Популярные услуги

Главная » Лекции » История » Белорусская история » Консолидация белорусской народности

Консолидация белорусской народности

2021-03-09СтудИзба

Тема 2.1.4 Консолидация белорусской народности.  Духовная жизнь, культура Беларуси  в эпоху Возрождения.

          

 1  Ведущие факторы консолидации белорусского  народа.

 2  Развитие церковно-религиозных отношений в ВКЛ.

 3  Брестская церковная уния.

 4  Культура Беларуси в XIV-XVI вв.

          1  Ведущие факторы консолидации белорусского  народа.

 

Рекомендуемые материалы

         Народность – исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, имеющая общую территорию, язык, культуру, определенные экономические связи, этническое самосознание.

         Вопрос о формировании белорусской народности, о возникновении Беларуси рассматривается по-разному: [2, с. 137 - 142]

1. Г. Штыхов, М. Ермолович, М. Ткачев утверждают, что белорусский этнос уже существовал в ХШ в., так как процесс формирования белорусской народности начался в ХП-ХШ в.в.

2. В. Седов – белорусская этническая общность появилась в ХШ-ХΙV в.в.

3. М. Гринблат – формирование белорусов  происходило в ХΙV –ХVП в.в.

         По вопросу о предках белорусов существует ряд концепций:

1. Польская и великорусская концепция (Х1Х в.) – отрицали существование самостоятельности белорусского этноса на том основании, что у населения Беларуси не было своего славянского  языка. Сторонники польской концепции (Л. Галембовский, А. Рипинский_ - белорусы- часть польского этноса, а их язык – диалект польского.  Сторонники великоруской концепции (А. Соболевский, И. Сразневский) – белорусский язык- диалект русского, значит Беларусь – великорусская этническая территория.

         Ошибочность этих концепций в начале  ХХ в. Я. Карский, издав труд «Белорусы», в котором показал особенности белорусского языка, его лексического, фонетического и синтаксического склада как самостоятельного славянского языка.

2. Кривичская концепция (начало ХХ в. ,М. Погодин, В. Ластовский_ - непосредственными предками белорусов считали кривичей и  предлагали назвать Беларусь –Кривией. Ошибочность этой концепции в том, что кривичи занимали только северную и центральную часть территории современной Беларуси. Хронологическая  неточность -кривичи исчезли к середине ХП в., а белорусский этнос с этому времени еще не существовал.

3. Кривичско-дрыговичско-родимичская концепция (Я. Карский, М. Гринблат, В. Пичета, М. Довнар-Запольский) – включили в число предков белорусов три племени, однако опять же хронологически нельзя считать их непосредственными предками, так как в ХП в. когда они исчезли, еще  не было  общебелорусского этнического комплекса.

4. Балтская теория этногенеза белорусов (В.Седов) – белорусский этнос имеет много общего с балтами в языке, культуре. Ошибочность в том, что эти особенности присущи индоевропейцам, то есть и славянам и балтам. Балты явились субстратом восточнославянских общностей – кривичей, родимичей, дриговичей

5. Финская концепция (И. Ласков) – считал предками белорусов  финнов, так как на территории Белоруссии есть гидроними финского происхождения. Финоязычное население было ассиминировано балтами в бронзовом веке, т.е. финны были субстратом балтов.

6. Новая концепция  (50-е годы ХХ в., С. Токарев) – в результате распада Киевской Руси образовались на месте древнерусской народности три народа: русский, белорусский, украинский.

7. Оппоненты предыдущей концепции Г. Штыков, М. Ермолович, М. Ткачев отрицают факт существования древнерусской народности и на ее основе формирования белорусов, украинцев и русских. В ХП в. Киевская Русь распалась на части, которые соответствовали первоначальным племенным территориям, то есть была «ласкутным» государством.

8. Концепция М. Пилипенко (90-е годы ХХ в.) – формирование белорусского этноса есть результат, как эволюции, так и диффузии. Говоря о предках белорусов, он считает, что в результате широкого расселения славян и смешивания их с восточными балтами образовались не белорусы, а восточнославянские общности кривичей, дриговичей, родимичей в  ΙХ-Х в; в Х-ХΙ в.в.  идет процесс консолидации в общеславянскую этническую общность с единой этнической территорией под названием «Русь» (русы, русичи, русины). Территория современной Беларуси входила в две диалектно-этнографические зоны общеславянской этнической общности - полесскую, подвинско-днепровскую – «Полесье» и «Белая Русь». К середине ХVΙ в. в результате сплочения этих двух регионов, консолидации с западнославянскими, балтскими и тюркскими группами населения сформировался новый комплекс культуры и языка,  этнической территории, за которой закрепилось название «Белая Русь».

         В ХШ-ХVΙ в.в. ускорился процесс этнической консолидации, создания предпосылки для возникновения белорусской народности. Начало ему было положено еще в период существования союзов племен и создания на территории Беларуси Полоцкого, Туровского, Смоленского и других княжеств. Однако при натуральном характере производства и слабости политического объединения население отдельных территорий на долгое время сохранило ряд особенностей в языке, обрядах, культуре и хозяйственном укладе.

         Возникшая угроза со стороны крестоносцев и монголо-татар, дальнейшее социально-экономическое развитие ускорили процессы централизации и обусловили вхождение белорусских земель в состав ВКЛ, в рамках которого в ХVΙ в.  завершилось формирование белорусской народности.

         В образовании народности важную роль сыграл социально-экономический фактор: развитие товарно-денежных отношений, укрепление экономических  связей единого внутреннего рынка. Начавшееся экономическое оживление способствовало преодолению локальной замкнутости отдельных территорий, вело к тому, что вокруг городов создавались своеобразные хозяйственные центры.  С предоставлением городам Магдебургского права повысилась их роль как важнейших центров политической и культурной жизни народа.

                   Дальнейшее развитие феодальных отношений, утверждение крепостничества содействовали консолидации многочисленных категорий населения в сословия с общими правами и обязанностями для каждого из них. Ведущая роль принадлежала шляхетскому сословию. Особым сословием было духовенство. Формируется сословие крестьян и мещан (жителей городов и местечек). Этот процесс содействовал установлению более широких связей в рамках  каждого сословия и между ними.

                   В образовании белорусской народности определенную этноконсолидирующую роль сыграл конфессионный  фактор. Религиозные противоречия активизировали укрепление разных форм самосознания населения. Признак веры становился своеобразным признаком народа. Большинство населения Беларуси придерживалось православия. Борьба между  католиками и православными за равные права участвовать в решении государственных дел, ущемление православного духовенства – все это являлось частью борьбы за самобытность  белорусского народа.  Формировался  менталитет белоруса, для которого были характерными религиозная и национальная толерантность.

           Развитие этнического самосознания привело в тому, что в ХVΙ в. за белорусскими землями, расположенными в бассейне Западной Двины и Днепра,  закрепилось название «Белая Русь» [8. C. 61 - 64].

2  Развитие церковно-религиозных отношений в ВКЛ.

            В жизни средневекового общества церковь играла значительную роль. Она определяла и регулировала многие стороны средневекового мира, господствующими в котором были религиозное мировоззрение и идеология.

                   В ХП-ХШ в.в.  Беларусь находилась под монопольным влиянием православия. Правящие круги поддерживали православную  церковь, так как она освящала великокняжескую власть. 

                   Католицизм на территории ВКЛ начинает проникать в ХШ в. В его распространении были  заинтересованы: Ливонский орден, Рижское архиепископство, Ватикан, Польское королевство.  Кревская уния нарушила монополию православия. В ХΙV  – середине ХVΙ в. в. расширяет свое влияние  западное христианство, но по-прежнему в  восточных регионах ВКЛ тон задавало в духовной жизни общества православие, несмотря на то, что его позиции все более потеснялись [2, С. 184 -197].

                   К середине ХVΙ в. позиции православия и католицизма уравновесились: на западе ВКЛ действовала Виленская каталитическая епархия, приходы, монастыри;  на востоке оставалось влиятельной идеологией православие. Среди шляхты  удельный вес католиков в первой половине ХVΙ в. был незначительным.

                   Отношения между православием и католицизмом приобрели различные формы: литературная полемика, парламентская и вооруженная борьба. 

                   В 1432 и 1436 гг.  были приняты два привилея, которые уравняли в экономических правах православную и католическую знать.

                   В ХVΙ в. христианство постиг кризис: в католицизме он проявился Реформацией, в православии – ересями. Часть шляхты под влиянием общественно-политического и идеологического движения в Западной Европе начинает критически воспринимать католические культы, политику костелов, выступает за  богослужение на родном языке. Особенность Реформации на  Беларуси в том, что в отличие от Европы она не стала народной, а охватила только высшие слои общества. Феодальная знать хотела укрепить свое социально-экономическое положение за счет костелов, монастырей.  Крупные магнатские роды – Радзивиллы, Ходкевичи, Сапеги – примкнули к реформаторскому движению из политических соображений: хотели отгородиться от католической Польши и закрепить самостоятельность ВКЛ.

                   Наибольшее распространение  получил кальвинизм: создается 50 кальвинистских общин, храмы, школы, типографии, приюты. Реформация привела к развитию толерантности в княжестве.

                   В 1564 г.  орден иезуитов появился в ВКЛ. Правящие круги Речи Посполитой способствовали укреплению позиций католической церкви и оказывали ей все возрастающую поддержку. Интеллектуальную часть белорусско-украинского общества иезуиты привлекали в костелы богословской наукой, хорошо налаженной системой образования. Обновленный и усиленный католицизм  вытеснил не только протестантизм, но и православие. Процесс окатоличивания высших слоев, втянутых ранее в Реформацию, приобрел массовый характер.

                   К середине ХVΙ в. польские короли подчинили себе православную церковь: не только утверждали на соборе епископов, но и назначали их без ведома церкви; король становился судьей над православными священнослужителями, передавал церкви и монастырям под опеку светских лиц. 

                   В ХVΙ в. возникают религиозно-культурные организации – братства, объединявшие православное население. В них входили ремесленники, купцы, шляхта, частично духовенство. Братства открывали школы, типографии, стремились сохранить чистоту православного учения.

                   Балансирование  Беларуси на протяжении столетий между православием и католицизмом обусловило необходимость поиска компромиссов.

                   3 Брестская церковная уния

                   Наступление католицизма в Речи Посполитой вылилось в заключение в 1596 г. Брестской церковной унии. Идея унии появилась еще в период раскола христианской церкви на  православную и католическую (1054 г). В середине ХV в. на Флорентийском соборе  провозглашена уния,  объединявшая два направления христианства, однако  она не была поддержана православным населением ВКЛ. После заключения Люблинской унии и создания Речи Посполитой верховная власть видела возможность объединения всего населения страны с помощью единой религии – католичества. Католическое руководство надеялось на победу над православием и расширением своего влияния в Восточной Европе. Руководство православной церкви надеялось через унию вернуть себе ведущее положение [8, С. 78 – 82; 10, С. 129 - 136].

                   В 1595 г. папа римский в Ватикане торжественно провозгласил унию православной и католической церкви.  Предусматривалось признание верховной власти Ватикана и католических догматов при  сохранении православной обрядности и богослужения на церковнославянском и родном языках.

         Инициатива со стороны католической церкви была поддержана многими руководителями православной церкви ВКЛ, в частности епископом Ипатием Потеем, ставшим одним из организаторов унии.

                   Подготовка унии продолжалась 5 лет, было подготовлено 8 вариантов текста.  Ее возглавили епископы владимирский и брестский,        И. Потей, луцкий и острожский К. Терлецкий. На первом этапе их подержал весьма авторитетный в православном мире магнат К. Острожский. Были выработаны условия объединения, получены гарантии их соблюдения в Ватикане.

                   6-9 октября 1596 г. на церковном соборе в Бресте на основе белорусско-украинского православия было сформировано новое направление в  христианстве – униатство. Оно сохраняло прежнюю обрядность, юлианский календарь, традиционные праздники, но признавало верховенство католического вероучения. Так началась крупная церковная реформа, которая повлекла за собой  переориентацию духовной жизни Беларуси с Востока на Запад и преобразование многих сторон жизни общества.

                   В конце ХVΙ в. – первые десятилетия ХVΙΙ в.в. униатство как новая религия нередко навязывалась  силой: закрывались православные церкви и школы, в униатских церквях стали использовать польский язык вместо старобелорусского. Уния не объединила, а разъединила людей. Убит один  из униатских епископов  И. Кунцевич, который  жестокими методами вводил новую веру в Полоцке и Витебске.

           Правящие круги Речи Посполитой изменили  тактику: остановили давление на православную церковь. Судьбу униатства определил выбор народа. В условиях давления со стороны московского православия и польского католицизма он остановился на униатстве как наиболее отвечающим его национально – культурным запросам. В униатских церквях более широко, чем в храмах других компрессий, использовался белорусский язык. На рубеже ХVП-ХVШ в.в. количество униатов на Беларуси превзошло число православных, а к концу ХVШ в. достигло 2/3 населения, в основном крестьян [2, С. 197 - 199]. 

 

 4  Культура Беларуси в XIV-XVI вв.

           Развитие культуры Беларуси в ХVΙ – начале ХVП вв. получило название «белорусское Возрождение».  Оно было связано с  Ренессансом – развитием западноевропейской культуры в период зарождения буржуазного общества. В конце ХV – ХVΙ в.в на территории Беларуси сложились предпосылки для развития культуры  Возрождения: расцвет городов и превращение их в центры ремесла и торговли, расширение связей со странами Западной и  Центральной Европы; развитие книгопечатания,  образования. Среди образованных слоев общества распространяются идеи гуманизма. Получает распространение меценатство. Все это способствовало преодолению средневековой схоластики, формированию гуманистической идеологии, развитию

светской культуры [2, С. 142 - 161].

          В отличие от западноевропейских стран Возрождение на Беларуси возникло в условиях, когда в экономике отсутствовали ярко выраженные буржуазные проявления. Города и местечки находились в большой зависимости от духовных и светских  феодалов.  В результате удельный вес светских начал  в культуре был меньшим, чем на Западе. Специфика Возрождения на Беларуси:  столкновение западноевропейской и восточно-европейской традиций; наличие  определенного времени религиозной толерантности, полилингвизм литературы.

          Основным идейным течением в культуре этого времени стал гуманизм, яркими представителями которого на Беларуси были Ф. Скарина и     Н. Гусовский.

          Главные достижения в развитии культуры в первой половине ХVΙ в. было формирование старобелорусского языка в ВКЛ; возникновение  белорусского книгопечатания; начало создания общегосударственного законодательства (Статусы 1529, 1566, 1588г.г.). Литературным шедевром стала поэма Н. Гусовского «Песня о зубре», в которой автор раскрыл красоту родной природы и величие ее народа.

Вам также может быть полезна лекция "4. Источники и масштабы загрязнения".

         Первые книги, выпущенные в типографии Ф. Скариной, были адресованы светскому читателю. В предисловии и послесловиях к изданиям книг Библии Ф. Скарина высказал ценные мысли об усовершенствовании общества, воспитании человека, установление достойной жизни на земле. Последователь Ф. Скарины Сымон Будный создает в Несвиже типографию, издает первую белорусскую книгу «Катехизис». В 70-80-е годы ХVΙ в. начал печататься на белорусском языке Василий Тяпинский.

                   В распространении грамотности среди населения  сыграли значительную роль начальные и средние братские школы, коллегиумы. В Вильно была открыта иезуитская Академия – первое высшее учебное заведение.

                   Во второй половине ХVΙ в. на смену традиционному летописанию пришла историко-мемориальная литература, появляются пародийно-сатирические произведения.

                   В архитектуре органически сочетались национальные и западноевропейские традиции, которые принесли сюда готический, романский стили и стиль барокко. Творчески  переосмысливая это наследие, белорусские мастера создали образцы белорусской готики (церкви оборонительного типа в Сынковичах, Мало-Можейкове, Заславле), культовые здания в традициях Ренессанса (костел в Несвиже, собор в Сморгони),  в стиле барокко (иезуитский костел в Несвиже).  Расширяется строительство замков. Создаются парково-замковые ансамбли в Лиде, Несвиже, Гродно.

                   В изобразительном искусстве наряду  с иконописью, фреской получает распространение портретная живопись, гравюра, книжная миниатюра.

                   Белорусская культура ХΙV – ХVΙ в.в. развивалась на собственной основе, обогащалась достижениями соседних народов, активно включалась в обще европейский культурно-исторический процесс.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Нашёл ошибку?
Или хочешь предложить что-то улучшить на этой странице? Напиши об этом и получи бонус!
Бонус рассчитывается индивидуально в каждом случае и может быть в виде баллов или бесплатной услуги от студизбы.
Предложить исправление
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5140
Авторов
на СтудИзбе
441
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее