Принципиальная исходная неочевидность философии
Предмет философии и специфика
философского сознания
I. Принципиальная исходная неочевидность философии.
II. Особенности философского сознания.
III. Философия и другие формы духовности: наука, искусство, религия, мифология.
IV. Философия и мировоззрение.
V. Основной вопрос философии.
I. Принципиальная исходная неочевидность философии.
1. Невозможность определения философии как науки.
Рекомендуемые материалы
Знакомство с любой дисциплиной знания начинается с предварительного ответа на вопросы: «Что такое?…» (математика, физика, биология и др.) и «Какой предмет изучает данная дисциплина?» Поставленные в начале знакомства с философией, эти вопросы сразу же приобретают необычное значение и теряют свою очевидность.
Вопрос «Что такое философия?» , как правило, имеет два непосредственных ответа. Эмоциональный: «Что-то сложное, мудреное, заумное». Удобно-практический: «Философия – наука …». При этом часто эти ответы странно сливаются и перепутываются в индивидуальном сознании. И не сразу становится ясно, что продолжить привычное определение фактически невозможно.
Хотя в истории философии нередко встречается ее аттестация как науки, только в марксистской философии можно найти приемлемую, казалось бы, формулировку такого ее определения. Здесь философия понимается как наука о наиболее общих законах природы, общества и человеческой мысли. Лапидарность (краткость, сжатость, тяжеловесная выразительность) этой формулировки не служит ясности понимания сути философии.
Более краткое изложение данного определения: «Философия – наука о наиболее общих законах всего», а, как известно, наука обо всем – это наука ни о чем. Т.е., стремясь максимально точно и привычно определить предмет философии, мы приходим к противоположному результату: делаем философию беспредметной. Это означает, что выбранный нами способ определения не подходит для философии, что она неопределима привычным образом, и что она не является собственно наукой (также как не является искусством, религией и т.п.)
2. Этимологическое определение философии.
Не будучи наукой, философия, однако, является источником знаний, строится как в той или иной степени рациональная система знаний, но подчиненная своей, а не научной методологии. Способы и пути ее определения должны быть специфическими. Характеристика особой ненаучной рациональности философии корениться уже в самом ее имени. Слово «философия» греческого происхождения и состоит из двух корней: «филио» – любовь, «софия» – мудрость. Философия – любовь к мудрости.
Как любовь к мудрости философия возникает в Древней Греции в VII – V вв. до н.э., приблизительно тогда же, когда формируются и первые школы мудрости на Востоке: в Древнем Китае и Древней Индии. По легенде первым человеком, назвавшим себя философом, был Пифагор. В соответствии с этим греки почти никогда не называли философию наукой, но часто именовали знанием – «эпистемэ».
3. Двойственность философии.
Но знание-мудрость не есть знание-наука. Мудрость гораздо более сложно определимое и многослойное явление, чем наука. Мудрость не может являться чем-то одномерным. Поэтому и философия оказывается необычной, неочевидной, иногда парадоксальной системой знаний. Основная ее характеристика – двойственность (двухполюсность, биполярность, двумерность, и даже двусмысленность, как обязательное наличие двух взаимодополняемых и взаимообуславливающих смыслов).
Параметры двойственности философии разнообразны. Их можно условно разделить на внешние и внутренние. Внешние связаны с положением и местом философии в социуме. Внутренние – с природой, сущностью самой философии.
А). Внешние параметры двойственности философии. К внешним параметрам двойственности философии относятся возникающие и функционирующие в обществе оценки ее роли и социального статуса и необычность ее положения в системе форм духовной деятельности людей.
а). Первые колеблются от абсолютно позитивной до абсолютно негативной оценки философии, когда она понимается либо как самое божественное занятие человека, важнейший (если не главный) инструмент прогресса и спасения человечества, либо как недопустимая гордыня человеческого духа, болезненная самоуверенность нашего разума.
б). Второе определяется тем, что достаточно часто философия выступает не в собственном облике, а через другие формы духовности: науку, искусство, религию, мифологию и даже важнейшие мифологемы обыденного сознания. Немецкий романтик XIX века Ф.Шлейермахер говорит, что философия любит выступать в чужих одеждах. При этом, как говорит другой немецкий философ М.Хайдеггер, это не случайный маскарад, а одно из фундаментальных свойств философии, заключающееся в том, что она может найти действительное прибежище там, где ее не ожидается (например, в деятельности художника или жизни мудрого человека), и отсутствовать там, где она должна быть (например, на занятиях по философии, философских конференциях, в учебниках и других ее академических формах).
Б). Сущностная двойственность философии. Двойственный внешний облик философии определяются двойственностью внутренней, присущей ее строению, организации, сущности.
а). Философия заявляет себя, прежде всего, текстами, и главным принципом ее построения оказывается представленное этими текстами теоретическое рассуждение. Оно всегда является субъектно-объектным размышлением, имеет два полюса: субъект и объект. Субъект – познавательное начало мира, психолого-теоретико-познавательное Я. Объект – вещь (отношение, состояние и др.) являющиеся предметом познания. Те или иные способы анализа нераздельности субъекта и объекта, описание тех или иных аспектов этой взаимодополняемости и образуют философскую теорию.
Лекция "Качества Ветхозаветных священников" также может быть Вам полезна.
б). В мировоззренческом отношении философия двойственна, поскольку она соединяет в себе научно-теоретическое знание и духовно-практическую ценностную ориентацию, или логику и нравственность. В этом единстве философия предстает не столько знанием, сколько теоретически оформленной «стратегией жизни» . Не случайно И.Кант определил философию как учение о том, «каким надо быть, чтобы быть человеком»[1].
в). В аксиологическом (ценностном) отношении философская мысль также двойственна. Важнейшей ее ценностью, тем, к чему она всегда стремиться является свободная и одновременно ответственная мысль. Это мысль, которая не регламентируется извне, а организуется только на основе собственных, ее природой определяемых законов и правил. Это критически организованная мысль. Философия – это критика. Не случайно И. Кант назвал свои основные труды: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».
г). Историческое развитие философии также говорит о ее двухмерности, поскольку представляет собой многоголосие разнообразнейших школ и воззрений, которые в длительной исторической перспективе собираются все же в единую традицию философствования. В единую логику становления и развертывания мировой мудрости. Развитие философской мысли монологично и плюралистично одновременно.
д). Эти и подобные параметры двухаспектности философии укоренены в одной ее фундаментальной двойственности. Философия – всегда осмысление отношения «мир – человек» . Именно отношения, и не отдельно мира, или человека. И не просто отношение «вещь – индивид», а мира как целого (совокупной панорамы действительности) и человека как носителя предельных духовных возможностей, как представителя рода «человек». Отношения, в котором мир и человек открываются друг другу в своей подлинности, сущности, а не случайной видимости.
Вывод. Философия – не наука, но особая система знаний: знаний об отношениях различных смысловых полюсов. Понятно, что это знание должно являться специфическим. Если сказать предельно кратко, это знание баланса. В двух смыслах этого слова: знание балансирующее и знание о сбалансированном. В первом случае речь идет об особом типе мышления и сознания, когда мысль едина, но подвижна между несводимыми полюсами. Во втором – о знании баланса между…миром и человеком, логикой и нравственностью, свободой и ответственностью и т.п. и т.д.
[1] Кант И. Соч. в 6-ти т. Т 2. М.,1964. С.206.