Популярные услуги

Все письменные КМ под ключ за 3 суток! (КМ-6 + КМ-7 + КМ-8 + КМ-9 + КМ-10)
КМ-6. Динамические массивы. Семинар - выполню любой вариант!
КМ-2. Разработка простейших консольных программ с использованием ООП + КМ-4. Более сложные элементы ООП - под ключ!
Любая задача на C/C++
Одно любое задание в mYsql
Сделаю ваше задание: Лабораторная работа на Pascal / Lazarus
Любой тест по базам данных максимально быстро на хорошую оценку - или верну деньги!
Любой реферат по объектно-ориентированному программированию (ООП)
Повышение уникальности твоей работе
Оба семинара по программированию под ключ! КМ-2. Разработка циклических алгоритмов + КМ-3. Функции и многофайловые программы в Си

Звуковые карты

2021-03-09СтудИзба

Лекция 11        Звуковые карты

11.1  Общие сведения

   11.3   Современные минимальные требования

11.4   Аналоговые звуковые карты.

11.5   Цифровые технологии в звуковых картах.

11.6   Аудиокодек АС'97.

11.7   Цифровой интерфейс AC-Link

11.8   Область применения звуковых плат

11.9   Разъемы звуковых плат

Рекомендуемые материалы

11.10   Таблично-волновой синтезатор11.11   Сжатие данных

  11.12   Многофункциональные сигнальные процессоры

  11.13   Распознавание речи

11.1  Общие сведения

Современные звуковые карты (или аудиосредства, интегрированные в систем­ную плату) представляют собой комбинированные устройства,  Современные звуковые карты по своим возможностям ушли уже очень далеко от первых моделей, но зачастую поддерживают программную совместимей с картами, от которых произошли фактические стандарты. Старые звуковые карты в основном выпускались для 16-битной шины ISA (применение 8-битны желательно), все последние их модели поддерживают технологию РпР. Совре­менные карты выпускаются для шин PCI и PC Card или встраиваются в системную плату.

Для шины ISA разными фирмами выпускается большое число моделей звуковых карт, похожих по свойствам на SB 16. Их совместимость с моделью SB 16 является залогом совместимости с множеством игр, рабо­тающих в среде DOS непосредственно с «железом» звуковой карты.

Традиционно на звуковых картах устанавливают порт аналогового джойсти­ка, при этом сохраняя интерфейс, пришедший со времен первых PC. Этот интерфейс реализует аналого-цифровое преобразование сигна­лов от резистивных датчиков чисто программно, расходуя ресурс процессора. В некоторых звуковых картах преобразование выполняется аппаратно (интер­фейс с джойстиком сохраняется), но программа должна снимать показания иным способом.

Современные звуковые карты используют шину PCI, гораздо более мощную по пропускной способности. В звуковых картах широко применяют прямое уп­равление шиной — это разгружает процессор, особенно при озвучивании игр с ЗD - звуком.

11.2   Спецификации РС'99

К аудиосредствам в спецификации РС'99 фирма Microsoft предъявляет сле­дующие требования:

* разрядность преобразователей ЦАП/АЦП: 16-бит;

* разрядность данных для импульсно-кодовой модуляции (РСМ): 8 и 16 бит;

* частоты дискретизации:

- обязательные — 8 кГц, 11,025 кГц, 22,050 кГц и 44,1 кГц;

- рекомендуемые — 16 кГц, 32 кГц и 48 кГц (Advanced audio);

* воспроизведение MIDI: 16-голосная полифония, 6 тембров (24-голосный 16-тембровый синтезатор для Advanced Audio);

* полоса частот: 20 Гц-2 0 кГц;

* нелинейные искажения: <0,02 %;

* отношение сигнал/шум: 75 дБ (для Advanced Audio выходной канал дол­жен иметь отношение сигнал/шум 85 дБ, а для аналоговой части микше­ра - 90 дБ).

Современные карты удовлетворяют и более высоким требованиям к цифро­вой обработке. Например, Yamaha SW1000XG имеет 20-разрядный АЦП и 18-разрядный ЦАП. При обработке сигналов она оперирует 16- или 32-разряд­ными цифровыми данными, частота дискретизации 8-48 кГц. Карта имеет 6 вы­ходных стереоканалов, заявленное отношение сигнал/шум — не менее 94 дБ.

