Верхушка общества - родовая знать (эрлы)
Верхушка общества - родовая знать (эрлы) и служилая аристократия (гезиты и тэны). Уже в VIII в. королевская служба давала ряд привилегий - увеличение штрафа, вергельда, а в IX в.-статуса. Нередки владения в 15-12 поместий, разбросанных на большой территории, но бывали и больше (Годвин и Леофрик при Эдуарде Исповеднике). Источник: пожалования, покупка, захват. Устройство усадьбы-бурга. Вокруг поселения городского типа, ремесленники и торговля.
Городское население. Римские города. В VII - IX вв. возрождаются старые и появляются новые города: Лондон, Йорк, Вестминстер, Дорчестер, Кентербери, Сэндвич. Первоначально города – это центры епархий, резиденции светских и церковных феодалов. Затем развивается ремесло и торговля, особенно при викингах.
Королевская власть. Военный характер завоевания вызывает усиление власти племенного вождя. Римские историки пишут о наследственном характере власти уже на континенте. Но не обязательно наследовал старший сын, мог брат или племянник даже при наличии сыновей. Родовое право на власть – причина распрей. Лишь в X в. закрепляется право старшего сына на трон.
Упрочивается положение короля. По германским нормам (Скандинавия), король, наносивший вред, мог быть изгнан или убит. В 774 г. в Нортумбрии смещен Эльхред, в 757 король Уэссекса Сигеберхт “за неправые дела”. Но уже в X в. Эльфрик утверждает, что король не может быть низвергнут.
Бесплатная лекция: "Введение" также доступна.
Король возвышался не только над народом, но и над знатью. В VII в. за его убийство полагается более крупный вергельд (роду - как эрла, плюс “народу” для оплаты “королевского достоинства”). 30000 пенсов получил король Уэссекса от жителей Кента за сожжение родственника. В VII - X вв. расстояние увеличивается. По “Законам Уитрида”, королю не нужны свидетели или присяга в суде. Нарушение мира в бурге - больший вергельд. В “Законах Альфреда” речь идет уже не о штрафе, а о смертной казни преступника. Личность короля становится неприкосновенной. С сер. VIII в. власть короля освящается церковью: в правление Оффы в Мерсии введена церемония помазания на царство и вручения атрибутов власти. В грамотах Оффы формула “король Божьей милостью”. Альфред обосновывает пожалования “данной Богом властью”. Это следствие возрастания роли короля. Он высшая судебная инстанция (пойманного с поличным вора может карать смертной казнью), распоряжается жизнью и свободой населения - и рядовых, и знати. В IX-X вв. растет сопротивление знати. Судебники отражают стремление королей пресечь своеволие “могущественных родов”. Этельстан впервые оговаривает право короля преследовать, изгонять и казнить непокорных.
Военная сила короля в VII -VIII вв. это:
1) дружина (профессиональные воины, служившие за плату и землю). Младшие (гезиты) жили в бургах и выполняли роль чиновников. Старшие (тэны) пребывали в усадьбах, были членами королевского совета. Военная повинность - первейшая обязанность знати, значение служилой знати растет.
2) ополчение по территориальному принципу - 1 воин от 5 гайд в каждом округе во главе с элдорменом (начальником) и местными тэнами-землевладельцами.
Становление органов государственного управления. В VII в. в зачатке. Но уже существуют административные округа-шайры, впоследствии графства, управляемые элдорменами знатного рода. Сбор налогов и судебных пошлин в пользу короля, руководство ополчением, судопроизводство. Альфред назначал элдорменов в каждый шайр, но к концу X - началу XI вв. эльдормен, получивший под скандинавским влиянием название “эрл” (jarl), назначается на несколько округов, а управление шайрами переходит к шерифам, выполняющим только административные и судебные функции. Выделяются и чиновники-герефы, управляющие королевскими имениями и сбором податей, позднее обязанные заботиться о порядке (“Законы Этельстана”, “Законы Эдгара”).
Местное самоуправление: совет шайра во главе с элдорменом или шерифом (налоги, военная служба, тяжбы). Ниже - собрания сотни. Высший орган управления – витенагемот, то есть совет знати при короле. В его составе - члены королевской семьи, епископы, элдормены, королевские тэны. Утверждали или избирали короля, составляли законы, свидетельствовали пожалования, принимали решения о войне и мире. И собрания сотен, и королевский совет восходят к народным собраниям и советам старейшин в родовом обществе. «Витенагемот» означает “встреча мудрецов”. Но в IX -XI вв. это орган раннефеодального государства.