Ф. Бэкон. Теория познания и учение о методе
Ф. Бэкон. Теория познания и учение о методе.
Для Ф. Бэкона объект познания – природа, задача познания – исследование природы, цель познания – господство человека над силами природы. Процесс познания осуществляется в 2 этапа: 1) осведомление чувств и 2) суждение разума. Однако, чувства не все замечают, а иногда и обманывают нас. Разум же многое привносит «от себя» под влиянием идолов. После освобождения разума от "идолов" для восприятия природных форм следует посмотреть, какими путями, с помощью каких процедур и какого метода достижима эта цель.
Для того чтобы овладеть природой и поставить ее на службу человеку, необходимо, по убеждению английского философа, в корне изменить научные методы исследования. В Средние века, да и в античности, наука, по мнению Бэкона, пользовалась главным образом дедуктивным методом, образцом которого является силлогистика Аристотеля. С помощью дедуктивного метода мысль движется от очевидных положений (аксиом) к частным выводам. Такой метод, считает Бэкон, не является результативным, он мало подходит для познания природы – наука сразу взлетает от наблюдения фактов к высоким абстрактным положениям. Это очень порочно и недостоверно. Всякое познание и всякое изобретение должны опираться на опыт, т. е. двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям. А такой метод носит название индуктивного. Индукция (что в переводе значит «наведение») была описана Аристотелем, но последний не придавал ей такого универсального значения, как Бэкон.
Нужна процедура исследования, состоящая из двух частей: "Первая состоит в извлечении аксиом из опыта, вторая - в выведении новых экспериментов из аксиом". Но что нужно сделать, чтобы извлечь аксиомы из опыта? Так как полная индукция возможна не всегда, следует принять индукцию через элиминацию: сначала провести индукцию – перечисление всех случаев наблюдения некоего свойства, затем провести элиминацию – исключение необщего свойства. (Бэкон предлагал составлять сначала "таблицу присутствия", затем - "таблицу отсутствия", где регистрируются сходные случаи, в которых, однако, данное явление не присутствует).
Бэкон использует добытую таким путем первую гипотезу как руководство к дальнейшему исследованию через дедукцию и эксперимент. Из имеющейся гипотезы выводят факты, затем проводят эксперименты в разных условиях с целью проверить, подтвердятся ли факты, предполагаемые гипотезой. Создается нечто вроде поисковой сети, серии "расследований", вынуждающих природу ответить. С этой целью Бэкон придумывает богатый набор экспериментальных технических средств (или прерогативных инстанций).
**пафос метода заключается в возможности создать универсальную логику «открытий», которая поведет нас к истине, как-бы «механически»: за счет операций, сопоставлений, мы движемся совершенно однозначно к определенным результатам, и «законы» природы будут действительно открываться, а не придумываться. Мы должны обладать таким инструментов, который бы уравнял талантливых людей и посредственностей. Казалось, что такая логика может быть изобретена.