 Первый стандарт MPC-1 был пред­ставлен в 1990 году. MPC-3, который является последним стандартом MPC, опубликованным в июне 1995 года, определил следующие минимальные требования к аппаратному и про­граммному обеспечению:

■ процессор — Pentium, 75 МГц;

■ оперативная память — 8 Мбайт;

■ жесткий диск — 540 Мбайт;

■ гибкий диск — 1,44 Мбайт (3,5-дюймовый диск с высокой плотностью размещения данных);

■ дисковод CD-ROM — четырехскоростной (4х);

■ звуковая частота дискретизации — 16-разрядная;

■ разрешающая способность VGA — 640x480;

■ глубина цвета — 65 536 цветов (16-битовый цвет);

■ устройства ввода-вывода — параллельный, последовательный, MIDI, игровой порт;

■ минимальная операционная система — Windows 3.1.

Любые компьютеры, созданные после 1996 года, содержащие звуковой адаптер и CD-ROM-совместимый дисковод, полностью удовлетворяют требованиям стандарта MPC-3.

11.3   Современные минимальные требования

Следующий перечень спецификаций даст вам представление о сегодняшних критериях мультимедийного компьютера; практически все, даже самые дешевые компьютеры, в полной мере соответствуют этим требованиям:

процессор — Pentium III, Celeron, Athlon, Duron или какой-либо другой процессор класса     Pentium, 600 МГц;

оперативная память — 64 Мбайт;

жесткий диск — 3,2 Гбайт;

гибкий диск — 1,44 Мбайт (3,5-дюймовый диск с высокой плотностью размещения данных);

дисковод CD-ROM — 24-скоростной (24х);

звуковая частота дискретизации — 16-разрядная;

разрешающая способность VGA — 1024x768;

глубина цвета — 16,8 млн. цветов (24-битовый цвет);

устройства ввода-вывода — параллельный, последовательный, MIDI, игровой порт;

минимальная операционная система — Windows 98 или Windows Me.

11.4   Аналоговые звуковые карты.

Упрощенная блок-схема традиционной аналоговой звуковой карты приведена на рис.1. Аналоговые сигналы от различных источников — микрофона, CD (здесь обычно используется аналоговый интерфейс CD-ROM), линейного входа, а так­же ЦАП и синтезатора — смешиваются микшером. Микшер для каждого входа имеет аналоговые регуляторы с цифровым управлением, позволяющие изменять усиление и баланс стереоканалов. Микшер может быть дополнен регулятором тембра — простейшим регулятором усиления высоких и низких частот или мно­гополосным эквалайзером (на рисунке не показан). С выхода микшера аналого­вый сигнал поступает на линейный выход и оконечный усилитель. Мощности усилителя, устанавливаемого на звуковых картах, достаточно для «раскачки» небольших пассивных колонок или наушников.

Рис.1  Блок-схема звуковой карты.

Собственно цифровые каналы звуковой карты проходят через интерфейсные схемы от шины расширения до ЦАП и от АЦП обратно к шине. Для переда; потоков данных используются каналы DMA — один 8-битный и один 16-бит­ный. Преобразования синхронизируются от программируемого генератора (на схеме не показан), который определяет частоту дискретизации. Частоту дискре­тизации, разрядность (8 или 16 бит) и режим (моно/стерео) выбирают при запи­си. Несмотря на наличие двух каналов DMA, далеко не все карты позволяют ра­ботать в полнодуплексном режиме цифрового канала — одновременно и незави­симо вводить и выводить цифровой поток. Полный дуплекс нужен, например, для IP-телефонии: аналоговый сигнал от микрофона поступает на АЦП, с кото­рого цифровой поток в сжатом виде укладывается в пакеты IP-транспорта. Од­новременно из принятых пакетов данные через ЦАП направляются на аудио вы­ход. В структуре, изображенной на рис.4, эти потоки пересекутся в микшере. Практически все современные карты поддерживают полный дуплекс. В них име­ются два микшера — один для записи, другой для воспроизведения. В сложных картах может быть и пара преобразователей ЦАП (стереофонических), один из которых служит для воспроизведения звукозаписи, а другой обслуживает циф­ровые синтезаторы. В современных картах, построенных на основе сигнальных процессоров, аналоговые микшеры заменяются цифровыми. В ряде карт число входов у микшеров (4) меньше, чем число возможных источников сигнала. Тог­да на карте имеется программно-управляемый коммутатор, с помощью которого можно выбрать источники, посылаемые на микшер записи и микшер воспроиз­ведения.

Для создания специальных эффектов (хор, реверберация и т. п.) на более слож­ных звуковых картах применяются процессоры обработки сигналов DSP (Data Signal Processor).

11.5   Цифровые технологии в звуковых картах.

По степени вытеснения аналоговой обработки цифровой технологией фирма Intel различает три градации звуковых карт.

*Аналоговые (Analog) карты имеют аналоговые входные (микрофон, линей­ный вход, CD) и выходные (линейный и от усилителя) цепи. В этих кар­тах чаще всего применяются аналоговые микшеры. На этих картах распо­лагается и порт традиционного аналогового джойстика и MIDI. Первое поколение этих карт использовало шину ISA, аудио кристаллы располага­лись и на некоторых системных платах. Теперь их сменяют карты для PCI, но при этом обычно сохраняется совместимость с SB 16.

*Карты Digital Ready позволяют заменить входные и выходные аналоговые интерфейсы на цифровые, используя шины общего назначения (USB, FireWire) и специальные цифровые аудио интерфейсы (S/PDIF, I2S) для подключения цифровой аудиоаппаратуры. В этих картах аудио поток от любого источника внутри карты представляется в цифровом виде и может перенаправляться как на аналоговые, так и на цифровые внешние интерфейсы или носители информации. В отличие от первых карт, где характеристики АЦП (разрядность, максимальная частота преобразования) часто были хуже, чем ЦАП, теперь упор сделан на АЦП. Разрядность этого преобразователя повышают до 18 бит и более, сохраняя разрядность ЦАП в 16 битах. Качественный АЦП, который остается единственным источником шума («цифра» не шумит по определению) нужен для расширения динамического диапазона. Разрядность обрабатываемых аудиоданных увеличивают до 32 бит, чтобы при вычислениях не терялась точность. Преобразователи ЦАП используются только для прослушивания, так что их по грешности и шумы не накапливаются. Поскольку между такой картой i системной шиной может потребоваться циркуляция множества цифровые аудио потоков, в качестве шины расширения PCI альтернатив не имеет Интерфейс аналогового джойстика с этих карт уходит, подразумевая eё замещение цифровым для шины USB.

*В полностью цифровых картах (Digital Only) совершенно отсутствуют аналоговые интерфейсы, в них используются интерфейсы S/PDIF, PS, АС Link, а также ввод-вывод по шинам USB и Fire Wire. В этих картах от традиционных 16-битных стерео стандартов переходят к многоканальным системам большей разрядности и с частотой квантования 48 кГц и выше.

11.6   Аудиокодек АС'97.

Аудиокодек АС'97 представляет собой довольно универсальное решение для по­строения звуковых карт и модемов, предложенное фирмой Intel в 1997 году; вер­сия 2.2, в которой введена поддержка интерфейса S/PDIF, опубликована в 2000 го­ду. Аудиосистема на основе АС'97 имеет структуру, приведенную на рис.6. Собственно кодек АС'97 представляет собой микросхему в 48-выводном корпусе с унифицированным назначением выводов, которая выполняет аналого-цифро­вые и цифроаналоговые преобразования, микширование, аналоговый ввод и вы­вод сигналов для аудиосистемы и модема. Кодек выполняет необходимые пре­образования частот дискретизации. Состав функций, реализуемых кодеком, мо­жет варьироваться — от минимально необходимых до расширенных функций. в зависимости от версии микросхемы. Кодек подключается к компьютеру по спе­циальному цифровому интерфейсу AC-Link, предоставляемому специализиро­ванным контроллером интерфейса (АС'97 Digital Controller). Контроллер под­ключается к шине PCI (как ведущее устройство) или встраивается в чипсет сис­темной платы. В обязательные (минимальные) задачи контроллера входит дос­тавка цифровых аудиоданных в формате РСМ аудиокодеку из памяти и в память от кодека. Для этого, как правило, контроллер должен быть многоканальным контроллером шины PCI (bus master). В память аудиоданные для кодека поступают под управлением центрального процессора от различных источников: из файлов, с внешних цифровых интерфейсов, а также генерируе­мых программно в реальном времени (например, от игр, от программных деко­деров MPEG и т. п.). Из памяти данные от кодека различным потребителям (в файлы, на внешние интерфейсы) доставляет также программа центрального процессора. Более мощный контроллер кроме чистой доставки обеспечивает и аппаратное ускорение генерации РСМ - данных, например, при декодировании MPEG, формировании SD-звука, синтезе звуков, а также кодирование РСМ - дан­ных в более плотные форматы.

Рис.2   Структура аудиосистемы на базе АС'97.

Кодек АС'97 по отношению к контроллеру является подчиненным устройством. Разделение аудиосистемы на две части позволяет собирать ее в соответ­ствии с предъявляемыми требованиями и при необходимости без особых про­блем модернизировать, заменив лишь микросхему или установив другую (дополнительную) плату кодека с более богатым набором функций или более высо­кими качественными параметрами. Контроллер интерфейса AC-Link и минималь­ный кодек АС'97 устанавливается на многих системных платах, а для добавле­ния новых возможностей интерфейс AC-Link выводится на специальный разъем расширения AMR или CNR. В интерфейсе есть место и для допол­нительных каналов, с помощью которых может быть реализован программный модем. Для этого существует специальный модемный кодек МС'97, который мо­жет быть размещен как на системной плате, так и на специальной модемной карте. Контроллер способен обслуживать до четырех кодеков, правда, общее ко­личество каналов (тайм - слотов, см. ниже) разделяется между всеми кодеками.

11.7   Цифровой интерфейс AC-Link

Довольно прост; он содержит следующие сиг­налы:

*BIT CLK — битовый синхросигнал с частотой 24,576 МГц, источником син­хронизации является аудиокодек(он имеет кварцованный генератор);

*SYNC — сигнал синхронизации начала кадра, вырабатывается контролле­ром, синхронизирующимся от BIT CLK;

*SDATA OUT — последовательные данные от контроллера к кодеку;

*SDATA IN — последовательные данные от кодека к контроллеру;

*RESET# — сигнал аппаратного сброса.

Интерфейс обеспечивает одновременную многоканальную передачу и прием ланных по методу временного мультиплексирования (TDM — Time Domain Multi­plexing). Передача и прием данных происходит в непрерывной последовательно­сти кадров. В кадре каждому каналу отводится свой тайм-слот, содержащий JO-битные поля данных. Весь кадр состоит из 13 слотов, нумеруемых от 0 до 12. Частота кадров составляет 48 кГц — это основная частота кодека, так что каж­дый канал способен нести 20-битные выборки с частотой до 48 кГц. Пропускная способность каждого канала составляет 20 х 48 = 960 кбит/с. Если частота дискретизации данных, передаваемых каналом, ниже 48 кГц, то отдельные кадры (вы­борки) для данного канала пропускаются, и этот факт помечается специальным тегом, передаваемым в начале кадра.

11.8   Область применения звуковых плат

Мультимедийный компьютер, оснащенный колонками и микрофоном, обладает рядом возможностей:

■ добавление стереозвука к развлекательным (игровым) программам;

■ увеличение эффективности образовательных программ (для маленьких детей);

■ добавление звуковых эффектов в демонстрационные и обучающие программы;

■ создание музыки с помощью аппаратных и программных средств MIDI;

■ добавление в файлы звуковых комментариев;

■ реализация звуковых сетевых конференций;

■ добавление звуковых эффектов к событиям операционной системы;

■ звуковое воспроизведение текста;

■ проигрывание аудиокомпакт-дисков;

■ проигрывание файлов формата .mp3;

■ проигрывание видеоклипов;

■ воспроизведение DVD-фильмов;

■ поддержка управления голосом.

11.9 Разъемы звуковых плат

Большинство звуковых плат имеют одинаковые разъемы. Через эти миниатюрные (1/8 дюйма) разъемы сигналы подаются с платы на акустические системы, наушники и входы стереосистемы; к аналогичным разъемам подключается микрофон, проигрыватель компакт-дисков и магнитофон. На рис. 16.1 показаны четыре типа разъемов, которые, как минимум, должны быть установлены на вашей звуковой плате. Цветовые обозначения разъемов каждо­го типа определены в руководстве PC99 Design Guide и могут варьироваться для различных звуковых адаптеров.

Джойстик


Линейный вход платы. Этот входной разъем используется при микшировании или за­писи звукового сигнала, поступающего от внешней аудиосистемы на жесткий диск.


Линейный выход платы. Сигнал с этого разъема можно подать на внешние устройст­ва — акустические системы, наушники или на вход стереоусилителя, с помощью кото­рого сигнал можно усилить до определенного уровня. В некоторых звуковых платах, например в Microsoft Windows Sound System, имеются два выходных гнезда: одно для сигнала левого канала, а другое — для правого.

Рис. 3. Основные разъема ввода и вывода, характерные для большинства звуковых адаптеров

Разъем для акустической системы и наушников. Этот разъем присутствует не во всех платах. Сигналы на акустические системы подаются с того же разъема (линейного вы­хода), что и на вход стереоусилителя. Если на плате есть два отдельных выходных разъема, то на том из них, который предназначен для акустических систем и наушни­ков, сигнал мощнее — он должен обеспечить нормальный уровень громкости для на­ушников и небольших акустических систем. Выходная мощность большинства звуко­вых плат составляет примерно 4 Вт. Сигнал на линейном выходе при этом не прохо­дит через усилительный каскад, и поэтому качество звука в нем выше.

Микрофонный вход, или вход монофонического сигнала. К этому разъему подключается микрофон для записи на диск голоса или других звуков. Запись с микрофона является монофонической. Для повышения качества сигнала во многих звуковых платах исполь­зуется автоматическая регулировка усиления (Automatic Gain Control — AGC). Уровень входного сигнала при этом поддерживается постоянным и оптимальным для преобразо­вания. Для записи лучше всего использовать электродинамический или конденсаторный микрофон, рассчитанный на сопротивление нагрузки от 600 Ом до 10 кОм. В некоторых дешевых звуковых платах микрофон подключается к линейному входу.

Разъем для джойстика/MIDI . Для подключения джойстика используется 15-контактный D-образный разъем. Два его контакта можно использовать для управления устройством MIDI, например клавишным синтезатором. (В этом случае необходимо приобрести Y-образный кабель.) Некоторые звуковые платы для устройств MIDI име­ют отдельный разъем. В некоторых современных компьютерах порт для джойстика может находиться на системной плате или на отдельной плате расширения. В этом случае при подключении игрового контроллера необходимо уточнить, какой именно используется в текущей конфигурации операционной системы.

Разъем MIDI. Аудиоадаптеры обычно используют тот же порт джойстика, что и разъ­ем MIDI. Два контакта в разъеме предназначены для передачи сигналов к устройству MIDI (например, клавишному синтезатору) и от него. В большинстве случаев лучше приобрести отдельный разъем MIDI у изготовителя аудиоадаптера, который включа­ется в порт джойстика. Такой разъем имеет два круглых 5-контактных разъема DIN, используемых для подключения устройств MIDI, а также разъем для джойстика. По­скольку сигналы для устройств MIDI и джойстика передаются по разным контактам, можно подключать джойстик и устройство MIDI одновременно. Таким образом, если вы планируете подключать к персональному компьютеру внешние устройства MIDI, то вам нужен только этот разъем. А файлы MIDI, получаемые с Web-серверов, можно воспроизводить с помощью внутреннего синтезатора звуковой платы.

Внутренний контактный разъем. На многих звуковых платах есть специальный разъ­ем для подключения к внутреннему накопителю CD-ROM. Это позволяет воспроизво­дить звук с компакт-дисков через акустические системы, подключенные к звуковой плате. Обратите внимание, что этот разъем отличается от разъема для подключения контроллера CD-ROM к звуковой плате, так как данные по этому внутреннему разъему не передаются на шину компьютера. Но даже если этого разъема нет, вы все равно можете прослушивать аудиокомпакт-диски через акустическую систему, подсоединив с помощью внешнего кабеля линейный вход звуковой карты к выходному разъему для наушников на приводе CD-ROM. При установке CD-ROM, CD-RW, дисковода DVD или нового звукового адаптера не забудьте соединить дисковод и звуковую плату с помощью внутреннего CD-кабеля; в противном случае вы не сможете воспроизводить музыкальные компакт-диски или слышать звуковое сопровождение некоторых игр.

11.10   Таблично-волновой синтезатор

В таблично-волновых звуковых платах вместо синтезированных звуков, генерируемых микросхемой частотной модуляции, используются цифровые записи реальных инструментов и звуковых эффектов. Например, при воспроизведении таким аудиоадаптером звука трубы вы действительно слышите непосредственно звук трубы, а не его имитацию. Первые звуковые платы, поддерживающие эту функцию, содержали до 1 Мбайт звуковых фрагментов, храня­щихся в микросхемах памяти адаптера. Но в результате появления высокоскоростной шины PCI и увеличения объема оперативной памяти компьютеров в большинстве звуковых плат в настоящее время используется так называемый программируемый таблично-волновой метод, позволяющий загружать в оперативную память компьютера 2-8 Мбайт коротких звуковых фрагментов различных музыкальных инструментов.

11.11   Сжатие данных

В большинстве плат качество звучания соответствует качеству компакт-дисков с частотой дискретизации 44,1 кГц. При такой частоте на каждую минуту звучания при записи даже обычного голоса расходуется около 11 Мбайт дискового пространства. Чтобы уменьшить размеры звуковых файлов, во многих платах используется сжатие данных. Например, в плате Sound Blaster ASP 16 сжатие звука осуществляется в реальном времени (непосредственно при записи) со степенью сжатия 2:1, 3:1 или 4:1.

Поскольку для хранения звукового сигнала необходим большой объем дискового пространства, в большинстве звуковых плат выполняется его сжатие методом адаптивной дифференциальной импульсно-кодовой модуляции (Adaptive Differential Pulse Code Modulation — ADPCM), что позволяет сократить размер файла примерно на 50%. Правда, при этом ухудшается качество звука.

Именно поэтому стандарта на ADPCM пока нет. Компания Creative Labs использует свои разработки, в то время как Microsoft предлагает разработанный совместно с Compaq метод Business Audio ADPCM. Во время установки звукового адаптера происходит инсталляция нескольких кодеков (программ, выполняющих компрессию и декомпрессию видеоданных и стереофонического звука). Наряду со многими другими программами, устанавливается и одна из разновидностей ADPCM. Для того чтобы определить, какие из программ аудиосжатия установлены в вашей системе, откройте Панель управления (Control Panel) и дважды щелкните на значке Мультимедиа (Multimedia) (Windows 9x) или Звуки и мультимедиа (Sounds and Multimedia) (Windows 2000). В операционной системе Windows 9x перейдите на вкладку Устройства (Devices) и щелкните на значке “+”, который находится рядом с опцией Программы аудиосжатия (Audio Compression), чтобы открыть список установленных кодеков. Перечень звуковых кодеков и их свойств в Windows 2000 расположен в меню Hardware. Для применения собственной аудиозаписи в другой системе оба компьютера должны использовать одну и ту же программу сжатия аудиоданных. Этот общий кодек, используемый для записи звуков, можно выбрать с помощью программы Windows Sound Recorder.

Однако наиболее популярным стандартным алгоритмом сжатия является MPEG (Motion Pictures Experts Group), с помощью которого можно упаковывать как звук, так и изображение. Он популярен в “некомпьютерной” сфере и используется в DVD-проигрывателях. С помощью этого метода достигается степень сжатия 30:1 и даже выше. Популярный формат сжатия звуковых файлов .mp3 использует схемы сжатия, аналогичные MPEG.

11.12   Многофункциональные сигнальные процессоры

Во многих звуковых платах используются процессоры цифровой обработки сигналов (Digital Signal Processor — DSP). Благодаря им платы стали более “интеллектуальными” и освободили центральный процессор компьютера от выполнения таких трудоемких задач, как очистка сигналов от шума и сжатие данных в реальном времени.

Процессоры устанавливаются во многих универсальных звуковых платах. Например, программируемый процессор цифровой обработки сигналов платы Sound Blaster Live! EMU10K1 сжимает данные, преобразует текст в речь и синтезирует так называемое трехмерное звучание, создавая эффект отражения звука и хорового сопровождения. Используя процессор цифровой обработки сигналов, можно превратить звуковую плату в многофункциональное устройство. Например, в коммуникационной плате WindSurfer компании IBM цифровой процессор выполняет функции модема, факса и цифрового автоответчика.

