Популярные услуги

Главная » Лекции » Философия » Лекции по философии для аспирантов » Начало средневековой философии. Философия Аврелия Августина. Проблемы средневековой схоластики

Начало средневековой философии. Философия Аврелия Августина. Проблемы средневековой схоластики

2021-03-09СтудИзба

7. Начало средневековой философии. Философия Аврелия Августина. Проблемы средневековой схоластики. Философия Фомы Аквинского. Номинализм и реализм.

Обозначить точные границы начала и конца можно только условно – 5-16 века.

Происходят важные изменения в мировоззрении, мирочувствовании, в культуре. Появляется идея, что истину дает сам Бог, истину искать не надо, истины все уже есть, заключены в священном тексте. Воспринять и не искажать истины.

Однако не на все вопросы можно ответить определенно, исходя из Библии. Есть вопросы, на которые можно ответить, опираясь на Библию. Но некоторые, такие как вопрос единства бога-отца, бога-сына и бога-духа, вызывают многие разногласия. Так появляются секты, и с 11 века христианство делится на западное и восточное, и внутри западного также происходит раскол. Поскольку священное писание невозможно воспринять без попыток интерпретации, теология обращается к философии. Это попытка понять – теология пытается рационально доказать бытие бога.

Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего. Такое воззрение называется креационизмом. Так центр тяжести переносится с природного на сверхприродное. Кроме того, это снимает идею дуализма – активного и пассивного начал, идей и форм и т.д. Есть только Бог, все остальное – его творение.

Было два этапа религиозной философии: 1 – патристики – святые отцы церкви добивались канонических формулировок истинного христианства (Святой Августин) – заканчивается примерно в 8 веке; 2 – с 6 века – работы схоластического характера, носят не креативный характер, а доказательный. Схоластика (условно до 15 века) делится на раннюю, зрелую и позднюю. Но были Суарес в 18 веке и Маритен в 19 веке.

Общие аксиомы христианской философии:

1)     Монотеизм – единобожие – сменяет политеизм;

Рекомендуемые материалы

2)     Креационизм – творение мира из ничего (мнение большинства, но были исключения, которые предполагали, что бог творит из абсолютно пассивной материи, которая богом не сотворена);

3)     Персонализм как черта мировоззрения: бог – это личность, не просто что-то всемогущее, не перводвигатель. В силу нашей человеческой сопричастности мы также наделены возможностью обрести это качество – быть личностью.

4)     Провиденциализм – предопределенность вся и всего. Отрицается свобода движения и процессов, которые происходят в мире. Все движимо под благим божественным контролем. Все, сотворенное Богом, прекрасно и чудесно, но зло в мире есть. Эта проблема решается по-разному. Суть решения – например, указание на факт грехопадения – после него в мир приходит зло. В силу каких-то обстоятельств мир утрачивает органическое единство, как бы дробится. Зло есть там, где есть дробление. Проблема решается оптимистически. Борьба добра со злом происходит постоянно, но в итоге добро одержит победу над злом, поскольку все в мире произведено на свет богом.

В христианстве человеческий коллектив дробный – там проблемы. Индивидуализм – дробность – плохо. Хорошо – соборность, противостоящая злу.

Подлинным бытием обладает только Бог, ему приписываются те атрибуты, которыми античные философы наделяли бытие. Он вечен, неизменен, самотождествен, ни от чего не зависит и является источником всего сущего. Христианский философ Августин Блаженный (354—430) говорит поэтому, что Бог есть высшее бытие, высшая субстанция, высшая (нематериальная) форма, высшее благо. Отождествляя Бога с бытием, Августин следует Священному Писанию. В Ветхом Завете Бог сообщает о себе человеку: «Я есмь Сущий».

В работах Августина (Аврелия) Блаженного, христианского теолога, епископа гиппонского много полемики из-за борьбы с ересями. Основные работы – «О Троице», «О граде Божьем», «Исповедь». Основные его идеи – проблемы бытия и времени, проблемы движения истории и исторического прогресса, проблемы человека, его воли и разума перед лицом Бога.

В работе «О граде (о храме) Божьем» попытка раскрыть смысл истории. В античности нет линейности истории, а в христианстве есть миф – отсчет от момента создания, а также о конце света, установлении царства небесного. Однако Августин выделяет историю земную и небесную. Небесная история – история причастных к истинной вере, земная – кровавые войны, зло и т.д.

В средневековой философии проводится различение бытия, или существования (экзистенции), и сущности (эссенции). У всех средневековых философов познание каждой вещи сводится к ответу на четыре вопроса: 1. Есть ли вещь? 2. Что она такое? 3. Какова она? 4. Почему (или для чего) она есть? У Аристотеля еще не было проведено столь определенного различения сущности и существования, хотя некоторые подходы к нему и намечались. Четкое различие этих понятий дает римский философ Боэций (ок. 480—524), чья разработка проблем логики оказала решающее влияние на последующее развитие средневековой схоластики (термин «схоластика» происходит от греческого слова «schole» — «школа»; схоластика — значит «школьная философия»). Согласно Боэцию, бытие (существование) и сущность — это вовсе не одно и то же; только в Боге, который есть простая субстанция, бытие и сущность совпадают. Сущность должна быть сотворена Богом, только тогда существует.

Схоластика возникает в школах и монастырях, университетах. Желание совместить веру и рациональные доводы, примирить их. Это началось с признания двух истин – божественной и философской. Божественная выше, но близка философской.

Особенно радикально ставился вопрос о двойственности истины, о материи, бессмертии общего ума человечества. Стали думать, что занятия философией ценны в религиозных делах. Однако ортодоксальной церкви это не нравилось.

Систематизатором средневековой схоластики был Фома Аквинский, монах доминиканского ордена (1225/1226-1274).

Фома пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. Последнее было преобразовано, чтобы не вступало в противоречие с догматами творения мира из ничего и с учением о богочеловечестве Иисуса Христа. Как и у Августина и Боэция, у Фомы высшее начало есть само бытие. Под бытием Фома разумеет христианского Бога, сотворившего мир, как о том повествуется в Ветхом Завете. Различая бытие (существование) и сущность, Фома тем не менее не противопоставляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает их общий корень. Сущности, как субстанции, обладают, согласно Фоме, самостоятельным бытием, в отличие от акциденций (свойств, качеств), которые существуют только благодаря субстанциям. Отсюда выводится различение так называемых субстанциальных и акцидентальных форм. Субстанциальная форма сообщает всякой вещи простое бытие, а потому при ее появлении мы говорим, что нечто возникло, а при ее исчезновении — что нечто разрушилось. Акцидентальная же форма — источник определенных качеств, а не бытия вещей.

Различает четыре ступени бытия – низшую – неорганические стихии и минералы; вторая ступень – растения; третья – животные – здесь есть начало деятельности; четвертая – форма уже перестает быть организующим принципом материи, а сама по себе есть – это дух, ум, разумная душа. Но она не связана с материей, поэтому не погибает со смертью тела. Она самосуща и обладает мышлением и волей. А у животных погибает. Главное – способность различать добро и зло.

Фома выделяет интеллект и волю как два важных качества. Приоритет отдает интеллекту, на нем строится концепция нравствености.

В мире Фомы сущими оказываются в конечном счете индивиды. Это выражается в идее действия индивидуальных «скрытых сущностей» — «деятелей», душ, духов, сил. Начиная с Бога, который есть чистый акт бытия, и кончая малейшей из сотворенных сущностей, каждое сущее обладает относительной самостоятельностью.

Учение Фомы (томизм) пользовалось большим влиянием в Средние века, римская церковь официально признала его. Это учение возрождается и в XX в. под названием неотомизма — одного из наиболее значительных течений католической философии на Западе.

НОМИНАЛИЗМ И РЕАЛИЗМ.

В номинализме пересматривается характерная для аристотелевской традиции трактовка бытия, предполагающая тесную связь бытия с категорией сущности. Фома считал, что сущность стоит к бытию ближе всех остальных категорий. А отсюда вытекает, с одной стороны, приоритет разума, а с другой — иерархическая структура тварного мира. В номинализме определяющее значение получает идея божественного всемогущества, а творение рассматривается как акт божественной воли. Уильям Оккам упразднил само понятие сущности, лишив его того основания, которое оно имело в ранней и средней схоластике, а именно тезиса о существовании идей (общих понятий) в божественном уме. Идеи, согласно Оккаму, не существуют в божественном уме в качестве прообразов вещей: сначала Бог творит вещи своей волей, а идеи возникают в его уме уже после вещей, как представления вещей.

Согласно Оккаму, реально существует лишь единичное; любая вещь вне души единична, и только в познающей душе возникают общие понятия. С этой точки зрения сущность (субстанция) утрачивает свое значение самостоятельно сущего, которому принадлежат акциденции, не имеющие бытия помимо субстанций: Бог, согласно номиналистам, может создать любую акциденцию, не нуждаясь для этого в субстанции. Номинализм не признает различных бытийных уровней вещей, их онтологической иерархии. Отсюда равный интерес ко всем деталям и подробностям эмпирического мира. Ориентация на опыт — характерная черта номинализма.

Средневековая философия начинает тяготеть к идее реализма – признание существования общих понятий – отвечающее неким общим сущностям. Не просто имена, под которыми собирали группы существ, а сущности. По мере развития схоластики  и обсуждения проблем начинает приобретать большую силу номинализм: существуют только индивидуальные вещи, никаких общих сущностей быть не может. Номиналисты проложили дорогу будущему материализму, но в самом доказательстве правоты были сильны чисто теологич мотивы. «Не следует без нужды умножать сущности» (Оккам).  Бог творит, не согласуясь с образами, а творит конкретно.

РЕАЛИЗМ – существует реально то, что обобщает понятия. Например, в принципе Человек.

Ещё посмотрите лекцию "9. Использование статистических функций" по этой теме.

Был еще КОНЦЕПТУАЛИЗМ – АБЕЛЯР: общее существует реально, но не отдельно, а в отдельном.

Постепенно схоластика разлагалась в спорах и дискуссиях, но – были достижения в области логики, схоласты подготовили по индуктивному принципу – появление своей противоположности. Пошел многосторонний процесс, не укладывавшийся в рамки одного движения:

1 начинает утверждаться новый тип хозяйства

2 идея естественного права получает популярность

3 крепнут города, развивается класс ремесленников, люди привыкают жить по часам

4 происходит определенный сдвиг в понимании самой природы и изучении самой  природы. Познание должно иметь продуктивную силу.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее