1 Виды искусства, жанры, стили

ЛЕКЦИЯ

Виды искусства, жанры, стили.

 

В зависимости от способов художественного освоения действительности искусство делится на виды: архитектура, живопись, театр и т.д.

Все виды искусства делятся на две категории:

1.      Пространственные (или пластические, зрительные, изящные, по англ. Fine arts) виды искусства, произведения которых имеют предметный характер. К ним относятся: графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративное и прикладное искусство, дизайн, народное искусство.

2.      Временные искусства (поэзия, музыка).

 

Существуют также синтетические виды искусств – театр, кино, цветомузыка (впервые этим занялся А Скрябин, русский композитор; Чурленис писал картины по музыкальным произведениям). Можно увидеть явление синтеза искусств. Например, архитектуры с монументальным искусством, скульптурой. Пластические искусства могут приобретать качества временных искусств (кинетическое искусство, мультипликация).

Жанр (фр.genre – род, вид)  - подразделения каждого вида искусства, обусловленное многообразием конкретных возможностей художественного освоения действительности. В истории теоретического осмысления искусства предполагаются различные принципы жанрового деления – тематические, конструктивные, функциональные. Каждый жанр делится на несколько поджанров. В результате одно произведение искусства можно отнести к различным жанровым группам. Например: скульптура «Медный всадник» Э.М.Фальконе – памятник, конный памятник, портрет, исторический портрет, аллегорический портрет.

Существовало и различное отношение к жанрам. Классицизм предполагал строгую иерархию жанров, они оценивались как «высокие» и «низкие». Романтизм отвергал такую иерархию. При нем стало возможным столкновение комического и трагического.

Стиль (гр. Stylos – палочка для письма по воску, письмо, слог) – совокупность, единство характерных признаков, присущих искусству какого-либо народа, какого-либо времени. Например: греческий стиль, египетский стиль, романский стиль, Возрождение.

Иногда этот термин используется при обозначении группы памятников, обладающих какими-либо определенными признаками. Например: краснофигурный или чернофигурный стиль в греческой вазописи. Словом «стиль» обозначают также индивидуальную творческую манеру архитектора, скульптора, живописца. Например, стиль Гогена.

 

 

Происхождение искусства.

Памятники первобытно-общинного искусства были обнаружены сравнительно недавно – во второй половине XIX века на территории Франции и Испании. В то время была затруднена датировка находок, и многие не осознали их подлинность. В 1868 году в Испании была обнаружена пещера Альтамира, вход в которую был засыпан обвалом.  Марселино де Савтуола, занимавшийся несколько лет спустя раскопками, обнаружил настенную живопись. Открытие было опубликовано, но оказалось сенсационным, и о нем забыли. Вспомнили лишь в 1897 году, когда французский археолог Эмиль Ривьер сумел доказать подлинность петроглифов, обнаруженных на стенах Ла Мут (Франция). Открытия, археологические находки постоянно отодвигают вглубь веков время возникновения искусства.

Основными предпосылками творческой деятельности человека являются: свободное время (излишки пищи), развитие творческого мышления (охота). Этому способствовало и зарождение первых верований.

Существуют несколько теорий происхождения искусства:

1.      Теория макарон (миандров). Автор Брейль.

2.      Теория руки. Автор Гущин А.С.

3.      Простой этап (сравнивание камня с образом животного). Автор Тайлор Э.Б.

4.      Теория натурального макета. Автор Столяр А.Д.

Кроме вышеперечисленных исследователей проблемы происхождения искусства и первые шаги его развития рассматриваются в работах Абрамовой З.А., Васильевского Р.С., Виппер Р.Б., Лот А., Окладникова А.П. и др.

 

 


Рекомендуемые лекции