компьютерах, я рекомендую подключать дисковод компакт-дисков через стандартный ин­терфейс EIDE или SCSI и избегать использования разъема для дисковода компакт-дисков на звуковой плате. Фактически все новые компьютеры сегодня имеют интерфейс EIDE, а SCSI-адаптер позволяет подсоединять к одному и тому же интерфейсу другие устройства, напри­мер накопители на жестких дисках, ленточные накопители и сканеры. В этом случае значи­тельно легче найти высококачественный программный драйвер, обеспечивающий высокие эксплуатационные показатели.

11.13   Распознавание речи

С некоторыми звуковыми платами поставляется программное обеспечение для распозна­вания речи. Заставить распознавать речь вы можете и свою плату, но для этого понадобится дополнительное программное обеспечение. Хотя технология распознавания речи пока несо­вершенна, уже сегодня существуют программы, позволяющие отдавать компьютеру команды голосом и даже диктовать ему тексты, которые раньше пришлось бы набирать.

Программное обеспечение, позволяющее диктовать тексты

Другой тип программного обеспечения распознавания речи гораздо сложнее. Преобразо­вание речи в текст — необычайно трудная задача, прежде всего из-за различий в речевых мо­делях разных людей. Поэтому почти все программное обеспечение этого типа (а также неко­торые приложения для подачи команд голосом) предусматривает этап “обучения” технологии распознавания голоса конкретного пользователя. В процессе такого обучения пользователь должен читать текст (или слова), выводимый программой на экран компьютера. И поскольку предполагается, что программе заранее известно то, о чем вы говорите, это помогает ей адап­тироваться к вашей манере речи.

В результате проведенных экспериментов оказалось, что качество распознавания зависит от индивидуальных особенностей речи. Кроме того, как известно, некоторые способны на­диктовать целые страницы текста и при этом не прикоснуться к клавиатуре, в то время как другие утверждают, что исправление множества ошибок значительно больше утомляет их, чем набор текста вручную.

Существует множество параметров, влияющих на качество распознавания речи, основные из них представлены далее.

Программы распознавания дискретной и слитной речи. Слитная (или связная) речь, позволяющая вести более естественный “диалог” с компьютером, в настоящее время является стандартной, но, с другой стороны, существуют большие проблемы в дости­жении приемлемой точности распознавания.

Обучаемые и необучаемые программы. Обучение программы для корректного распо­знавания речи дает хорошие результаты даже в тех программах, которые позволяют пропустить этот этап.

Большие активные и общие словари. Программы с большим активным словарем зна­чительно быстрее реагируют на устную речь, а программы, имеющие больший общий словарь, позволяют сохранить более уникальный запас слов.

Производительность аппаратного обеспечения компьютера. Увеличение скорости процессоров и объема оперативной памяти приводит к ощутимому повышению скоро­сти и точности программ распознавания речи, а также позволяет разработчикам вво­дить дополнительные возможности в новые версии этих приложений.

Высококачественная звуковая плата и микрофон. Используйте высококачественное аппаратное обеспечение, рекомендуемое производителем для достижения наилучших результатов; наушники со встроенным микрофоном предназначены не для записи му­зыки или звуковых эффектов, а именно для распознавания речи.

Контрольные вопросы

1 Какую роль выполняют звуковые карты?

2 Опишите спецификации РС'99.

3 Опишите требования к аппаратному и про­граммному обеспечению стандарта МРС-3

4 Опишите современные минимальные требования мультимедийного компьютера.

5 Опишите принцип работы аналоговых звуковых карт.

6 Опишите карты Digital Ready.

7 Особенность полностью цифровых картах (Digital Only).

В лекции "4. Особенности пожарной опасности при ведении огневых работ" также много полезной информации.

8 Опишите аудиокодек АС'97.

9 Нарисуйте  структуру аудиосистемы на базе АС'97.

10 Опишите цифровой интерфейс AC-Link.

11 Укажите область применения звуковых плат.

12 Опишите назначение разъёмов звуковых плат.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5155
Авторов
на СтудИзбе
439
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее