Установление автора, времени и места создания источника
§ 5. Установление автора, времени
и места создания источника
Третья группа задач текстологического этапа источниковедческого исследования - установление автора или лиц, причастных к возникновению источника: составителей, редакторов, издателей, времени, места и, следовательно, обстоятельств его создания. В этом плане данная часть текстологического исследования похожа на детективное (следовательское) расследование - фактически ставятся те же вопросы: кто, когда, где, с какой целью.
Для получения ответов на поставленные вопросы исследователь опирается на результаты, полученные в ходе изучения внешнего облика и лексико-семантического анализа текста, а также на собранные из других материалов сведения о «биографии» источника.
В предыдущих разделах уже говорилось, что каждый документ представляет собой не только отражение, но и воплощение (часть) той исторической обстановки, в которой он был рожден. Поэтому решение указанных задач имеет особое значение.
В источниковедческих и исторических исследованиях при установлении авторства, в процессе датировки и локализации источников успешно применяются приемы и методы, разработанные разными вспомогательными историческими дисциплинами.
Вместе с тем, в практической работе архивистов, археографов и исследователей часты неточности или недостаточная аргументированность при установлении авторов, времени, места и обстоятельств создания источников[1]. Все это объясняется тем, что существует ряд проблем, требующих теоретико-методического осмысления и обобщения[2].
В дискуссионном состоянии находятся вопросы о том, каким термином следует обозначать процедуру установления авторской принадлежности источников, каковы должны быть критерий и норма (достаточная полнота, степень необходимости) этой работы. Не решен также вопрос о критерии и норме (степени необходимой полноты) датировки источников разных видов. Терминологические поиски отечественных историков продолжаются: ими неоднократно высказывалась мысль о необходимости упорядочения понятийного аппарата источниковедения[3]. Поэтому в пособии не только рассматриваются предложенные в литературе спорные вопросы, но и предлагается их решение.
Проблема установления авторства. Начнем с рассмотрения вопроса о том, каким термином обозначать процесс или процедуру установления авторской принадлежности. В отечественном источниковедении для решения этой проблемы давно был принят термин - «атрибуция » источника. Эта дефиниция была взята из терминологического аппарата литературоведческой текстологии. Однако еще в 1971 г. Л.Е. Шепелев высказал справедливое сомнение в правомерности употребления подобного термина как синонима выражения «установление автора». Он мотивировал это тем, что источниковедческая атрибуция включает выяснение всех присущих источнику атрибутов: автора, адресата, времени и места составления, вида, разновидности и варианта[4].
Рекомендуемые материалы
А.П. Пронштейн, продолжая в принципе использовать термин «атрибуция», предложил новое определение процедуры установление автора источника - «апроприирование », т.е. приписывание источника какому-либо автору[5]. Позднее он и И.Н. Данилевский предложили еще один термин - групповая и индивидуальная «идентификация », для определения роли группы или отдельного лица в составлении текста источника[6].
Очевидна дискуссионность состояния вопроса о том, каким термином обозначать процедуру установления авторско-издательской принадлежности источников. Для участия в дискуссии можно внести предложение о замене распространенного термина «атрибуция» термином «патернизация» , образовывая его от французского слова «la paternitè» - авторство.
В дискуссионном состоянии находится также вопрос о критерии установления авторской принадлежности источника, особенно, если он создавался коллективно или отражал позицию организации.
Критерий патернизации опирается на осознание исследователем потребности выяснения личности автора. «Знание имени автора или составителя источника, редактора или инициатора создания текста часто позволяет точнее установить место, время и обстоятельства возникновения документа, полнее раскрыть его социальное и политическое значение и ... выяснить причины его появления»[7].
Критерий патернизации тесно связан с ее нормой - степенью достаточной и необходимой полноты - установления автора, которая в свою очередь зависит от видовой принадлежности источника.
Для некоторых видов и разновидностей источников: эпистолярия, дневников, мемуаров, научных, литературно-художественных и изобразительных произведений - необходимо выяснять имя персонального автора.
Документы политических партий и общественных организаций, выработанных на съездах и собраниях: программы, уставы, декларации, манифесты, отчеты, протоколы, резолюции и др. - не требуют определения имени конкретного составителя. Достаточно знать тот коллектив, который принял или утвердил данный документ. Именно этой группе лиц, выступающей от имени своей организации (партии), и будет принадлежать установленное исследователем авторство источника.
Подобная норма установления авторской принадлежности характерна и для материалов публицистики. Тексты газетных и журнальных статей, листковых изданий - это почти всегда продукты коллективного творчества: автора, редактора или редакционной группы, переписчика и издателя (особенно у нелегальных листковых изданий). От участников авторско-редакционно-издательской группы зависело точное воспроизведение текста, его оформление, соблюдение всех атрибутов формуляра. Поэтому для таких источников достаточно определить групповую авторскую принадлежность. Однако для многих публицистических произведений, воздействовавших на общественное сознание на основе четко выраженной авторской позиции, установление имен лиц, на разных этапах принимавших участие в их создании, имеет большее значение, чем для документов партий и общественных организаций.
Неодинаковость потребности выяснения авторства для разных видов и разновидностей источников уже отмечалась в литературе. В книге А.П. Пронштейна и И.Н. Данилевского сказано, что эта потребность выше для повествовательных материалов и ниже для законодательных документов, актов, грамот и т.п.[8]
«Выше» в данном случае означает, что для так называемых повествовательных (нарративных) источников желательно и чаще всего совершенно необходимо устанавливать индивидуального автора или поименный состав редакционной группы. Использованное слово «ниже» указывает на то, что для документов официального происхождения значительно более важно знать не индивидуального автора, а то учреждение, орган, в недрах которого составлялся исследуемый документ.
Естественно, что указанная норма не запрещает исследователю при благоприятных возможностях (наличии необходимой информации) уточнять состав группы людей, принимавших участие в создании документа.
[1] См.: Каменцева Е.И. Хронология. - М., 1967. С. 166 - 169 .
[2] См.: Пронштейн А.П., Данилевский И.Н. С. 64.
"Период боярского правления" - тут тоже много полезного для Вас.
[3] См.: Минц С.С., Ратушняк В.Н., Щетнев В.Е. Из опыта составления словаря по источниковедению // Актуальные проблемы источниковедения и специальных исторических дисциплин: Тезисы докладов IV Всесоюзной конференции. Днепропетровск, 31 октября - 2 ноября 1983 г. С. 59, 64, 67; Беленький И.Л. Разработка проблем теоретического источниковедения в советской исторической науке. С. 7.
[4] См.: Шепелев Л.Е. Архивные разыскания и исследования. - М., 1971. С. 3, 103; он же. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины: К вопросу об их задачах и роли в историческом исследовании // Вспомогательные исторические дисциплины. - Л., 1982. Т. XIII. С. 10.
[5] См.: Пронштейн А.П. Методика исторического источниковедения. С. 235, 236.
[6] См.: Пронштейн А.П., Данилевский И.Н. С. 197.
[7] Пронштейн А.П., Данилевский И.Н. С. 174.
[8] См.: Пронштейн А.П., Данилевский И.Н. С. 174