было достаточно даже мельчайших указаний на их виновность, например народной молвы. Указаниями на виновность являлось также наличие родственников осужденных за колдовство, присутствие каких-либо подозрительных знаков на теле, неумение смотреть прямо в глаза, взгляд исподлобья и т.п. Подозрение почти неизбежно приводило к пытке.
Рекомендация для Вас - 3.3 Тайпинское восстание.
Пытки были самые разнообразные. Они были рассчитаны на различные степени физической боли, и были приспособлены к различной чувствительности отдельных частей тела. Орудия пыток были многочисленны и употребление их производилось с определенной постепенностью, образуя целую систему мучений. Пытки применялись до тех пор пока от подозреваемой не добивались признания. Значительное число пытаемых умирало под пыткой; однако палачи старались не допускать этого, так как это могло свидетельствовать об их неопытности. Лишь единицы из многих десятков тысяч жертв инквизиции сумели вынести все эти мучения и не оговорить себя и своих близких. В этом случае они выпускались на свободу, но, как правило, изгонялись из страны.
Судебная процедура инквизиции помимо пыток имела в своем арсенале еще одно действенное средство – ложные обещания. Например, обвиняемой в случае признания обещалось оставление жизни. Однако все осужденные по обвинению в колдовстве подлежали одному единственному виду наказания – сожжению на костре. Лишь в исключительных случаях обвиняемым смягчали их страшную участь – перед сожжением их душили. Семья осужденного лишалась всего имущества, которое конфисковалось и поступало в пользу доносчиков, членов суда и инквизиторов.
Существовал особый институт странствующих инквизиторов, или «комиссаров ведьм» (hexenkomissare), которые переходили из одной местности в другую и собирали сведения о ведьмах, как на основании допросов местных жителей, так и с помощью доносов и слухов. Недостатка в подозреваемых как правило не было. Случалось ли где-нибудь несчастье, наступало ли природное бедствие, появлялась ли эпидемия или кто-нибудь заболевал без особой причины – во всех этих случаях в народе существовало твердое убеждение, что это дело рук появившейся в данной местности ведьмы, и каждый старался выведать в чьем лице скрывается эта ведьма или колдун. Довольно частым явлением были самосуды, когда местные жители подвергали подозреваемую в колдовстве «испытанию водой». Для этого подозреваемую ведьму раздевали, крестообразно связывали (левая рука к правой ноге, и наоборот) и погружали в воду. Если она опускалась на дно и тонула, ее вытаскивали назад, а подозрение считалось недоказанным. Если же она всплывала, ее виновность считалась доказанной, а сама она передавалась в руки инквизиции.
Последние по времени сожжения ведьм произошли в Шотландии в 1722 году, Швейцарии и Испании в 1782 году, в Пруссии в 1793 году. Одержимость поиском ведьм в Европе, начиная со 2 половины XV века и до своего затухания в XVIII веке, просуществовала непрерывно в течение 300 лет и поглотила несколько сотен тысяч ни в чем не повинных людей. До сих пор нет сколько-нибудь внятного объяснения этому феномену.
Согласно одной из точек зрения, его возникновению могло поспособствовать следующее обстоятельство. Большинство всплесков «охоты на ведьм» приходятся на периоды максимального увлажнения. Во влажные годы на колосьях ржи, являвшейся одним из основных хлебов того времени в Европе, паразитирует грибок спорынья – сильнейший галлюциноген. В середине прошлого века из спорыньи был синтезирован знаменитый наркотик ЛСД-25. Попадая даже в микроскопических дозах внутрь человека с непропеченным хлебом, спорынья вполне могла создать благоприятные условия для возникновения массовых психозов и истерических реакций.
По другой точке зрения в основе «охоты на ведьм» лежат общесистемные закономерности. Чрезмерные защитные реакции обычно возникают как следствие неспособности системы к адекватному реагированию на опасные внешние или внутренние флуктуации. Ощущение угрозы, при отсутствии возможности определить ее сущность, заставляет систему реагировать на любые (даже самого фантастического характера) сведения об источниках возможной опасности. Как правило, подобные процессы происходят в обществах, где новые социальные отношения вынуждены пробиваться сквозь старые законсервировавшиеся общественные формы. С этой точки зрения, охота на ведьм являлась неизбежной платой за беспрецедентно высокие темпы развития Европы в XV–XVII веках.