Структура морали
14.2. Структура морали
- Исходя из вышеизложенного, мораль на уровне эмпирической фиксированности может представать в двух основных формах:
- 1) как личностные свойства, называемые часто моральными качествами;
- 2) как совокупность общественных норм поведения (не кради, не лги, не убий и т.п.) и оценочных понятий (добро, зло, справедливость).
Моральные качества формируются в реальном общении людей, характеризуют личность с точки зрения ее характера, способности общаться с себе подобными.
Но помимо моральных качеств люди вступают и в отношения друг с другом. На почве этих отношений возникает моральная норма отношений. Моральная норма - это наиболее простой, элементарный вид морального требования. Она существует в виде предписания или запрета какой-либо конкретной формы поступка: "Будь правдив", "Не ленись", "Не лги". Например, мы здороваемся со знакомыми людьми, а с незнакомыми нет (по крайней мере, в городе), но когда знакомый человек проходит мимо и не замечает нас, мы обижаемся, у нас меняется настроение, появляется чувство обиды.
Норма морали всегда выражает некоторый общий закон, который одинаково обязателен для множества людей. Человек добровольно принимает предписания и запрета и следует им. Это следование может быть осознанным или неосознаваемым, но мораль не прибегает к помощи юридических или административных санкций. Моральные нормы опираются на авторитет общественного мнения и внутреннего убеждения личности, на ее совесть. Нормы права, помимо доброй воли субъекта, всегда находят опору в государственном аппарате принуждения.
Важнейшей проблемой этики является проблема природы нравственных норм: как они возникают, кому служат, что за ними стоит? Ответом может быть: Бог, человек, общество, социальное одобрение и осуждение