Д. Антисери и Дж. Реале. Западная философия от истоков до наших дней. Том 2. Средневековье (Д. Антисери, Дж. Реале - Западная философия от истоков до наших дней), страница 2
Описание файла
Файл "Д. Антисери и Дж. Реале. Западная философия от истоков до наших дней. Том 2. Средневековье" внутри архива находится в папке "Д. Антисери, Дж. Реале - Западная философия от истоков до наших дней". Текстовый-файл из архива "Д. Антисери, Дж. Реале - Западная философия от истоков до наших дней", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 3 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр 2 страницы текстового-файла онлайн
Глава 7. "Треченто": потеря равновесия между разумом и верой
1. Социально-историческая ситуация
2. Уильям Оккам
2.1. Личность и сочинения.
2.2. Независимость веры от разума.
2.3. Эмпиризм и примат индивидуального.
2.4. Познание интуитивное и абстрактное.
2.5. Универсалии и номинализм.
2.6. "Бритва Оккама" и распад традиционной метафизики.
2.7. Новая .
2.8. Проблема существования Бога.
2.9. Новый метод научного исследования.
2.10. Плюрализм против теократии.
3. Наука оккамистов
3.1. Оккамисты и аристотелевская наука.
3.2. Оккамисты и галилеевская наука.
4. Политическая теория Марсилия Падуанского
4.1. Эгидий Римский и Жан Парижский: спор о примате церкви или империи.
4.2. "Defensor pads" Марсилия Падуанского.
5. Джон Уиклиф и Ян Гус: два долютеровских реформатора
6. Майстер Экхарт и немецкая спекулятивная мистика
6.1. Основы спекулятивной мистики.
6.2. Майстер Экхарт: Без Бога и мир и человек ничто.
6.3. Возращение человека к Богу.
7. ЛОГИКА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
7.1. "Ars vetus", "Are nova", "Logica modernorum".
7.2. Дидактическая систематизация античной логики.
7.3. Фигуры и модусы силлогизмов.
7.4. Новации схоластической логики.
7.5. "Арс магна" Раймонда Луллия.
Часть четвертая.
ГУМАНИЗМ И ВОЗРОЖДЕНИЕ
Глава 8. Мысль эпохи Гуманизма и Возрождения и ее основные характеристики
1. Историографическое значение термина "гуманизм"
2. Историографическое значение термина "возрождение"
3. Хронологические границы и существенные характеристики гуманистико-возрожденческого периода.
4. Восточные и языческие "пророки" и "маги", как основатели теологической и философской мысли: Гермес Трисмегист, Зороастр и Орфей
4.1. Отличие критико-исторического уровня гуманистической мысли латинской традиции от греческой.
4.2. Гермес Трисмегист и "Corpus Hermeticum" в их исторической реальности и возрожденческой интерпретации.
4.3. "Зороастризм" эпохи Ренессанса.
4.4. Орфей Ренессанса.
Глава 9. Идеи и тенденции гуманистико-возрожденческой мысли
1. Дискуссии по проблемам морали и неоэпикурейство
1.1. Начала гуманизма
1.1.1. Франческо Петрарка
1.1.2. Колюччо Салютати.
1.2. Этико-политические дебаты гуманистов Кватроченто: Л. Бруни, П. Браччолини, Л.Б. Альберти
1.2.1. Леонардо Бруни
1.2.2. Поджо Браччолин
1.2.3. Леон Баттиста Альберти
1.2.4. Другие гуманисты Кватроченто.
1.3. Неоэпикуреизм Лоренцо Балла.
2. Возрожденческий неоплатонизм
2.1. Краткие сведения о платоновской традиции и византийских ученых XV века
2.2. Николай Кузанский: ученое незнание в отношении к бесконечному
2.2.1. Жизнь, работы и культурные связи Кузанского
2.2.2. Ученое незнание
2.2.3. Отношение между Богом и универсумом
2.2.4. Значение принципа "все во всем"
2.2.5. Человек как "микрокосм".
2.3. Марсилио Фичино и платоновская академия во Флоренции
2.3.1. Место Фичино в культуре Возрождения, Фичино в качестве переводчика
2.3.2.Фичино в качестве переводчика.
2.3.3. Достижения философской мысли Фичино
2.3.4. Достижения "магической" доктрины Фичино.
2.4. Пико делла Мирандола между платонизмом, аристотелизмом, Каббалой и религией
2.4.1. Позиция Пико
2.4.2. Пико и Каббала
2.4.3. Пико и доктрина достоинства человека.
2.5. Франческо Патрици.
3. Аристотелизм эпохи Возрождения
3.1. Проблемы аристотелевской традиции в эпоху Гуманизма.
3.2. Пьетро Помпонацци и споры о бессмертии.
4. Возрождение скептицизма
4.1. Новая жизнь эллинистической философии.
4.2. Мишель Монтень и скептицизм как основа мудрости.
Глава 10.Возрождение и проблемы религии и политики.
1. Возрождение и религия
1.1. Эразм Роттердамский и "философия Христа"
1.1.1. Позиция Эразма
1.1.2. Гуманистическая концепция христианской философии
1.1.3. Концепция "глупости" Эразма.
1.2. Мартин Лютер
1.2.1. Лютер и его отношение к философии и возрожденческому гуманизму
1.2.2. Черты теологии Лютера
1.2.3. Черты пессимизма и иррационализма в мышлении Лютера.
1.3. Ульрих Цвингли, реформатор из Цюриха.
1.4. Кальвин и Женевская реформа.
1.5. Другие теологи Реформы и представители протестантизма.
2. Контрреформация и католическая реформа
2.1. Историографические концепции Контрреформации и католической реформы.
2.2. Тридентский собор.
2.3. Новое появление схоластики.
3. Возрождение и политика
3.1. Никколо Макиавелли и теоретизация автономии политики
3.1.1. Позиция Макиавелли
3.1.2. Реализм Макиавелли
3.1.3. "Добродетель" государя
3.1.4. Свобода и "судьба"
3.1.5. "Добродетель" древней римской республики,
3.1.6. Гвиччардини и Ботеро.
3.2. Томас Мор и Утопия.
3.3. Жан Боден и абсолютизм власти Государства.
3.4. Гуго Гроций и обоснование естественного права.
Приложения
Хронологическая таблица
Библиография
ПРЕДИСЛОВИЕ К ИТАЛЬЯНСКОМУ ИЗДАНИЮ
Если судить о книге по числу страниц, то наше издание по истории философской мысли в трех томах (около 2,5 тыс. страниц) покажется слишком громоздким. Впрочем, не мешает вспомнить сентенцию аббата Террасона, цитированную Кантом в "Критике чистого разума" (в предисловии): "Если объем книги измерять не количеством страниц, но временем, необходимым для ее понимания, то о многих можно было бы сказать, что они могли бы быть много короче".
И в самом деле, многие учебники по философии выиграли бы, будь они пространнее в серии аргументов. Ведь краткость в экспозиции философских проблем не упрощает, но усложняет суть дела, делая их малоприятными, если не совсем бессмысленными. Так или иначе, но такого сорта краткость фатально ведет к ноционизму, т.е. перечню точек зрения, дающих панораму философских высказываний, инструктивную, но вместе с тем, малоинформативную.
Таким образом, настоящий учебник предлагает наличие, по меньшей мере, трех уровней: помимо того, что древние называли "доксографией" (своего рода считка мнений, того, что говорили философы), необходимо объяснить, почему они так говорили, а также нелишне понимать, как все это было сказано, наконец, есть уровень указателей эффектов, производимых и провоцируемых философскими и научными теориями.
Что касается объяснительного уровня — почему нечто утверждалось, — то всегда непросто разглядеть сплетения событийных рядов экономического, социального и культурного плана с теоретическими и спекулятивными мотивами. Учитывая все это, мы стремились избегать опасных редукций — социологистических, психологистических, историцистских, удерживая специфическую идентичность философского дискурса.
Показывая то, как выражали мыслители свои доктрины, мы широко использовали их собственные слова. Цитируемые тексты даны в дозах, соответствующих дидактической парадигме научающегося ума, входящего в незнакомый дискурс. От предельно простого он мало-помалу переходит к философским категориям, развивая мышцу мысли и собственную способность к постижению все более сложных идей, которые выражены в разных лингвистических тональностях несхожими и оттого притягательными голосами. Подобно тому как для постижения способа чувствования и воображения поэта мы вчитываемся в его стихи, так и проникнуть в способ мышления философа нельзя иначе как через форму выраженных им идей.
Нельзя не отметить также, что философы интересны не только тем, что они говорят, но и тем, о чем молчат; традициями, которым они дают начало, течениями, которые приводятся в движение. Одни из них благоприятствуют рождению определенных идей, другие, напротив, делают это невозможным. Πо поводу последнего обстоятельства историки философии чаще хранят молчание, тем важнее для нас — сделать этот аспект очевидным, особенно, при объяснении сложных взаимоотношений между философскими и научными, религиозными, эстетическими и социо-политическими идеями.
Учитывая, что в преподавании философии исходное — проблемы, которые она поднимала и решала, мы часто отдавали предпочтение синхроническому методу, относительно диахронического, который, впрочем, также использован в пределах его возможностей.
Что же касается желаемой цели, то она состоит в формировании теоретически обогащенных умов, владеющих методами, способных к постановке и методической разработке проблем, готовых к критическому прочтению окружающей реальности во всей ее сложности. Именно этой цели служат означенные выше четыре уровня: содействовать самоконституирующемуся уму молодого человека в духе открытости новому и в его способности к самозащите перед лицом опасных искушений нашего века — бегство в иррациональное, капитуляция перед прагматизмом и убогим сциентизмом. Разум открыт тогда, когда он имеет в самом себе корректирующее устройство, выводящее (поскольку это человеческий разум) одну за другой ошибки и высвобождающее энергию для движения вперед по все новым интинерариям.
АВТОРЫ