Цивилизацийная теория П.Сорокина
Цивилизацийная теория П.Сорокина
Выделим некоторые наиболее принцип. возражения П. Сорокина против цивилизацией ной теории А. Тойнби:
1. Из тысяч или десятков тысяч социокультурных образований доцивилизационного уровня, существовавших в истории человечества, лишь очень немногие выработали исторически самостоятельные формы цивилизации, а все остальные были поглощены расширяющимися цивилизациями.
2. Цивилизации не обязательно основываются на какой-либо Большой идее, которая в них формулируется, развивается и реализуется. Они могут не представлять собой логично построенную или эстетически целостную систему. Напротив, они заключают в себе крайние противоречия, приводящие к конфликтам, диалектическим процессам, что и получает выражение в их исторической динамике.
Многие деятели культуры, философы, харизматики и пророки, действующие в рамках данной цивилизации, зачастую стремятся создать или открыть исходные основания, первичные символы, конечные ценности или утопические трактовки для остального населения, и нередко оно именно так и воспринимает это творчество. Однако в действительности между этими ценностями возникают удивительные противоречия. Хотя каждая цивилизация представляет из себя каузально детерминированную систему, эта детерминация не обязательно сводится к «смысловой» системе. Степень ее «осмысленности» может возрастать или уменьшаться.
Цивилизации представляют собой реальность, отличающуюся от ее частей, и эти части взаимозависимы. Они зависят от целого и сами оказывают на него воздействие. Они сохраняют свою самобытность, несмотря на все изменения своих частей. Они имеют внутреннюю морфологическую структуру. Они эволюционируют в силу эндогенных источников до тех пор, пока не попадают под влияние других цивилизаций.
Претерпевая постоянные изменения, цивилизации вместе с тем подвержены циклическим ритмам, определенным тенденциям. Изучение циклических закономерностей или динамических универсалий — важная задача цивилизационной теории. Фазы эволюции и конечные этапы, через которые проходят цивилизации, при всей специфике для каждой цивилизации имеют много сходного.
В рамках цивилизаций чередуются национально-государственные образования с универсальн. государствами.
Хотя П. Сорокин подверг принципиальной критике выделенные А. Тойнби цивилизации как единицы анализа,цивилизационщики могут многое почерпнуть из П. Сорокина, равно как из согласий и разногласий между ним и А. Тойнби. Мы должны признать его диалектический вклад в нашу библиотеку основоположников.