Популярные услуги

Главная » Лекции » История » История России (методическая литература) » Политическая история Киевской Руси

Политическая история Киевской Руси

2021-03-09СтудИзба

Политическая история Киевской Руси (по начало XI в.)

История Киевской Руси имеет относительно короткую хронологическую протяженность. Если отсчитывать ее с вокняжения Олега в Киеве, а это 882 год, то, получается, что Киевская Русь просуществовала всего 250 лет, ибо в 1132 году летописец уже сделал запись о распаде Земли Русской. Вспомните, что вам известно о походе Олега и захвате им власти в Киеве. Объясните причины и цели данного подхода.

Но это были крайне насыщенные годы. Развивалось государство. Киевские князья собирали земли, боролись с кочевниками, совершали походы на Византию, совершенствовали систему сбора дани. С разрастанием княжеского рода появились драматические страницы, связанные с путаницей в порядке престолонаследия, начались межкняжеские усобицы. Наиболее дальновидные князья пытались выйти из этой ситуации, но их начинаниям далеко не всегда были успешны...

Бурлила не только политическая жизнь. Не меньший интерес представляют собой и экономические, социальные, духовные процессы. Росли и обустраивались города, формировались социальные слои и группы. На этот период выпадают непреходящие по значимости религиозные реформы.

Закономерно, что переплетение этих процессов рождает острейшие споры, различные точки зрения историков как в рамках формационного, так и цивилизационного восприятия событий.

Начать рассмотрение ситуации видится целесообразным с уяснения деятельности первых киевских князей, создавших, образно говоря, «тело» Древнерусского государства. Именно тогда, при первых рюриковичах, были заложены основы многих последующих событий, включая и сам распад того раннесредневекового государственного гиганта, которого мы называем Киевская Русь.

Еще раз напомним, что многие историки вполне справедливо делают акцент на роль в процессе возникновения Древнерусского государства двух ранних центров восточнославянской государственности – среднеднепровского (Куяба) и приильменского (Славия), полагая их объединение в результате захвата Олегом власти в Киеве (882 год) началом возникновения Киевской Руси.

В Начальном киевском своде, который, как полагают исследователи, был написан ранее Повести временных лет (в конце XI в.) и который дошел до нас в составе новгородского летописания, утверждается, что Игорь изначально утвердился в качестве великого князя. А Олег был лишь его воеводой.

«По двою же лету умре Синеусъ и брат его Труворъ, и прия власть единъ Рюрикъ, обою брату власть, и нача владети единъ. И роди сынъ, и нарече имя ему Игорь. И възрастъшю же ему, Игорю, и бысть храборъ и мудръ. И бысть у него воевода, именемъ Олегъ, муж мудръ и храборъ. И начаста воевати, и налезоста Днепрь реку и Смолнескъ град. И оттоле поидоша внизъ по Днепру, и приидоша къ горам кыевъскым, и узреста городъ Кыевъ, и испыташа, кто в немъ княжить; и реша: «два брата, Асколдъ и Диръ». Игорь же и Олегъ, творящася мимоидуща, и потаистася въ лодьях, и с малою дружиною излезоста на брегъ, творящася подугорьскыми гостьми, и съзваста Асколда и Дира. Слезъшима же има, выскакаша прочии воины з лодеи, Игоревы, на брегъ; и рече Игорь ко Асколду: «вы неста князя, ни роду княжа, нь азъ есмь князь, и мне достоить княжити». И убиша Асколда и Дира; и абие несъше на гору, и погребоша и Асколда на горе, еже ся ныне Угорьское наричеть, идеже есть дворъ Олминъ; на тои могыле постави Олма церковь святого Николу, а Дирева могыла за святою Ириною. И седе Игорь, княжа, в Кыеве; и беша у него Варязи мужи Словене, и оттоле прочии прозвашася Русью. Сеи же Игорь нача грады ставити, и дани устави Словеномъ и Варягомъ даяти, и Кривичемъ и Мерямъ дань даяти Варягомъ, а от Новагорода 300 гривенъ на лето мира деля, еже не дають. И пакы приведе себе жену от Плескова, именемъ Олгу, и бе мудра и смыслена, от нея же родися сынъ Святославъ».

Рекомендуемые материалы

(Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. (Младший извод). http://litopys.org.ua/novglet/)

 С образованием Киевской Руси политический институт племенных князей постепенно прекратил свое существование. Их место занимают представители рода Рюрика.

Вспомним первых князей Киевской Руси и даты их правления согласно Повести временных лет. (В учебниках вам могут встретиться иные даты. Попробуйте разъяснить их расхождения с Повестью временных лет).

Олег (882 – 912 гг.)

Игорь (913 – 945 гг.)

Ольга (с 946 ориентировочно до 964 г.)

Ольга правила в силу малолетства своего сына Святослава, хотя и после его возмужания она продолжала осуществлять управленческие функции в Киеве по причине постоянного отсутствия Святослава, находившегося в военных походах, и малолетства своих внуков (сыновей Святослава). Умерла Ольга в 969 году.

                            Святослав (964 – 972 гг.)

Ярополк (973 – 980 гг.)

Владимир (980 – 1015 гг.)

Необходимо не просто усвоить хронологию первых киевских правителей. Требуется раскрыть наиболее характерные события, связанные с их деятельностью.

Какие славянские и финно-угорские племена подчинил власти Киева князь Олег? Вспомните о походе Олега на Византию в 907 г. и об условиях заключенного по его итогам (в 912 г.) мирного договора. Какое он имел значение для развития Руси?

Что вам известно о походах Игоря на Византию? Почему договор с Византией 945 года считается менее выгодным для Руси, чем договор Олега?

ТЕКСТЫ ДОГОВОРОВ С ВИЗАНТИЕЙ

(Повесть временных лет / Подг. текста, пер. и коммент. О.В. Творогова // Библиотека литературы древней Руси. Т.1. http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2070)

ТЕКСТ ДОГОВОРА ОЛЕГА С ВИЗАНТИЕЙ
(912 год)

«Таковы суть главы договора, относительно которых мы себя обязали по Божьей вере и дружбе: первыми словами нашего договора помиримся с вами, греки, и станем любить друг друга от всей души и по всей доброй воле, и не дадим произойти, насколько это в нашей власти, никакому обману или преступлению от сущих под рукою наших светлых князей. Но постараемся, насколько в силах наших, сохранить с вами, греки, в будущие годы и навсегда непревратную и неизменную дружбу, изъявлением и преданием письму с закреплением, клятвой удостоверяемую. Также и вы, греки, соблюдайте такую же непоколебимую и неизменную дружбу к князьям нашим светлым русским и ко всем, кто находится под рукою нашего светлого князя всегда и во все годы.

А о главах, касающихся возможных злодеяний, договоримся так: те злодеяния, которые будут явно удостоверены, пусть считаются бесспорно совершившимися; а каким не станут верить, пусть клянется та сторона, которая домогается, чтобы злодеянию этому не верили; и когда поклянется сторона та, пусть будет такое наказание, каким окажется преступление.

Об этом: если кто убьет, – русский христианина, или христианин русского, – да умрет на месте убийства. Если же убийца убежит, а окажется имущим, то ту часть его имущества, которую полагается по закону, пусть возьмет родственник убитого, но и жена убийцы пусть сохранит то, что полагается ей по закону. Если же окажется неимущим бежавший убийца, то пусть останется под судом, пока не разыщется, а тогда да умрет.

Если ударит кто мечом или будет бить каким-либо другим орудием, то за тот удар или битье пусть даст 5 литров серебра по закону русскому; если же совершит этот проступок неимущий, то пусть даст сколько может, так, что пусть снимет с себя и те самые одежды, в которых ходит, а об оставшейся неуплаченной сумме пусть клянется по своей вере, что никто не может помочь ему, и пусть не взыскивается с него этот остаток.

Об этом: если украдет что русский у христианина, или напротив, христианин у русского, и пойман будет вор пострадавшим в то время, когда совершает кражу, либо если приготовится вор красть и будет убит, то не взыщется смерть его ни от христиан, ни от русских; но пусть пострадавший возьмет то свое, что потерял. Если же добровольно отдастся вор, то пусть будет взят тем, у кого он крал, и пусть будет связан, и отдаст то, что украл, в тройном размере.

Об этом: если кто из русских христианину или христианин русскому с побоями угрожает, и насилие явно, или отнимет что-либо, принадлежащее другому, то пусть вернет в тройном размере.

Если выкинута будет ладья сильным ветром на чужую землю и будет там кто-нибудь из нас, русских, и станет помогать сохранить ладью с грузом ее и отправить ее вновь в христианскую землю, то следует нам проводить ее через всякое опасное место, пока не придет в место безопасное; если же ладья эта бурей или на мель сев задержана и не может возвратиться в свои места, то поможем гребцам той ладьи мы, русские, и проводим их с товарами их поздорову. Если же случится около Греческой земли такая беда с русской ладьей, то проводим ее в Русскую землю и пусть продают товары той ладьи, так что если можно что продать из той ладьи, то пусть вынесем [на греческий берег] мы, русские. И когда приходим [мы, русские] в Греческую землю для торговли или посольством к вашему царю, то [мы, греки] пропустим с честью проданные товары их ладьи. Если же случится кому-либо из прибывших с ладьею быть убиту или избитому от нас, русских, или что-нибудь будет взято, то пусть будут виновники присуждены теми к вышесказанному наказанию.

Если пленник той или иной стороны насильно удерживается русскими или греками, будучи продан в их страну, и если действительно окажется русский или грек, то пусть выкупят и возвратят выкупленное лицо в его страну и возьмут цену его купившие, или пусть будет предложена за него цена, полагающаяся за челядина. Также, если и на войне взят будет он теми греками, – все равно пусть возвратится он в свою страну, и отдана будет за него обычная цена его, как уже сказано выше.

Если же будет набор в войско и когда нужда возникнет, и эти [русские] захотят почтить вашего цесаря, и сколько бы ни пришло их в какое время, и захотят остаться у вашего цесаря по своей воле, то пусть так будет.

Еще о русских, о пленниках. Явившиеся из какой-либо страны [пленные христиане] на Русь и продаваемые [русскими] назад в Грецию, или пленные христиане, приведенные на Русь из какой-либо страны, – все эти должны продаваться по 20 золотников и возвращаться в Греческую землю.

Об этом: если украден будет челядин русский, либо убежит, либо насильно будет продан и жаловаться станут русские, пусть докажут это о своем челядине и возьмут его на Русь, но и купцы, если потеряют челядина и обжалуют, пусть требуют судом и, когда найдут, – возьмут его. Если же кто-либо не позволит произвести дознание, – тем самым не будет признан правым.

О русских, служащих в Греческой земле у греческого царя. Если кто умрет, не распорядившись своим имуществом, а своих [в Греции] у него не будет, то пусть возвратится имущество его на Русь ближайшим младшим родственникам. Если же сделает завещание, то возьмет завещанное ему тот, кому завещал письменно наследовать его имущество, и да наследует его.

О русских торгующих.

О различных людях, ходящих в Греческую землю и остающихся в долгу. Если злодей не возвратится на Русь, то пусть жалуются русские греческому царству, и будет он схвачен и возвращен насильно на Русь. То же самое пусть сделают и русские грекам, если случится такое же.

В знак крепости и неизменности, которая должна быть между вами, христианами, и русскими, мирный договор этот сотворили мы Ивановым написанием на двух хартиях – цесаря вашего и своею рукою, – скрепили его клятвою предлежащим честным крестом и святою единосущною Троицею единого истинного Бога вашего и дали нашим послам. Мы же клялись цесарю вашему, поставленному от Бога, как божественное создание, по закону и по обычаю нашим, не нарушать нам и никому из страны нашей ни одной из установленных глав мирного договора и дружбы. И это написание дали царям вашим на утверждение, чтобы договор этот стал основой утверждения и удостоверения существующего между нами мира. Месяца сентября 2, индикта 15, в год от сотворения мира 6420».

ТЕКСТ ДОГОВОРА ИГОРЯ С ВИЗАНТИЕЙ
(945 год)

«Великий князь русский и бояре его пусть посылают в Греческую землю к великим цесарям греческим сколько хотят кораблей с послами своими и с купцами, как это установлено для них. Раньше приносили послы золотые печати, а купцы серебряные. Ныне же стал князь ваш посылать грамоту в царство наше; те послы и гости, которые будут посылаться им, пусть приносят грамоту, написав в ней, что «послал столько-то кораблей», чтобы из этих грамот мы узнали, что пришли они с мирными целями. Если же придут без грамоты и окажутся в руках наших, то мы будем содержать их под надзором, пока не возвестим князю вашему. Если же не дадутся нам и сопротивятся, то убьем их, и пусть не взыщется смерть их от князя вашего. Если же, убежав, вернутся в Русь, то напишем мы князю вашему, и пусть делают, что хотят. Если же русские придут не для торговли, то пусть не берут месячины. Пусть накажет князь своим послам и приходящим сюда русским, чтобы не творили бесчинств в селах и в стране нашей. И, когда придут, пусть живут у церкви святого Мамонта, и тогда пошлем мы, цесари, чтобы переписали имена ваши, и пусть возьмут месячину – послы посольскую, а купцы месячину, сперва те, кто от города Киева, затем из Чернигова и из Переяславля и из прочих городов. Да входят они в город через одни только ворота в сопровождении царева мужа без оружия, человек по 50, и торгуют сколько им нужно, и выходят назад; муж же наш царский да охраняет их, так что если кто из русских или греков сотворит неправо, то пусть рассудит то дело. Когда же русские входят в город, то пусть не творят вреда и не имеют права покупать паволоки дороже, чем по 50 золотников; и если кто купит тех паволок, то пусть показывает цареву мужу, а тот наложит печати и даст им. И те русские, которые отправляются отсюда, пусть берут от нас все необходимое: пищу на дорогу и что необходимо ладьям, как это было установлено раньше, и да возвращаются в безопасности в страну свою, и да не имеют права зимовать у святого Мамонта.

Если убежит челядин у русских, то пусть придут за ним в страну царства нашего, и если окажется у святого Мамонта, то пусть возьмут его; если же не найдется, то пусть клянутся наши русские христиане, а нехристиане по закону своему, и пусть тогда возьмут от нас цену свою, как установлено было прежде, – по 2 паволоки за челядина.

Если же кто из челядинов наших царских или города нашего, или иных городов убежит к вам и захватит с собой что-нибудь, то пусть опять вернут его; а если то, что он принес, будет все цело, то возьмут от него два золотника за поимку.

Если же кто покусится из русских взять что-либо у наших царских людей, то тот, кто сделает это, пусть будет сурово наказан; если уже возьмет, пусть заплатит вдвойне; и если сделает то же грек русскому, да получит тоже наказание, какое получил и тот.

Если же случится украсть что-нибудь русскому у греков или греку у русских, то следует возвратить не только украденное, но и цену украденного; если же окажется, что украденное уже продано, да вернет цену его вдвойне и будет наказан по закону греческому, и по уставу греческому и по закону русскому.

Сколько бы пленников христиан наших подданных ни привели русские, то за юношу или девицу добрую пусть наши дают 10 золотников и берут их, если же среднего возраста, то пусть дадут им 8 золотников и возьмут его; если же будет старик или ребенок, то пусть дадут за него 5 золотников.

Если окажутся русские в рабстве у греков, то, если они будут пленники, пусть выкупают их русские по 10 золотников; если же окажется, что они куплены греком, то следует ему поклясться на кресте и взять свою цену – сколько он дал за пленника.

И о Корсунской стране. Да не имеет права князь русский воевать в тех странах, во всех городах той земли, и та страна да не покоряется вам, но когда попросит у нас воинов князь русский, дадим ему, сколько ему будет нужно, и пусть воюет.

И о том: если найдут русские корабль греческий, выкинутый где-нибудь на берег, да не причинят ему ущерба. Если же кто-нибудь возьмет из него что-либо, или обратит кого-нибудь из него в рабство или убьет, то будет подлежать суду по закону русскому и греческому.

Если же застанут русские корсунцев за ловлей рыбы в устье Днепра, да не причинят им никакого зла.

И да не имеют права русские зимовать в устье Днепра, в Белобережье и у святого Елферья; но с наступлением осени пусть отправляются по домам в Русь.

И об этих: если придут черные болгары и станут воевать в Корсунской стране, то приказываем князю русскому, чтобы не пускал их, иначе причинят ущерб и его стране.

Если же будет совершено злодеяние кем-нибудь из греков, – наших царских поданных, – да не имеете права наказывать их, но по нашему царскому повелению пусть получит тот наказание в меру своего проступка.

Если убьет наш подданный русского, то да задержат убийцу родственники убитого, и да убьют его. Если же убежит убийца и скроется, а будет у него имущество, то пусть родственники убитого возьмут имущество это; если же убийца окажется неимущим и также скроется, то пусть ищут его пока не найдется. И да будет убит.

Если же ударит мечом или копьем, или иным каким-либо оружием русский грека или грек русского, то за то беззаконие пусть заплатит виновный 5 литров серебра по закону русскому; если же окажется неимущим, то пусть продадут у него все, что только можно, так что даже и одежды, в которых он ходит, и те пусть с него снимут, а о недостающем пусть принесет клятву по своей вере, что не имеет ничего, и только тогда пусть будет отпущен.

Если же пожелаем мы, цари, у вас воинов против наших врагов, да напишем о том великому князю вашему, и вышлет он нам столько их, сколько пожелаем; и отсюда узнают в иных странах, какую любовь имеют между собой греки и русские.

Мы же договор этот написали на двух хартиях, и одна хартия хранится у нас, цесарей, – на ней есть крест и имена наши написаны, а на другой – имена послов и купцов ваших. А когда послы наши царские выедут, – пусть проводят их к великому князю русскому Игорю и к его людям; и те, приняв хартию, поклянутся истинно соблюдать то, о чем мы договорились и о чем написали на хартии этой, на которой написаны имена наши».

Что вы знаете о гибели князя Игоря? Какие изменения в системе сбора дани после его смерти были осуществлены княгиней Ольгой?

Почему в литературе утверждается, что в характере и деятельности Святослава мы в большей мере наблюдаем черты бродячего викинга, чем правителя Русской земли? Вспомните, при каких условиях погиб князь Святослав Игоревич.

Какими событиями наиболее известно правление князя Владимира Святославовича?

Если подводить обобщающие итоги деятельности первых киевских князей (от Олега до Владимира Святославовича), то можно сказать, что главными ее направлениями были:

– объединение всех восточнославянских (и части финно-угорских) племен под властью великого князя киевского;

Обратите при этом внимание, что Киев насильственно подчинил себе многие племена, особенно те из них, которые не имели прямого интереса в усилении власти Киева (как, скажем, вятичи). Данный момент будет подпитывать центробежные тенденции внутри государственного организма, явится одним из факторов распада Киевской Руси.

– организация системы княжеской власти, в том числе сбора дани;

– налаживание международных связей (в первую очередь с Византией), которые осуществлялись самыми разными способами – от войн до мирных договоров;

– приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей, которые вели к этим рынкам;

– защита территорий от внешней угрозы, борьба с набегами кочевников.

Еще один момент, требующий осмысления, это та система наследования великокняжеской власти, которая сложилась в рассматриваемый период. Момент этот будет иметь особенное значение для понимания ситуации на завершающих этапах существования Киевской Руси.

Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта - 3.5 Орендургский край после крестьянской войны.

Вплоть до смерти Владимира Святославича (1015 год) наследование происходило по старшинству, когда власть передавалась старшему в роде Рюриковичей.

Рассмотрите более детально, как осуществлялась передача киевского престола при первых Рюриковичах.

Пока существующая система престолонаследия не создавала особых проблем, не создавала в силу малочисленности самого рода Рюриковичей и соответственно наследников власти. «По старшинству», в сущности, означало здесь – «от отца к старшему сыну». Но уже становились заметны первые признаки будущих серьезных осложнений.

Отношения по линии отца с сыновьями складывались еще вполне определенно. Но после его смерти начинали возникать осложнения между братьями, появился вопрос о реальном статусе младших в отношении старейшего, что перерастало в борьбу за власть.

И самым ранним проявлением стало столкновение между сыновьями знаменитого князя-завоевателя Святослава Игоревича. В ходе первой в истории Киевской Руси межкняжеской усобицы погибли старшие сыновья Святослава Олег и Ярополк, а власть была захвачена самым младшим – Владимиром.

Разобрав основные политические моменты начальной истории Киевской Руси, следует обратиться к рассмотрению тех процессов и тенденций, что наблюдались в развитии древнерусского общества.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5160
Авторов
на СтудИзбе
439
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее