Барокко
БАРОККО. Слово"барокко" происходит от итальянского "barocco", означающего"причудливый, странный", хотя, возможно, "пышный, изобильный" будет лучшим вариантом перевода, более точно отражающим смысл. Использование этого термина началось в 1860-х годах для описания богато украшенных религиозных и общественных зданий в Италии, Германии и Австрии, построенных в XVII-XVIII веках. Позднее, в начале 1900-х годов термин "барокко" стал применяться к музыке XVII-го и начала XVIII-го века, и сегодня термин "барокко" указывает на четко определенные типы и жанры музыки, возникшие около 1600 г. и развивавшиеся примерно до 1750 г.
Эпоха барокко отвергает естественность, считая её невежеством и дикостью. Не случайно, в то время женщина, чтобы соответствовать критериям красоты, должна была быть неестественно бледной, в вычурной прическе, в тугом корсете и в огромной юбке, а мужчина в парике, без усов и бороды, напудрен и надушен духами.
Типичными специфическими чертами эпохи можно считать:
·Усиление религиозной тематики.
·Повышенная эмоциональность. Как известно, в эпоху барокко мировоззрение человека не просто было расколото, но окончательно потеряло цельность и гармоничность. Мировоззрение, мироощущение человека постигло глубину, внутреннюю противоречивость бытия, человеческой жизни, мироздания.
·Большое значение иррациональных эффектов, элементов.
·Яркая контрастность и эмоциональность образов.
·Динамизм.
·Тяготение к обобщающим и связывающим формам – создание циклических форм (соната, концерт), многочастных произведений(опера).
Рекомендуемые материалы
Музыка эпохи барокко часто противоречива, но, тем не менее, эти антиномии умудрялись сосуществовать между собой:
1) жанрово-танцевальное начало, вплоть до звукоизобразительной программности («Времена года» Вивальди) и духовное, обращенное к религиозным идеям (кантаты Баха и другие его произведения, кантаты Букстехуде).
Вам также может быть полезна лекция "1. Организационная структура".
2) мажор и минор (заслуга барокко в выделении этих двух противоположных ладов).
3) гигантские композиции («Страсти», Мессы, оратории…) и лаконичные номера.
4) чередование разнохарактерных частей (в сюитах, концертах, операх).
5) двойственность отношения к художественному пространству, ясность, рациональность и одновременно иррациональность, размытость. Пространство барокко в музыке имеет вертикальные ориентиры; главные виды движения в нем — подъем к небу или спуск в ад. В теории музыкальной риторики это выражается фигурами подъема и спуска. Например, a-moll прелюдия из II тома ХТК символизирует блуждание по лабиринтам пространства, по искривленным лабиринтам нечистой совести грешников. Фуга — как приговор, как грозный жест Верховного Судии на Страшном Суде, указывающий вниз, после чего начинается стремительное падение, крушение. Следовательно, мир физический оказывается внутри человека. Человек и мир предстает как одно целое.
6) время, отражающее непостоянство, изменчивость мира. Характерная деталь музыки барокко — отсчет мгновений, неизменно пульсирующий ритм, который часто сочетается с извилистым ритмическим рисунком. Музыка барокко создала и особый тип контраста: время текущее, изменяющееся (время человеческой жизни) и время застывшее (время вечности): контраст темпов в многочастных произведениях; жанры вариаций на неизменный бас, хоральные прелюдии…
7) хаос — порядок. Из пестрого разнообразия барочных жанров заметно выделяется жанр прелюдии (фантазии, токкаты) и фуги. Он не вышел за пределы эпохи, в то время как остальные жанры жили и изменялись еще несколько столетий. Суть цикла в противопоставлении двух принципов мышления: импровизация, непостоянство мира и человека в 1 части и размеренность, упорядоченность, регулярность, монотонность во второй.