Образование государства Киевская Русь
Образование государства Киевская Русь.
Образование Древнерусского государства – один из наиболее сложных процессов в отечественной истории. Его истоки окутаны туманом Хроноса, расплывчаты и неопределенны.
Понятно, что чем дальше по времени отстоит от нас тот или иной исторический процесс, чем более растянуты его хронологические рамки, тем более разрозненны источники, противоречивы содержащиеся в них сведения. И тем труднее он поддается реконструкции.
Поэтому образование Киевской Руси – это широкое поле для дискуссий историков, для существования различных точек зрения, нередко диаметрально противоположных. Дискуссионный характер имеет процесс этногенеза славян, период их прихода на восточноевропейскую равнину, роль варяжского фактора в деле образования государственности у восточных славян и время ее возникновения, происхождение самого понятия «Русь»...
Важно осмыслить эти точки зрения, их суть, их аргументацию, на что они опираются. А потому начать логично с вопроса об исторических источниках, которые донесли до нас сведения о древней истории наших предков.
Прежде чем рассматривать проблематику образования государства Киевская Русь, следует понять, какие исторические источники служат основой наших знаний по истории изучаемого периода.
Основное внимание логично сосредоточить на характеристике письменных источников. И здесь сразу заметен целый ряд осложняющих ситуацию моментов.
Во-первых, это очень далекий от нас период истории, от которого осталось сравнительно небольшое количество письменных свидетельств.
Во-вторых, содержащаяся в них информация разрозненна и достаточно противоречива.
Рекомендуемые материалы
В-третьих, поиск в источниках привычных для нас названий может не привести к ожидаемым результатам. (Скажем, существующие в настоящее время народы или географические названия могли именоваться в древности совершенно иначе). Следовательно, возникает проблема определения, что именно скрывается за теми или иными названиями, встречающимися в дошедших до нас письменных свидетельствах.
Какие еще осложнения вы можете указать? |
Древнейшие славяне (праславяне) упоминаются под именем венеды (или венеты) в трудах античных авторов еще рубежа I тысячелетия до нашей эры и I тысячелетия нашей эры (Полибия, Тита Ливия, Страбона, Птолемея, Тацита).
Примерно с VI века н.э. в дошедших до нас сочинениях византийских авторов венеды уже называются склавенами и антами.
Важные сведения о славянах в IX – X столетиях содержатся в сочинениях не только византийских, но и мусульманских писателей, а также ряде других документов. (См.: Список рекомендуемой литературы. Раздел «Источники»)
Одежда, украшения и оружие - лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.
Среди дошедших до нас непосредственно древнерусских письменных источников важнейшее место бесспорно принадлежит летописям. Последние представляют собой событийные записи по годам (по летам – отсюда и название). Cоставленные изначально летописцем так называемые первичные летописи впоследствии переписывались и дорабатывались монахами-переписчиками, которые сводили первоначальные записи в единое целое, а также добавляли записи о событиях, которым сами являлись современниками. В итоге получались летописные своды (своеобразные летописные собрания сочинений).
Подавляющая часть известных летописных сводов своей исходной основой имеют так называемую «Повесть временных лет», авторство которой чаще всего связывают с монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.
Рекомендуется ознакомиться с Повестью Временных лет.
Для ознакомления можно использовать текст в переводе Д.С. Лихачева:
1. http://www.russiantext.com/russian_library/2/old_russian/povest.htm
2. http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=168
Или в переводе О.В. Творогова:
Библиотека литературы Древней Руси. Т.1. http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2070
Что вы знаете об условиях в которых была написана Повесть временных лет? Какие точки зрения встречаются в литературе по поводу ее авторства? Что вам известно о Несторе-летописце? |
В любом случае следует учитывать, что имеющиеся в распоряжении исследователей письменные источники, отражающие древнюю историю славян, процессы становления древнерусского общества, образования древнерусской государственности, носят нередко отрывочный и противоречивый характер. И даже дополненные данными археологии, материалом, дошедшим до нас в произведениях фольклора (скандинавские саги, древнерусские былины, сказания, легенды), не позволяют дать окончательные ответы на многие вопросы, поставить окончательную точку над «i» по многим проблемам. И в этом плане древняя история славянства и начальных этапов становления и развития древнерусского общества носит достаточно гипотетический характер, оставляет место для разнообразных трактовок и множественности точек зрения.