Фидеизм
3. Фидеизм – мировоззрение патристики.
Такое взаимодополнение христианской веры и античной философии формирует феномен фидеизма (культа веры), если и оставляющего знанию какую-то роль, то только подчиненную. Фидеизм является «почвой» теоретических построений средневековой философии. Его основной пафос – усмирение разума. Этот пафос можно найти ясно выраженным уже у Апостола Павла: «Мудрость мира сего есть безумие перед Богом»[1]; «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых»[2]; «Смотрите братия, чтобы кто не увлек вас философиею!»[3].
Но первым ярким представителем фидеизма считается Квинт Семптий Флоренс Тертуллиан (ок. 160 – ок. 230). Тертуллиана называют воинствующим фидеистом. Он утверждает абсолютную несоразмерность веры и разума и отказывается от философии и рационализма в самых радикальных формах. (В конце жизни он порывает даже с церковью, которую упрекает в непоследовательном проведении принципов веры, аскетизма и мученичества.)
Он убежден, что всякая философия еретична. Он и начинает широко употреблять греческое слово «ересь», что означает: свободный выбор (прямое значение – взятие, овладение, захват, свобода выбора, выборы, выбор, избрание). Философы – «умы строптивые и презрительные», поэтому они все – еретики. Они надеются отыскать собственными силами истину. На caмом же деле все еретические учения возникли после истины. «Истина существовала изначально, а заблуждение явилось впоследствии»[4]. Критериями подлинной истины являются одинаковость, единодушие и древность. Единственная подлинная истина – от Бога. Философские и религиозные ереси – от дьявола. «Мы не нуждаемся ни в любопытстве после Иисуса Христа, ни в изысканиях после Евангелия»[5], – провозглашает Тертуллиан.
В трактате «О плоти Христовой» находится знаменитое высказывание Тертуллиана: «Верую, ибо абсурдно!» , ставшее «знаменем» фидеизма. Точнее, там впервые высказывается эта идея в более развернутом и сложном рассуждении о возможном стыде за Христа. Он говорит: «Я не нахожу причин для стыда, которые показывали бы, что я, презирая стыд, счастливо бесстыден и спасительно глуп. Сын Божий распят – это не стыдно, ибо достойно стыда; и умер сын Божий – это совершенно достоверно, ибо нелепо; и, погребенный, воскрес – это несомненно, ибо невозможно»[6]. И далее он провозглашает: «Ты не будешь мудрым, если не станешь немудрым для мира и не уверуешь в немудрое Бога»[7].
Главной позитивной доминантой фидеизма является любовь: любовь к Богу и любовь к ближнему в Боге. Это особая любовь-благодать. Это не Эрос, а Агапе (дар, благодать). Это не динамическая, завоевывающая, возвышающая сила, это сила умиления, смирения, благоговения. Агапе – любовь-послушание, любовь как стремление прикоснуться верой к Богу, любовь как спасение души, любовь как профетизм, т.е. душевное провидение, неаргументированное убеждение, привлечение в союзники по вере.
Вера-fides является мощной концентрацией религиозного чувства, заполонившего человека, и потому отторгающего всякую философию. Но становление средневековой мысли предполагает и иное выражение веры – credo (вера, основанная на понимании). Вера-credo не отторгает радикально философии, она стремится к единству религии и философии. Веpa-любовь и вера-понимание образуют глубинную мировоззренческую дилемму средневековой культуры.
[1] Апостол Павел. Первое послание к коринфянам. Гл.3 (19). // Новый завет и псалтирь. Хельсинки,1986. С.206.
Люди также интересуются этой лекцией: 19 Канун второго периода иконоборчества.
[2] Там же. С.205.
[3] Апостол Павел. Послание к колоссянам. Гл.2 (8). // Новый завет и псалтирь. Хельсинки,1986. С.244.
[4] Тертуллиан К.С.Ф. О прескрипции [против] еретиков. // Избр. Соч. М.,1994. С.120.
[5] Там же. С.109.
[6] Тертуллина К.С.Ф. О плоти Христа. // Там же. С.166.
[7] Там же. С.165.