Популярные услуги

Главная » Лекции » История » Византология » Константин Капроним

Константин Капроним

2021-03-09СтудИзба

Константин Капроним.

            Это очень одиозная фигура. И его прозвище истолковывают в связи с осквернением купели либо это указание на его чрезмерное, страстное увлечение лошадьми, увлечение войной как спортом. Увлечение кот обличало его как нечуткого к мон проблеме. Капроним всегда переводилось как навозник, кот копается всегда в конюшне.

В 741 он пришел к власти, в начале он вынужден столкнуться с некоторым военно -политич кризисом: его зять Атавазд узурпировал власть. Узурпатор попытался опереться на иконопочитателей, но политически он не устоял и этот мятеж без труда подавили. И Капрониму принадлежит планомерная деятельность по уничтожению не только иконопочитания как богословия, и даже расправа с классом иконопочитателей – монашества. Именно на них он поднимает гонение. И все оказалось фактором содействующим его политики: сложился фемный строй (не диоцезы стали или провинции, а средние звенья стали более мобильные, где власть прин чел одновременно военному и обладающему гражд полномочиями) и гонения направлял военный человек – мон превращались в казармы. Это противостояние раскрывается как противостояния армии и монашества. И в этом противостоянии обнаруживаются богословские источники и ориентиры иконоб. (михаил Лахонодракон выжигает монастыри, монахов водят за руку с проститутками). Все это назначает иммиграцию мон в Италию и на Афон.

Движение против мон раскрывается более симптоматично после того как в 754 произошел иконоборческий собор. В 754 г в Илирии собирается мыслимый ВС из 338 епп, но с оговоркой, что на этом соборе не присутствует ни Рим ни Александрия не Иерусалим, т.е. Это К-польский собор. Формально собор собирается в связи с необходимостью в замен Анастасию поставить преемника. Он был поставлен – Константин, он не смог удовлетворить всех требований иконоб императора. это было не единственным действом собора. Собор анафематствовал сторонников иконопочитания: Иоанна Дамаскина, Германа патр К-польского Георгия кипрского и др. богословов.

Мало того что был осуществлен собор в 754, но через менее чем 10 лет император подчиняет весь епп вселенской клятве Католикос О’рхос – всеобщая присяга над телом и кровью ИХ, чтобы ни кто не поклонялся иконам. Она отождествляла лояльность императору с лояльностью православию. И теперь выверено сознательно гражданское неповиновение мыслилось как вероотступничество. И это позволило еще более широко проводить гонение на иконопочитание. И с сер 54-55 гг был введен запрет на пострижение в монашество. С этого времени нач репрессии подкрепленные законодательно так, что сторонникам иконопочит невозможно было открыто существовать.

30.11

мы говорим о развитии иконоборческого движения, которое с воцарения К5 Поганата приобретает интенсивный, и экстенсивный характер. Приобретает характер богословский. И налаживает систему по подавлению и погашению сопротивления. Виз монашество было на стороне православных. С самого начала Иконоб движение было задумано как антимонашеская политика после соб 754 года кот хотели придать вселенский характер хотя канаонич оснований не было . и в особенности осуществленный в 64-66 году вселенской клятвы католикос орхос, кот связывала епископат и всю ц в К-поле этой преданностью иконоб как и верноподанностью импратору К. тут политич и религиозное было соединено и отождествлено с небывало органичностью в этой присяге. И нач гонения монахов целыми мон изгонялись из мон-рей были принуждаемы вступать в браки и они двинулись а Афон и Италия и Италия в конечном счете в эту эпоху с 730 по 842 года когда утверждено было иконопоч Феодорой.  В Италию ок 50тыс монахов было переселено. И открыто было до 200 монастырей в Колабрии и др. областях Апулии. Уже в 73 около Бари поселилось до 1000 мон из Греции.

Особенно выразительно в разных аспектах этой ситуации после 60 х гг вплоть до 775 года описано в житии Стефана Нового, кот был защитником иконопочит. В этом житии много выразительных подробностей того времени. Тут рассказывается как имп К ополчившись на монахов и добившись что мон должны были опасаться прибывать на ряду и опасаться осущ мон жизнь. И от мон пострига мон должны были отказаться. Запрещен был мон постриг под страхом наказания. Мало того имп был недоволен авторитетом прп. Стефана и замышлял о том как бы устроить так, чтобы обвинить и арестовать его. Тут рассказывается об авантюрном плане имп. Будто бы он заставил одного мол человека, который служил у имп., упросить прп. Постричь его в братию, чтобы найти предлог к аресту. (формировалась армия, милитаризируется общественное сознание, религиозной добродетелью и др является воинская добродетель). И после пострига этот чел Георгий должен был объявить о своем развращении, потому что монахи рассматривались как люди тьмы. Монахи это было нечто антигражданское. Георгий прибыл у окрестностей Авксентьева монастыря потом явился в мон. Его впустили. Стефан посмотрел на него и заметил, что у него борода была гладко обрита. (К ввел брадобритие). Он просит Стефана чтобы он принял его в свой монастырь, Стефан решил принять его и постриг его в монахи. А К собрал народ в ипподроме и стал громко жаловаться пред народом, (ипподром – это эквивалент воинственности и яз религиозности, там и Ника – это клич обращенный к богине победы), ипподром становиться особым храмом. Он жалуется на неизрекаемых – безмолвных, молчальников. Народ гов, что и следа монахов уже нет. Он говорит ,ч то они похитили и Георгия и сделали из него Авву. Имп К призывает к молитве, что показывает театральность молитвы. В этом лицедействе уничтожается сама природа, сущность молитвы. Все согласились. Через 3 дня после пострижения Г бежал и пришел во дворец. На следующ день он приказал всем собраться на ипподром, где царь намерен держать вселенскость. Общение имп с народом на ипподроме заменило селенциум, т.е совещание, где имп должен был держать слово к сановникам. Селенциум – молчание, т.е должна была быть важная речь. Тут тоже самое, но имитация открытости с народом. Пришло много народа и имп начал беседу. Он говорит о победе его счастливой судьбы – это яз терминология. Народ говорит что когда же Г не послушает тебя, снимая т.о. напряженность. Он показывает Г и народ требует убить его. С него сняли мон облачение и кинули в народ, кот разорвал одежду. Это культово закрепленный образ иконоб, потому что в мон одежде есть иконы. Значение облачения очень символично. Мон одежды были беднее чем позже. Затем очередь была за опоясанием в форме креста сам царь взял его в руки – происходить насыщенная жестикуляция насыщенная очень плотным смыслом, как в театре. (Пояс это символ собранности, готовности к борьбе, символ целомудрия, нетронутости). Пояс получается где монашество сближается с воиствованием вплоть до отождествления с ним. Царь взял его в руки стал переворачивать его спрашивая что бы это значило?  Тогда один из сановников крикнул, чтобы бросили это им. Т.о. опоясание в форме креста входит в борьбу иконопочит. Хотя в полемике иконопочит крест не входил. Пояс именуется сатанинским узлом, т.е. то что в ц именуется Б знамением расценивается как сатанинский узел. Потом с него сняли одежду принесли кадку с водой и стали смывать с него монашество. После этого было восстановление его образа – его одевают в военную одежду и шлем. Сам царь возвел его в сан конюшего. – т.о. излюбленный образ императора – лошади. Это образ яз воинств. Увлечение лошадьми связано с похотливостью имп. К.  после этого Стефана арестовали посадили в темницу и замучили – его привязали к хвосту лошади и быстро провезли через город. И каждый пытался его ударить. Этот фрагмент много  говорит о характере гонений в последний период ц К и о духе о смысле этого гонения, кот раскрывается в этой поляризации монашеского и армейского их противостояния.

Его ц завершилось в 75 году ему приемсвует  Лев 4 царствовавший до 780 года, при нем политика иконоб оставалась в силе. Хотя того пафоса и той широты в гонений уже не было. Он не изменял церковную политику. Посл его кончины императрица оказалась у власти поскольку их сын был несоверешннолетний Константин 6. Поскольку Ирина оставалась верной иконопочит она постаралась вернуть ,  восстановить почитание икон в империи. Это сделать было непросто. Потому что было очень широко привито общественному сознанию иконоборчеству. С др стороны на К кафедре нах Павел, кот возведен был в пат. Без своего желания, хотя и находился в инерции иконоборчества, и должен был соблюдать клятву имп. он не сочувствовал этой политике потому что она стала причиной разрыва К-ой Ц не только с западом но и с др цц. Виз ц находясь в зависимости от мусульман не могли присутствовать на соб 754 года иконоборческом, нов нач 60х гг нашли возможность собраться вместе и отозваться на него – они не признавали его. И патр чувствовал изолированность от вселенской ц. И Павел, когда увидел настроение императрицы, заявил о том, что он должен оставить кафедру – в августе 764 г. он оставляет кафедру и прин постриг в одной из мон обителей. Он  и мотивирует свой уход горечью отчуждения и невозможностью для себя стать инициатором согласительной с Римом политики. Он не имел морального права стать инициатором этого движ. Поскольку он при возведении в патр запятнан был этой клятвой. И т.о. вошел в компромисс с иконоборческой властью.

Рекомендуемые материалы

После его ухода на каф в декабре 754 года был выдвинут по выбору императрицы Тарасий секретарь имп канцелярии. Т.е. человек – мирянин это было необычно, и не вполне соответствовало канонам. Но восток в оправдании себя ссылался на существовавший в ист факт  при выдвижении мирянина на каф.(потому что Римс еп был против). Тут важно понять что это избрание было мотивировано, тем что нужен был человек православный и не запятнанный этой связью с иконоборческими сторонниками. И им мог быть только мирянин. Это должен был быть не только так чел, но о должен быть и нейтральным лицом. Потому что первый период осложнен был отношениям между предательски поведшим себя епп в большинстве и монашеством в большинстве своем исповеднически и мученически закрепившем свою веру. Взаимное недоверие между ними очень сильно определяли атмосферу перед собором. И ужен был нейтральный человек.

И даже заключив с арабами бесславный мир в 786 году были приглашены Римск легаты и в августе уже было собрались представители цц. Но была напряженная ситуация , кот была сорвана армейским бунтом и императрица распускает собор, но задержав легатов на целый год,  чтобы переформировал армейских офицеров. И собор был назначен не в К-поле в Никее . в 787 году на нем будет ок 350 отцов.

1.12

            Мы подошли к деяниям 7 ВС. Обозначив те сложные условия и ц историч и канонич характера и внутриполитич порядка. Кот осложнили возможность начать собор была попытка в 786 году.  В 787 в сентябре октябре 350 оо собравшихся в присутствии легата Р еп Адриана 1 и при содействии письменном вост патр начался собор

            Одной из важнейших тем: от ношение к кающимся иконоборцам, каким обр их принимать. На соб было много предст вост греч монастырей они имели в решениях соб свой голос. В связи с выдвиж кандидатуры патр Тарасия разногласия между двумя партиями монашествующими и епп. Это было противостояние. И теперь мон выдвигали резкие условия для восприятия раскаявшихся иконоб. Исходили эти усл из квалификации самого Иконоб. Стоял вопр: какова степень уклонения от правосл? Что есть иконоб: ересь или заблуждение? И ответ был определенным – мон заявили, что иконоб – худшая из ересей. Это важно подчеркнуть. Потому что есть оправданная склонность - искажение благочестия с внешней стороны, но не касающейся существа богословского самосознания, основания ц жизни.

            Мы видим что с этим определением согласились, потому что она ниспровергает домостроительство нашего спасения. А раз это ересь то требования к обращающимся от ереси должны быть строгими, но патр Тарасий занял снисходительную позицию. И попытался убедить монашествующих в необходимости икономии, он попытался это сделать потому что  жесткие условия по отношению к иконоб раскололи бы ц. Пот все были связаны присягой. И всех поставить в жесткие условия (принимать через мироп, и епп принимать  как мирян) это значило бы подвергать прещению всю иерархию это значило бы раскол. Эта умеренная политика Тарасия не гарантировала абсолютного спокойного перехода к восстановления кананич строя жизни. Патр Тарасий не просто обнаружил снисходит отношение, он апеллировал к практике ц. Он опирался на опыт ц в эпоху арианской ереси, и ввиду того что по ряду причин не всегда связанных с доброй волей участников иконоб.  Даже в 4 веке некот воспринимались в сущем сане, кот были арианами. Также если вспомнить монофилитскую ересь и многих поставленных от монофилитов тоже принимали мягко. Такая жесткая связь между квалификацией ереси и отношение к носителям ее не была прямой, автоматически фиксируемой. Учитывалось что вся ц почти была связана канонической порукой с еретиками это было учтено. И решили воспринимать иконоб в сущем сане. И когда мнгих из них спрашивали почему они нах в иконоб сане они отвечали, что они уже родились в эту эпоху и у них не было выбора.

            Патриарху Тарасию удалось провести такое решение с одн стор. А с др стороны равновесие будет очень шатким, потому что не все из участников собора согласились с этим снисход решением и сформируется движение, партия довольно крайне настроенная к атр Тарасию и даже к  7 ВС. И долго будет сохраняться недоверие к этому соб. В послание прп. Феодора мы не найдем что этот соб Вселенский. Хотя уже в нач 9в Никейск соб будет квалифиц как вселенский. Становление определения этого собора как вселенского, займет очень долгое время. Эту будет связано с тем что Р папа замедлит с признанием этого собора, в связи с его отн с Р и Франской церковью, с зависимостью Р еп от нестроения, кот склад во Френкской ц.

            Важнейшим деянием собора: формулирование богословского обоснования иоконопочит. И в этой связи 7 ВС взвешивает, критически оценивает одеяние соб 754 иконоборческого. Из богословских посылок иконоб собора бросается в глаза: христологич подоплека богословия об иконах она с обеих сторон осознавалась по разному. Один из упреков икноб в адрес иконопочит может быть осознан в плане той аргументации, кот есть в посл Евсевия Кесарийского: иконоборцы говорили, что иконопочит предлагают нам два одинаково неприемлемых варианта отошения ко Хр: либо они несториански разделяют во Хр божество и человечество. Когда гов, что они изобр плоть ИХ и не претендуют на изображение Его божества – тем самым иконопочитатели разделяли божество. Либо впадали в др крайность монофиз свойства, когда изображая человеческую сторону ИХ настаивали на единстве чел с Божеством, которое понуждает заподозритвать претензию на изображение божества. изображая человеческие и настаивая на его единстве с божеством вы тем самым притязает и на изображение божества. Тут надо уточнить что же изображается? Мы говорим об изобр человеческого во Хр.

            Обратим вним на странную вещь, кот стоит не в ряду развития христологии и теории образа кот восходит к Евсевию Кес, и укрепляет себя в иконоб эпоху, а противоречащее аригенистически окрашенному богословию Евс Кес. Иконоборцы особым образом понимали образ. Они акцентировали единственное , исключительное значение предавали только одному типу образа, кот по классификации Иоанна Дамаскина имел место в богословии. Это такой образ, кот существенно связан со своим первообразом. Только такой образ возможен, где он и изображение единосущны. И существенно связаны с первообразом по природе. Этот тип образа существует, но когда иконопочит говорили об иконах они гов о другом соотношении образа и первообраза.  Иконоб говорили что единственный образ кот являет нам сущность есть евхаристия. Но евхаристию нигде не именуют образом она есть не образ а самое тело и кровь. Надо обратить внимание на магическое содержание образа у иконоб они исходили из магизированного представления об образе. Откуда оно взялось у иконоб. Исток может быть указан в мусульманской среде. Реально исторически в 7-9 вв ислам возрастал в той среде где еще во времена пророка Мохаммеда где все было пропитано яз атмосферой. В этих магических представлениях имело место отношение к образу как к тому , что потенциально живо. Уже  в 19 в один русский дипломат написал о своей жизни в Стамбуле, описывает некоторые нравы мусульман, он говорит, что мусульмане не любят чтобы их изображали, мотив такой, что после смерти чел душа после воскресения, будет искать тело чел и может ошибиться и вместо подлинного тела войти в изображение. Тут есть магизированное представление об образе образ соотнесен с тем, что в цельном варианте магической традиции в Египте, где одна из душ была двойником, для которой должно быть вместилище в виде изображения если нет тела.

            Иконоборцы очень живо культивировали разный ритуальный момент. (разоблачение и облачение агента императорского, кот лживо воспринял монашество) это пародия на правосл ритуал. В самой этой пародийности был усугубляющее значение каждого жеста. Иконоб пытались секуляризировать виз сознание они старались подменить культурой религию. В эту эпоху обнаружена подоплека всякой секуляризации она вовсе не пустота. Она – служение. Там где утрачена связь с преданием начинается магизация сознания. Освящаются профанные идеалы или сферы бытия, вместо икон можно видеть изображение любимой возницы императора.  Подоплека секуляризации (секуляризация секулум – век. С этим связаны были праздники в Риме и время почиталось за божество секуляризм поклонение времени) в иконоборчестве видно, что речи не идет чтобы размежеваться со священной традицией и вступить в вольную традиция, а о том чтобы помнить это своим, иным. Это иное – воинская доблесть это и прежде всего император. Война оказывается святым делом и император сокрализуется в своей свободе от каких либо рел санкций на свою власть «я император я  и первосвященник». Раз так, что образ и первообраз отождествляются то не приемлются изображения потому что в изображении не т тождества. Эта установка позволила, стала импульсом для того чтобы иконопоч сформулировали свое видение того как образ связан с первообразом. И собор говорит, что когда хр изображается то христиане исповедуют, что видимая икона имеет общение только по имени , а не по сущности. Образ с первообразом имеет общение по имени. Это надо понимать, что это именование как место, способ есть молитвенное наименование, молитва становиться областью этой молитвенной связи образа и первообраза. из мон опыта из эпохи монофилитской где было убеждение что Г имеет всю полноту чел естества и чел воли оно закрепляет и аскетич опыт монаш. У Максима Исповедника: уверенность молящегося в том, что Г был искушаем и может им помочь. Молитва это не только слова а связь Б и человека. Так что здесь слово по имени имеет большое значение.

7.12

            мы говорим об итоговых решениях 7 ВС о его догматическом решении и обр внимание на полемику, кот откр на соб по поводу исследуемых деяний иконоб соб 754 в ходе этих исследований обнаружилось богословское размежевание между иконоборческими посылками и посылками, кот  полно осознаются на соб иконопочитатлей. Прежде всего речь идет о размежевании того как образ соотнесен с первообразом. Иконоб говорили, что образ существенно связан с первообразом. И другой образ не имеет никакого реального значения. Единственный образ –образ в евхаристии. Т.о. можно представить как глубоко уходит размежевание между иконоп и иконоб. Вот такое понимание евхаристии отчуждало иконоб.

            В деяниях собора мы находим свидетельство о том, что для иконопоч образ с первообразом связан только по имени. Это не означает облегчения, обеднения связи образа с первообразом, эти наименования есть молитвенные наименования. И связь образа с первообразом актуализируется. Молитвенная связь – реальная связь с Б. И эта связь – не природная, но благодатная и не менее реальная, чем связь по существу. Иную чем по существу, но тем не менее реальную.

            Иконопочит и иконоб сталкиваются как богословие и как два типа образа сущ вообще – монашеский, и образ существования земного воинствования. Земное воинствование сокрализуется, приобретает характер религии, сокрализованного (начиная со времен Константина Копронима), потом эта сакрализация проявится, обнаружит себя в довольно ярких чертах в начале 2 пер иконоборчества.

Бесплатная лекция: "13 - Нарушители и вирусы" также доступна.

            Важнейшее в деяниях собора – богословское закрепление иконопоч.

            Канонич деяния собора – стремление патр Тарасия умиротворить церковь, найти золотую сер между крайне воинственной политикой тех кто связал себя иконоборческой клятвой императору, и теми кто в лице мон были исповедниками и имели и моральное и каноническое право рассуждать и участвовать на соборе участвовать в качестве тех кто рассуждает и он пытался умиротворить две партии. Конкретные решения собора были приняты ввиду его миротворческой политики. Эта умиротворенность была поверхностна. Эта умиротворенность не проникала до глубины, она была достаточно поверхностна. Как только появился повод обнаружить противостояние между белым духовенством и знатью К-поля, кот  стремилась к икономическому подходу к проблемам этой эпохи и теми кто не делали никаких исключений никому. Это противостояние в послесоборную эпоху обнаружит себя более драматично.

787 завершается собор, но царская фамилия внутри себя не достаточно гармонична (отношения Ирины со своим сыном). В императорской семье подрастание сына вносило опасения на счет изменения политики и они были еще конкретизированы еще тем, что Константин : вступил в брак и к 795 году он пришел в полное совершеннолетие, он разрывает его. Вступает во второй брак с фрейлиной имп двора Феодотой (родственница Феодора Студита, который станет одним из ведущих участников лиц второго периода иконоб эпохи). Первая супруга К 6 уходит в монастырь (отчасти под давлением). Этот брак, совершенно неприемлемый с канонич точки зрения, молодого императора, в патриаршество патр Тарасия, вызвал в среде студийских монахов возмущение и оно не было скрываемо. Позиция патр была очень икономична. Он сам не участвовал в венчании его осуществил придворный свящ иером Иосиф. И это вызвало из среды монашествующих возмущение и как бы лишний раз этим попустительством он давал повод усомниться в решениях 7ВС. В среде тех, кто нах под влиянием Феодора Студита  авторитет 7 ВС приобретет достоинство Вселенского очень не скоро, как это нескоро случится и на западе в эту эпоху при папе Адриане 1.

            Мотивы кот побуждали и позволяли патр Тарасию держаться его икономии: его стремление сохранить авторитет и силу 7 ВС. Эта была ситуация когда армия и знатные круги не сочувствовали собору. Эта ситуация заставляла Тарасия выбирать меньшее из зол. Он стоял перед выбором : либо действовать строго канонически по отн к императору либо поступиться канонами по отн к браку но сохранить силу 7 ВС – что ему и удалось.  Уже в 795 было обнаружено противостояние монашествующих и патриарха. Этот вопрос о браке императора станет ведущим вопросом при приемнике Тарасия. С 806 г уже после кончины Имп Ирины. Приемником Тарасия становится Никифор. Он тоже был ориентирован в духе патр Тарасия. Но его ориентация обнаружит, что икономия патр Никифора небеспредельна. Это такая икономия,  кот не есть попустительство.  С 806 по 814  церковная политика проявляется в духе патр Тарасия, защита кот была раскрыта на К-польском соборе 809 года связанного с мехианской (мехиа – прелюбодеяние) ересью (по поводу брака Константина 6).

806 собор из неб кол епп 15 еще раз подчеркнул, что икономия патр Тарасия была правомочна и соб анафематствовал тех, кто не принял икономии святых, кроме того в конкретным деянием патр. никифора связано с низложением брата Феодора Студита епископа Иосифа. Его низлагают до пресвитерского сана, за то что приезжая в К-поль он не участвовал в общении (в т.ч. и евхаристическом) с патриархом, не участвовал в его службе – это было вызовом.

Этот собор 809 не просто осущ преемство по отнош к икономии, но и закрепляет ее соборно, формулирует возможность икономии.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5160
Авторов
на СтудИзбе
439
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее