Популярные услуги

Главная » Лекции » Искусство и искусствоведение » История мировой литературы и искусства » Своеобразие литературы и культуры средних веков

Своеобразие литературы и культуры средних веков

2021-03-09СтудИзба

Лекция 11. Своеобразие литературы и культуры средних веков

Периодизация средневековой литературы.

Литургическая драма.

Куртуазная литература. Рыцарский роман.

Городская литература

Начало западноевропейской культуры, а следовательно, и литературы относится к IV – V вв. н.э., когда после распада Римской империи на арену мировой истории выступили новые, варварские народы со своим особым общественно-политическим устройством, бытом и нравами.

Термин «средневековье », введенный в 1667 г. немец­ким историком Горном, в классической (христианс­кой) схеме периодизации культурно-историче­ского процесса обозначает эпоху между древностью и новым временем. Не существует четких хронологических границ этой эпохи – разные мнения у разных ученых. Самая распространенная версия: нижняя граница – 5 век (гибель Римской империи), верхняя граница порождает больше всего споров, но чаще – 15 век, начало возрождения. Споры о верхней границе идут, так как эпоха возрождения в разных странах началась в разное время. Раньше всего в Италии – 13 век уже Эпоха предвозрождения, дученто. Англия – 16 век, Германия – 17 век.

Примерно границы выглядят следующим образом:

IV-VI – переход от античности к средним векам (476 – императора убили, падение Рима)

Рекомендуемые материалы

V – X/XI – распад цивилизации, темные века, раннее средневековье

XI-XIII – высокое средневековье

>XIII – Возрождение в Италии, >XV – везде

На мировоззрение средневекового человека большое влияние оказывала философия. Нередко философию Средневековья называли служанкой богословия, схоластикой, т.е. рассуждениями об отвлеченных вещах, постижением некоей идеальной сути. Основная тенденция средневековой философии сводилась к теме очищения души и достижения подлинного блаженства.  Достичь блаженства – значит спасти свою душу, т.е. очиститься от страстей, чтобы разум смог постичь красоту и величие божественного мироздания. Необходимо заботиться о душе, а не о теле, потому что тело со временем подвержено смерти, а душа вечна. Поэтому новый человек – относительно свободный, существующий в рамках христианских моральных ценностей. Главная идея – самосовершенствование человека для его подготовки к переходу в вечность. Отсюда одержимость, мечта о спасении, стремление к подвигу, определение человека как бесприютного скитальца, а жизни человека как дороги к спасению души  в вечности. Средневековье не знает такого жанра как трагедия, потому что на этой земле для средневекового человека ее не происходит. Все сознание человека данной эпохи было направлено к высшей жизни, где все есть свет, где все есть добро. То, что окружает его на этой земле, не имеет значения. Вспомним, что античный идеал – человек гармоничный, сочетающий в себе полноту космоса и красоту физического тела. Средневековый человек отвернулся от мира физического, материального и обратился к миру идеальному. Красота физического тела уже не могла быть идеалом, она свидетельствовала только о силе, а облик мужественного рыцаря, раненного в сражениях, со шрамами на лице свидетельствовал о мужестве, которое противопоставлялось силе и считалось более важным качеством.

Зарождение и развитие литературы средневековья определяется взаимодействием античного мира и христианства.

Из философских диалогов возникает новая средневековая литература, которая сохраняет античные традиции по форме, но в большинстве случаев служит совершенно иным целям. Средневековый писатель осознает себя проявлением некоего высшего духа, разума. Его главная цель – дидактика (поучение). Он говорит от имени добра, а его индивидуальность важна лишь в качестве примера. Художников, мастеров слова интересуют проблемы частной жизни, устройства конкретного государства, психологии человека, творчества. Важным становится ощущение ценности жизни человека. 

Понятие авторства в средние века было специфичным. Певцы – «песносказители» (скопы у англосаксов, барды у уэльсцев, филиды у ирландцев, скальды у норвежцев, менестрели у франков) гордились своим искусством рассказчика, певца, но не автора. Это позволяет предполагать коллективность творчества, когда мотивы, ставшие традиционными, широко распространенные и известные, дополнялись, компоновались по-новому. В результате рождались произведения, которые относились к так называемому «неосознанному авторству». Формируясь на протяжении веков, авторское сознание развивается все более интенсивно, ведет к постижению творческих возможностей личности и в конечном счете к появлению таких выдающихся авторов, как Данте, Чосер, Петрарка, Шекспир.

Средневековая литература изначально складывается как явление неоднозначное, синкретическое, поскольку ее особенности определяют 3 фактора: 1) традиции народного творчества (так называемых варварских народов); 2) культурное наследие античности; 3) влияние христианства.

Деление средневековой литературы на периоды определяется этапами общественного развития европейских народов за это время.

Прежде всего следует различать в ней два больших периода – период литературы разложения родового строя и зарождения феодальных отношений и период литературы развитого феодализма.

Первый из них простирается примерно до конца X в., однако эта дата имеет условный характер, так как разные народы развивались далеко не одинаковыми темпами. Быстрее всего развитие происходило во Франции, где уже в IX в. Феодализм в основном сформировался. Несколько отстают от нее Германия и другие континентальные страны, а также Англия. Последнее место занимают периферийные, северные и северо-западные области Европы, занятые скандинавами и кельтами. Поэтому литература первого большого периода представлена памятниками поэтического творчества почти исключительно кельтов и скандинавов, к которым в силу специфических условий развития Англии следует присоединить еще и англосаксов. Хотя хронологически эти памятники в некоторых случаях относятся к довольно позднему времени (гораздо позднее 1000 г.), по своему характеру они принадлежат еще к первому периоду. Хорошей сохранности раннего поэтического творчества названных народов способствовало то, что после обращения их в христианство духовенство, состоящее из местных людей, отдаленное от Рима и менее ревностно проводившее в жизнь его директивы, проявляло большую терпимость к национальным языческим преданиям. По этой причине монахи у кельтов и скандинавов, как и всюду в средневековой Европе, являвшиеся долгое время единственными носителями грамотности, считали возможным записывать произведения народного поэтического творчества, даже проникнутые языческими представлениями. Наоборот, в странах континентальных, где связь с Римом была гораздо теснее, церковь проводила политику жесткой борьбы с «нечестивыми» народными песнями. Поэтому памятники подобного рода там почти полностью пропали.

В общем, литература периода разложения родового строя довольно однородна по своему составу и представляет единое целое.

Раннее средневековье – период разложения родового строя и зарождения феодальных отношений, развития архаических форм поэзии, скандинавских и англо-саксонских песен (с 5 по 12 века).

А) 5-8 вв. – появление первых средневековых литературных произведений, построенных на текстах Священного Писания и житиях святых. Это были тексты небольших драм, разыгрываемых перед входом в церковь во время церковных праздников. Церковь дала театру новую жизнь. Это было связано с потребностью растолковывать простому народу библейские истины. Одними проповедями нельзя было достучаться до сердец народа, требовались зрелища. И тогда церковь приняла решение: в некоторые моменты богослужения включить театральные сцены, чтобы какие-то неясные моменты были понятны. Приглашались специальные люди, которые разыгрывали Богородицу, апостолов, передавали их беседы и действия. Затем было решено, что театрализованным действиям не место в церкви, и их перенесли за ограду. Сцены из Евангелий сменились сценами из житий святых, а затем появились и специализированные маленькие драмы для этих церковных представлений, писавшихся по какому-то конкретному случаю. Действующими лицами таких драм были, как правило, люди из простого народа – пастухи и пастушки, влюбленные друг в друга, любви которых мешал богатый черный рыцарь, олицетворявший сатану.

         Развитие литургической драмы продолжалось на протяжении 200 лет. Поначалу в качестве костюмов использовались церковные облачения. А существующие архитектурные детали церквей – как декорации, но впоследствии были изобретены специальные костюмы и детали оформления сценических действий. Литургическая драма, как одно из самых важных зрелищных действий, позволила неграмотному народу изучить библейские сюжеты. Эти пьесы назывались различно – пассины (страсти, к примеру, «Страсти по Матфею») и миракли (чудеса, к примеру, «Чудо о Теофиле»). Пьесы были аллегоричными, их основная цель – драматизация спасения рода человеческого.

         В 12 веке театрализованные представления переместились на рыночные площади, упростилось их содержание. Драма стала более светской, выражая отношение простых людей к каким-то библейским сюжетам или сценам из житий святых. Пьесы стали более реалистичными, их стали писать простыми и примитивными стихами, чтобы они легко воспринимались. Несмотря на религиозное содержание пьес, они становились все более развлекательными, церковные декорации заменялись подвижными и передвижными сценами, подмостками.

 Параллельно с этим развивалась эпическая поэзия. К ней относим кельтские саги о подвигах скандинавцев и германцев (кельтский эпос, ирландский эпос, Старшая «Эдда», младшая «Эдда»). Сага – прозаическое произведение о военных подвигах, любовных перипетиях или фантастических приключениях (героические и фантастические саги).

В первые века нашей эры (поздняя античность) в литературе существовали две тенденции: нисходящая и восходящая линия. Первая была связана с античной традицией, базировалась на языческой мифологии и античной философии, которые в этот период испытывали жесточайший кризис. Восходящая линия определяла развитие раннехристианской литературы («Новый завет», творчество апологетов (писателей – защитников христианства в период гонений в 1 – 3 вв.), среди которых наиболее известен Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан. В трактате «Защита от язычников» он отрицает всю античную философию, литературу и искусство в целом, как основанное на язычестве; Августин Блаженный «Исповедь» - рассказ о своей жизни, адресованный Богу. Он писал эту книгу для верующих, показывая на собственном примере, что можно быть большим грешником, нарушать многие заповеди, но потом, искренне предавшись Богу, избавиться от греховных помыслов. Путь спасения лежит через покаяние. Отсюда характерные черты жанра исповеди, введенного в литературу Августином, прозванного Блаженным. Он открывает принцип исповедальности. Это свидетельствует об усилении авторского начала в искусстве и формирует целую систему художественных средств для описания внутреннего мира человека. Пьер Абеляр «История моих бедствий».

Б) 8-12 вв. – завершение формирования феодального общества, возникновение строгой системы жанров словесности, в основе которых:

а) религиозное содержание; б) ориентация на то или иное сословие.

 В связи с этим получили широкое распространение народная поэзия и драма, героический эпос (комплекс кельтских историй о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола, эпос «Беовульф». Герой эпоса – всегда защитник, появляющийся в тот момент, когда народу угрожает опасность, он всех побеждает и приносит счастье и благоденствие. Он всегда божественного происхождения, находясь где-то между Богом и людьми. Он являет собой своего рода посредника, который страдает и переживает невзгоды как человек и одновременно обладает такой силой, которой нет ни у кого из людей. Главные герои артуровского цикла – королева Дженевра, рыцари Ланселот и Гавейн, волшебник Мерлин, фея Моргана), агиография («жития святых» - рассказы о жизни, чудесах и мученичестве за веру людей, признанных церковью святыми; рассказы о видениях, странствиях души в потустороннем мире).

Гораздо сложнее обстоит дело с литературой периода развитого феодализма, расцветающей на континенте и в Англии с XI по XV в. Здесь надо различать несколько слоев и этапов литературного творчества, определяемых путями развития этих стран.

Поворотным моментом является чрезвычайный подъем – около XII в. – городов как новой общественно-политической силы, получившей в скором времени преобладающее значение. До этого момента борьба в основном ведется между феодалами, т.е. земельным дворянством, и крестьянами, иначе говоря, народными массами. Между ними в культурном отношении особое место занимает духовенство, которое примыкает согласно своему внутреннему расслоению к двум выше названным силам, именно: крупное и среднее духовенство – к классу феодалов, низшее – к народным массам. Обладая монополией грамотности и школьной образованности, духовенство разрабатывает наиболее раннюю, на живых языках, письменную литературу, имеющую более или менее «ученый» характер.

В результате этого примерно до XIII в. мы имеем три особых литературных потока, развертывающихся параллельно, – литературу народную, клерикальную и феодально-рыцарскую. Никоим образом нельзя считать, что эти три потока были взаимно изолированы: напротив, между ними все время сохраняется некоторая связь и возникают сложные, промежуточные образования, но в основном они между собой антагонистичны; их законы, формы и пути развития своеобразны.

Самой исконной и наиболее мощной из них является литература народная, долгое время ведущая утесненное и подспудное существование, но вливающая в остальные две, когда к этому представляется возможность, здоровые соки. Второй поток, литература клерикальная, много моложе народной, но все же представляет собой первую из возникших в Европе письменных литератур. Третий, литература феодально-рыцарская, формируется значительно позже, лишь около XII в., причем эта литература отчасти использует опыт первых двух.

Литература развитого Средневековья – период, когда жесткое разделение жанров утрачивает свою актуальность, и в литературе взаимодействуют религиозное и светское начало. Тяготения к универсализму становится определяющим для этой эпохи. Отсюда стремление создать итоговое произведение.

А) Зрелое Средневековье (12-13 вв.) – К 12 веку рыцарство, осознавшее себя господствующим сословием создает особую светскую культуру – куртуазию, для которой характерны идеалы воинской доблести, идеалы щедрости, воспитанности, светского изящества.  Куртуазный (франц.) – учтивый, вежливый, придворный. Признак высокой культуры – утонченность манер и выражения чувств. Рыцарь должен быть вежливым (знать этикет), образованным (уметь писать, читать), влюбленным (любить по определенным правилам, его любовь должна быть скромной, верной, нетребовательной; объектом любви должна быть жена его сюзерена) и воспевать Даму своего сердца в стихах и песнях.  Любовь – это дисциплина, которой нужно учиться, а свои знания можно усовершенствовать путем работы над языком и сознанием.

          Так постепенно появляется куртуазная литература, главная цель которой – отстоять рыцарское сословие, сохранить свою уникальность.

 В рамках данного направления  выделяются два жанра:

1. Лирика Прованса (поэзия трубадуров или труверов (что значит «сочинять тропы» - т.е. неканонические вставки в литургические гимны, исполнявшиеся во время церковной службы), воспевающих Прекрасную Даму). Часто эти песни носили чисто придворный характер и повествовали о неземной красоте хозяйки замка, чья жизнь была замкнутой и одинокой. Всеобщее поклонение госпоже, служение ей было частью придворного этикета, так как новая чувствительность, открытая в католичестве, основанная на экстазе и экзальтации, для мирян сводилась к земным радостям, которые выразились  идеале Прекрасной дамы, в котором отразился религиозный культ Девы Марии. Образ женщины впервые вознесен до божественного уровня. Это происходит потому, что Священное Писание освящает союз женщины и мужчины. Следовательно, любовь – это духовное чувство, сродни том, что мужчина испытывает к Богу. Поэты ищут в женщине духовное спасение, пытаются обрести спасительницу человечества. При этом брак считается материальным, решением имущественных и сословных вопросов. «Куртуазная любовь» – духовная компенсация за брак. Эта любовь идеальна, приближена к Богу и одновременно чувственна. Источник вдохновения – военные походы и любовь. Цель подвигов – добыть какой-то мистический предмет, к примеру меч, который даст счастье маленькой стране, и совершить все это ради дамы, чьей любви добивается рыцарь. Любовь становится вдохновением для боя, а не сам бой. Сражение и подвиг сулили герою не славу, а любовное свидание. Взаимоотношения рыцаря и Дамы развиваются по определенной схеме: колеблющийся влюбленный, затем влюбленный умоляющий, следующая стадия – благоволение, подарок Дамы, после чего рыцарь имеет счастье носить ее цвета, потом они становятся друзьями, заключив куртуазный союз. Это серьезное дело предполагает определенные обязательства до конца жизни.

Поэзия отражает связь речи, языка и сознания. По мнению провансальцев, человека в жизни должно окружать все прекрасное. Поэзия – есть любовь, и главная задача поэта – поднять слушателя на свой уровень. Есть четкое представление об идеале.

«Хорошо»

Бог

Высокая любовь

Куртуазия

↓                                                                                           ↓

Внешнее проявление     Нравственное проявление     Поэтическое проявление

Юность, честь,                Радость, утешение         Смирение, достоинство

красота, ум, смирение                                       куртуазная речь, щедрость,

                                                     верность

«Плохо»

Зло

Низкая (глупая) любовь

Нежелание воспринять куртуазию

↓                             ↓                              ↓

Старость, бесчестие, уродливость    тоска, гнев        несдержанность, дурная

неразумие, высокомерие                                            слава, дурная речь,

скупость, обман

         Например, песня «Фламенко». Некая Дама выходит замуж, и муж годится на роль куртуазного героя. Но он начинает ревновать, сразу становится старым, беззубым, запирает жену в башню. Дама находит себе любовника. Муж хорошо подумал, одумался и снова стал молодым и красивым. Как видим, меняется внешняя характеристика героя. Ревность – причина старости, уродливости, некуртуазности.

Поэтико-музыкальный жанр трубадуров и труверов создал новый образ человека, новые манеры поведения: образ возвышенной любви и особого отношения к женщине, традицию воспевания, вознесения. Их поэзия – авторская.  Каноны были разработаны во французском Провансе и подхвачены повсеместно.  До нас дошло не менее 500 имен поэтов. Среди них Бернарт де Вентадорн, Джауфре Рюдель, Бертран де Борн, Гильом де Кабестань, Вальтер фон дер Фогельвейде и др.

Поэтическая любовь – сложный ритуал, и разные его моменты, настроения призваны обслуживать разные жанры куртуазной лирики:

Канцона – песня на религиозно-любовную тему. Внутри строфы сочетание разных рифмовок, усложненная стопа, наличие своеобразного припева. Отличается изысканностью сложного построения.

Альба – песня утренней зари, славящая даму при начале дня. Диалог двух влюбленных, как правило, при расставании на рассвете.

Серенада – очень популярна на юге Франции и Испании. Иногда исполнялась поэтами. Это ночная песня, выражающая терпение к наступлению ночи. Могла исполняться оркестром;

Плач – похоронная песня на смерть прекрасной дамы или надежд на счастье.

Пастурелла – песня о чувстве влюбленных, скрывшихся под видом прекрасных пастушков.

Баллада – плясовая песня о любви.

Тенсона – спор между поэтами о войне и любви, философско-любовное стихотворение, рассуждающее о том, что такое истинная любовь.

Сирвента – песня на общественно-политическую тему. Иногда сатирического содержания, часто это выпады поэта против его врагов.

Денс – танцевальный жанр. Легкий танец мелодии;

Почти все жанры связаны с музыкой. Исполнялись под гитару или виолу.

Главный символ – голубой цвет, самый любимый и изысканный, считавшийся королевским, цвет небес, цвет, принадлежащий Богородице.

Рыцарь живет интересами своего мира. Он испытывает к своей даме чувство утонченное, обожание. Любовь к хозяйке замка связана со сложным этикетом и противопоставлена любви к простолюдинке (ложной). Служение даме приобретает почти религиозный характер. Это связано с культом Мадонны. Нельзя было признаваться девушке в любви, пока она под защитой своего замка и своих знамен.

Любовная лирика выходит за рамки католической религии, поэтому тайна. Сюжет падения платка у дамы; прославление весны, цветения садов, соловьиного пения, сравнение цветущей природы с донной.

Преданность – одно из главных достоинств. Рыцарь дает донне обет преданности.

Многие трубадуры – крестоносцы, побывавшие на Святой земле.

Гильом Аквитанский был 2 раза отлучен от церкви за откровенность в описании чувств. Он начинает линию любви, которая сильнее смерти.

Бернарт де Вентадорн. Его родители были слугами. Несмотря на низкое происхождение, был любимцем всех высокородных женщин благодаря своему таланту. В его творчестве частотен мотив разлуки с возлюбленной. Упрек дамы в холодности и суровости, уподобление рыцаря влюбленного изгнаннику (любовное пилигримство); что бы ни сделала донна, она прекрасна. Описание донны (золотые волосы, голубые глаза, уста – кораллы, зубы – жемчуга). У Вентадорна нет этого описания (позже Шекспир его совсем отвергнет). Этот канон => нельзя воспринимать буквально. Поэт уподобляет себя птице, полет олицетворяет свободу жаворонка. Рыцарь же привязан к донне. Когда заканчивается любовь – заканчивается жизнь. Донна милей весны.

Бертран де Борн – лукавый советчик, пел о войне. Владелец замка Альф Альта Фот. Принят при дворе английских королей. Провоцирует феодальные войны. В его творчестве выделяется любовная лирика, стихи на философские темы, на политические – сирвенты (разговаривал с королями на равных). Не давал исполнять свои песни жонглерам, исполнял сам. Прославлял войну. Кансона, в которой представлен народный идеальный образ дамы (“Поэма о составной донне”). “Плач о молодом короле” – единственный раз, когда в стихах плачет его сердце.

Среди трубадуров было много женщин:

Графиня де Диак. Она желает говорить на своем языке. Поэзия радостной, восторженной любви или любовных переживаний.

Пиере Карденаль. Относится в другому веку (эпоха альдегойских войн, когда разрушается Прованс). Клеймил французских аристократов, папский римский престол, давший благословение на это разрушение. Переосмысление канона Вентадорна. Поэзия звучит современно. Утверждение духовной свободы. Уважение к даме должен испытывать. Новые поэтические темы, отречение от старых. Требование искренности в поэзии взамен канону, штампу. Свобода говорить то, что жаждет говорит душа. Отрицание каждого мотива. Требование сдержанности, меры чувств. Требование духовной близости. Свободы воли.

Миннезанг (XII – XIII вв.).

Мотивы заимствуются миннизингерами у провансальских трубадуров. Но проявляют свои особенные немецкие мотивы. Тяготение к морализаторству, философствованиям. Произведения морально – назидательного характера. Мало ощущается установка на элитарность, звучат демократические мотивы.

Вальтер фон дер Фогельвейде. Любовь – высокое духовное чувство, которое не может сводиться к поклонению красоты. Куртуазность сводится к типичной. Нет требования внешней красоты. Любовь к девушке – особенное, небывалое явление. Осмысление собственных переживаний, попытка исповедаться. Мотив странника. Мотив неоцененности великого поэта. Размышления о судьбе нации (о раздробленности немецких земель, воинственность не восхищает).

2. Рыцарский (куртуазный) роман возникает в 12 в. Под романом сначала понимался пространный рассказ о каких-либо событиях; затем этим термином стали именовать произведения эпического характера, затрагивающие значительные темы, многоплановые, с несколькими сюжетами, с большим количеством действующих лиц. Авторы пропагандировали высокие рыцарские идеалы – прославляли благородство и мужество, рыцарскую преданность Прекрасной Даме, воинскую доблесть и честь. Герои боролись за справедливость не только неподалеку от своих замков и земель, но и в экзотической обстановке. Они сражались с простыми смертными (французами, немцами, сарацинами, эфиопами) и фантастическими существами (василисками, драконами, одноглазыми великанами и злыми волшебниками). Постепенно в  рыцарских  романах стали проступать реалистические черты, что привело к кризису жанра.

         Под рыцарским романом мы будем понимать связное сюжетное повествование с достаточно развитой фабулой, в стихах или прозе, родившееся в феодальной среде, отражающее ее вкусы и интересы и выбирающее в этой среде своих героев.

Особенности рыцарского романа:

· обязательность  некоторого фантастического элемента, проявляющегося двояко: 1) через введение сказочных мотивов; 2) через стремление приподнять героя над обыденностью.

· преобладание лирического начала (стихотворный характер), идиллический тон;

· на первом плане всегда тема любви, проявление повышенного интереса к жизни сердца, гражданский долг;

· сюжет строится как цепь авантюр, приключений;

· первоначально человеческие характеры только намечаются, но не раскрываются глубоко. Герои приобретают авантюрно-куртуазные черты. Постепенно усиливается психологичность;

· впервые в европейской литературе разрабатываются женские характеры;

·  претензия на достоверность (условную), т.к. описывает реальные события, реальные войны, реальные любовные свидания.

· Герой стоит перед выбором: совершать ли ему подвиги, демонстрируя верность своему покровителю, или нарушить ее, поддавшись любви к прекрасной даме (жене).

· Главная тема – трагизм взаимоотношений личности и государства, через призму которых воспринимается испытание личной отваги, верности, любви.

Рыцарский роман положил начало новой художественной литературе. Автор не просто пересказывал услышанные истории, он создавал свой собственный мир, свое пространство и время. Авторами первых романов были ученые-клирики, т.е. мелкие церковные служители, которые составляли хроники или летописи исторических событий. В 12 веке все романы были стихотворными, а в 13 веке появляются романы в прозе.

В эпосе действие всегда разворачивается в реальном историческом времени и пространстве (мы говорим об эпосе Зрелого средневековья). У рыцарей есть определенные общественно-политические цели. В эпосе рыцарь выполняет долг, в романе – испытывает себя с помощью приключений. Движущий мотив – любовь. Акцент – на внутреннем мире человека. Рыцарский роман изображает давние эпохи и жизнь далеких народов в виде картины современного общества, потому что идеально рыцарство мыслиться штукой международной и неизменной во все времена.  

Основные циклы:

1. Античный (романы об Александре Македонском,  Энее, о Трое).

2. Бретонский – в основном на основе кельтских сказаний. Его можно поделить на: 1) бретонские лэ (то, что писала Мария Французская – стихотворные новеллы любовного содержания); 2) группа романов о Тристане и Изольде; 3) собственно артуровские романы (о короле Артуре и рыцарях Круглого стола: Ланселота, Ивейна и т.д.);

4) о святом Граале (“Парцифаль” Вольфрама фон Эшенбаха).

Самый популярный роман 12-13 вв. –  «История бритов» Гальфрида Монмутского, в которой собраны все легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола. Также в этой истории были собраны и легенды о других королях Англии, в том числе легенды и о Гамлете, короле Лире, которые Шекспир взял за основу своих трагедий.

Не менее популярным был роман неизвестного автора «Тристан и Изольда», основанный на трагедии взаимоотношений личности и государства. Главный конфликт – между чувствами и социально-религиозными нормами. Все подвиги героя неразрывно связаны с внутренним психологическим действием. Этот роман по сути драма человеческой души. Причина – король, синьор, дядя Тристана. Пойти против него значит нарушить общественный, родственный и нравственный долг.

Король Марк не хочет жениться, но под давлением придворных дает согласие на женитьбу. В зал влетает птица и роняет из клюва золотой волос. Король отправляет своих приближенных  на поиски девушки с такими волосами. Племянник короля Тристан тоже отправляется на поиски, по дороге убивает дракона. Его, раненого, находит Изольда, девушка с золотыми волосами, и излечивает его. Тристан испытывает сильное чувство (предвестник большого чувства), но он должен доставить девушку королю. Изольда Златокудрая – королевна другой страны, девушка строгих нравственных правил, для которой чувство долга значит очень много. Так, узнав, что Тристан убил ее дядю Морхульта, она требует для рыцаря сурового наказания. Но тот совершает ряд блистательных подвигов, направленных на благо ее родины – Ирландии, и красавица смягчается, ибо благо отечества превыше всего.

Во время возвращения на корабле герои случайно выпивают волшебный напиток, вызывающий взаимное любовное чувство. Этот напиток предназначался для Изольды и короля Марка, они должны были его выпить в день свадьбы. Чувство семейного долга вступает в конфликт с любовным чувством, но противиться сердечной склонности Изольда не в состоянии. Любовь перерастает в непреоборимую страсть. Изольда выходит замуж, но продолжает любить Тристана. Страдания замужней женщины показаны убедительно в художественном плане и впечатляюще. Любовь героев трагична.  Тристан тяжело заболевает, и Изольда спешит к нему на помощь. Завистники-придворные доносят обо всем королю.

         Король переживает острый конфликт. Он любит Тристана, верит ему, но должен казнить племянника и Изольду, исходя из своего долга – следить за нравственностью. Он жертва общественного мнения.  Психологизм романа оказывается выше авантюрности. В связи с этим интересна двойная трактовка финала романа: гимн несчастной любви, которая сильнее смерти, и осознание героями греховности своих чувств. Смерть оказывается своего рода очищением от грехов. После смерти героев похоронили в одной часовне. Из могилы Тристана вырос терновый куст, ветви которого дотянулись до могилы Изольды, дали корни и вросли в нее. Несколько раз обрезали этот куст и эти ветви, и несколько раз они вырастали вновь.

         Наиболее значительными авторами рыцарских романов являются Мария Французская (сборник из 12 лэ (микророманы, небольшие стихотворные повести, включающие один эпизод; «Ланваль»), Кретьен де Труа («Эрек и Энида»,  «Ланселот, или Рыцарь Телеги», «Ивейн, или Рыцарь Льва»), Вольфрам фон Эшенбах («Парцифаль»), Гартман фон Ауэ («Бедный Генрих»).

Кретьен де Труа «Ивейн, или Рыцарь со Львом» .

Роман написан в 1170 г. Фантастика привнесена из кельтского фольклора. Важен светский характер. Фантастика поднимает человека над обыденностью жизни. Мир Кретьена нарочито нереален.

Лекция "5.2 Логическая модель представления знаний" также может быть Вам полезна.

Роман призван показать, что куртуазная любовь не исключает подлинной страсти и вполне совместима с браком. Основная тема – рассудочность подвигов и пир в палатах короля Артура.

Проблема, которую автор здесь ставит: совместимость любви и подвигов (долга). Автор ищет компромиссного решения. Куртуазная любовь – любовь по свободному выбору, но со склонностью к замужеству (помним, что куртуазная любовь нацелена не на обладание, а на переживания, поэтому ни о каком замужестве речи быть не может. Конфликт не носит трагического и неразрешимого противоречия.  Любовь и долг равно возвышают человека, поэтому они взаимозависимы.

Резкий подъем городов около XII в. существенно меняет картину. В XIII в. интенсивно развиваются и быстро занимают ведущее положение городское искусство и городская литература. В связи с изменением культурных условий клерикальная литература теряет свою обособленность и вливается в новую городскую литературу как органическая ее часть.

Феодально-рыцарская литература продолжает самостоятельное существование до самого конца средневековья, но быстро приобретает эпигонский характер. Что касается народной поэзии, то она очень часто оказывается корнем, из которого вырастают наиболее значительные явления городской литературы, однако в специфических условиях городского развития народная поэзия облекается в новые формы, типические для этого времени.

Середина 13 века –  время развития народной городской литературы, пронизанной настроениями глубокого чувства собственного достоинства и самоуважения бюргерства. Ведущая роль в литературном творчестве переходит к поэтам-горожанам. Героем становится ловкий, смышленый выходец из третьего сословия, отличающийся природным умом, энергией и всепобеждающей хитростью. Появляются специфические городские жанры. (фаблио – небольшой стихотворный комический  рассказ-анекдот с элементами сатиры на мелкое рыцарство, духовенство и горожан; шванк – комическая шутка, чертами близкая к фаблио; моралите – поучительная басня, славящая добродетель и высмеивающая разного рода пороки (→ «комедия масок» → Арлекино, Коломбина, Панталоне; фарс – народная комедия, карикатурное изображение злободневных событий с едкими сатирическими намеками. Хитрости и обманы – основные сюжеты фарсов. Самая любимая тема – демонстрация глупости; животные эпосы: пародия на рыцарские обычаи  с обличением феодалов, рыцарей, изображенных в виде животных («Роман о Лисе» о хитром Лисе Ренане, глупом волке Изенгрине, могучем, но глуповатом льве Нобле, «Роман о Розе»); героическая поэзия («Песнь о Роланде», поэма о Сиде, «Песнь о Нибелунгах»),  творчество Пьера Абеляра («Книга посланий»). 

Б) Позднее Средневековье (14 век) – появление малых жанров (рассказов, новелл), авторской поэзии.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5137
Авторов
на СтудИзбе
440
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее