Нравственность право, государство
28. Нравственность – право, государство. Концепция правового государства.
Сегодня весьма актуальны вопросы государственно-правового обеспечения и нравственного оправдания применения принуждения в национальных интересах, для поддержания как общественного порядка, так и правопорядка. В истории можно найти немало примеров, когда под прикрытием благих целей обеспечения безопасности граждан и поддержания мира совершались жестокие преступления против человечества, нарушались общепринятые нравственные нормы. Соотношение государства, права и нравственности является одной из острых проблем современной юридической науки и общественно-политической практики.
Исходя из этого сложились два подхода. Первый — этатический — исходит из приоритета государства над правом и рассматривает право как продукт и следствие государственной деятельности. Право и все иные общественные блага находится в подчинении государству. Согласно этому подходу право – это совокупность правовых норм, издаваемых государством, закрепляя интересы власти.
Второй подход утвердился на основе естественно-правовых доктрин. Праву принадлежит безусловный приоритет по сравнению с государством. Право возникает до образования государства, старше его; никакое государство и никакая власть не есть первоначальный источник права. Такая трактовка проблем соотношения государства и права является ядром для утверждения в политической и государственной практике идеи господства права.
Сегодня сложился и третий подход - интегративный, согласно которому соотношение государства и права носит характер сложной двусторонней взаимосвязи и зависимости: «Государство находит в праве порядок, а право в государстве утверждает государственную власть».
Соотношение государства и права проявляется в том, что государство не порождает права, не производит его, является, с одной стороны, зависимой, подчиненной ему силой, а с другой — мощным средством, поддерживающим и усиливающим мощь права, его потенциал в общественной системе. Государство использует право в качестве средства управления общественными процессами, но лишь в той мере, в какой само право ему это «позволяет». Право как социальное явление и важнейший институт современного общества оказывает огромное влияние на жизнь людей; без него ни одно государство не может функционировать и распространять свою власть на граждан. Вместе с тем в основе происхождения и действия государства и права лежат не только сугубо экономические и социальные причины, но и этнические, духовные, нравственные и многие иные жизненные обстоятельства. На функционирование государства и права влияют различного рода интересы, потребности, идеи, побуждения, мотивы, ценности, порождаемые и отражаемые общественной жизнью, волей людей.
Традиционно особое место в жизни государства принадлежит праву и нравственности — важнейшим социальным регуляторам, включенных в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующих на государство и государственную власть. И это не случайно: право и нравственность — важнейшие элементы культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которых устанавливается конкретными историческими условиями жизнедеятельности общества и государства. Государство и право в основе имеют социальную природу; воспринимают ценности, накопленные обществом в других социальных нормах. На функционирование государства и формирование права большое влияние оказывает нравственность, которая включает в себя совокупность моральных требований, воспринимаемых человеком добровольно, через его убеждения и воспитание. Поэтому некоторые правоведы определяют право через этику, и не может быть права, к которому не применялись бы моральные оценки, прежде всего с позиций добра, зла, справедливости, честности и т.д.
В современной литературе наиболее распространены социально-регулятивный и ценностно-этический подходы к анализу соотношения права и нравственности. Согласно социально-регулятивному подходу взаимодействие права и нравственности основывается на их способности регулировать общественные отношения путем определения границ возможного и должного поведения. Сторонники же ценностно-этического подхода возражают против представлений о нравственности лишь как о регуляторе общественных отношений. Нравственность воспринимается ими как важнейшая общечеловеческая ценность, которая наряду с правом впитала в себя представления многих поколений людей о добре и зле, долге и чести, совести и справедливости.
Право и нравственность обладают общим объектом регулирования: они действуют в одних и тех же сферах общественной жизни; предъявляют к людям одни и те же требования (не совершать правонарушений, помогать ближнему, жить по принципам справедливости и добра, соблюдать закон и т.д.). Сходство права и нравственности подтверждается наличием в праве естественных, нравственно-гуманистических начал. Но право и нравственность отличаются: право определяет свободу действий человека (определяя границы возможного и должного поведения), оставаясь безразличным к внутренним мотивам человеческого поведения. Нравственность же не только очерчивает границы внешней свободы, но и требует определения мотивации человека.
Рекомендуемые материалы
Таким образом, государство, право и нравственность — явления не только политико-юридические, но и социально-этические. Государство, право и нравственность — важнейшие средства регулирования поведения людей в обществе — находятся в диалектическом единстве и тесно взаимодействуют, соприкасаясь в наиболее важных областях социальной жизни. Диалектическое единство и взаимосвязь государства, права и нравственности проявляется в следующем: право – это минимум нравственности, которое защищает основные нравственные ценности (жизнь, здоровье, собственность, честь и достоинство) путем установления уголовной и административной ответственности, которые устанавливает государство, на которое, в свою очередь, оказывает влияние право, и это влияние столь значимо, что государство может существовать только как государство правовое.
Лекция "Становление древнегреческой цивилизации" также может быть Вам полезна.
Правовое государство правоведами воспринимается как такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. В идее правового государства можно выделить три главных аспекта:
- народного суверенитета, в соответствии с которым народ - источник всей той власти, которой располагает государство (статья 3 Конституции РФ гласит, что единственным источником власти является многонациональный народ);
- свобода человека, наиболее полное обеспечение его прав (в статье 2 конституции РФ сказано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита этих прав – обязанность государства);
- ограничение правом власти или принцип разделения властей, согласно которому государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующими друг друга) ветвями – законодательной, исполнительной и судебной.
Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение – гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций государственной власти вторична, производна от права.
Если говорить о России, то в статье 1 Конституции РФ закреплено, что «Россия это демократическое правовое государство с республиканской формой правления». Однако процесс становления правового государства занимает длительное историческое время и не вводится каким-то законом или даже Конституцией. Данный процесс становления в России правового государства должен быть органически пережит нашим обществом, если оно, конечно, для этого созрело.