Шпаргалка по риторике, страница 8
Описание файла
PDF-файл из архива "Шпаргалка по риторике", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "прочее" из , которые можно найти в файловом архиве . Не смотря на прямую связь этого архива с , его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "к экзамену/зачёту", в предмете "разное" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
можетреализовываться лишь в пределах ее листа и времени.Другими ограничениями пафоса являются словесныесредства, которыми располагает создатель для установления, контакта с получателем речи.Логосом принято называть словесные средства, использованные создателем речи в данной речи при реализации замысла речи. Логос требует помимо воплощениязамысла использовать такие словесные средства, понимание которых было бы доступно получателю речи.Этос создает условие для речи, пафос - источник создания смысла речи, а логос - словесное воплощение пафоса на условиях этоса.Проиллюстрируем на примерах: Франциск Ассизскийпроповедовал птицам. Его пафос был ничем не стеснен,но птицы не предложили никаких условий этоса, и поэто-ПФ(С) - > Л -4 (ПС) - » Л -» (ПС) - > Л ...Изображение символически показывает, что видимойв данном речевом действии частью является логос (Л),а пафос (ПФ) и этос (Э) невидимы, так как они представляют условие совершения данного речевого действия:15На следующей схеме показано, что развитие теорииречи - риторики - совершает как бы своеобразный круг,в котором общественные задачи риторики как исходногосредства существования и развития общества дифференцируются по своим частным задачам и интегрируютсяснова в научной риторике.му само воплощение пафоса в логос в проповеди никогоне затронуло.
Это пример чистого пафоса.Гулливер попал в страну Гуингмов. Гуингмы - существавежливые, они позволили Гулливеру говорить, но он незнал языка гуингмов, поэтому не мог им объяснить своихмыслей. Пример нужды в логосе.Дурак из сказки приветствовал похоронную процессиюсловами: «Таскать вам - не перетаскать» и был бит. Этислова он выучил от людей, занятых уборкой урожая, и применил неуместно.
Пример этоса.Это литературные примеры. Теперь жизненный пример.Собрание назначается в определенном месте, в определенное время и на определенную тему. Это - этос. Замысел речи у участника собрания должен быть им продуманв связи со временем, местом и темой собрания. Это пафос. Участники собрания должны применять только теязыковые средства, которые понятны всем.Три основные категории риторики - этос, пафос, логос - находятся в связи друг с другом и как бы переходятодна в другие.Теория управления обществом(античная риторика)НаучнаяриторикаФормирование новойэтики (гомилетика)Инструментформирования стиля(рациональная риторика)Так обнаруживаются функции риторики: общественноеуправление, формирование морали, нравственности иэтики, формирование стиля, исследование психологииречетворчества.
Эти функции риторики могут быть поняты и как ее задачи.Современная научная риторика не отменяет искусствариторики в ее задачах педагогических (моральных), стилистических, психологических, но напротив, служит осознанию и научному анализу этих задач. Так, новая областьриторического исследования средствами теоретическойнауки позволяет глубже уяснить суть феномена речи и тем,в частности, помочь риторическому искусству.Принципы риторики происходят из диалектики. Характерно, что цивилизации Востока не разработали принципов риторики, так как диалектическая философская беседане была свойственна их культурам. Арабский исламскиймир разрабатывал риторику по греческим образцам иглавным образом как гомилетику и логико-философскиетрактаты, индуизм сосредоточился на философско-психологический проблематике; буддизм, разработав логику, использовал ее как гомилетику; китайская филологияиспользовала логику «Книги перемен» для композиционных форм письменно-литературных сочинений.
Поскольку диалектика как диалог по особому условию не сталаобычаем восточного общества, представлять человекакак создателя и получателя речевой семантической информации как бы не было нужды.пафос скрыт в душе создателя речи. А этос скрыт в предшествующих речевых действиях, в которых создавалисьусловия, определяющие возможность принять речь.Но пафос есть то, что вызовет речь, а этос - то, что создает для нее условия: и этос, и пафос находятся как быв человеке.
Человек слушающий (носитель этоса} становится говорящим (носителем пафоса), отсюда по признакам пафоса и этоса человек меняет свое место в речевойцепи: из носителя этоса как получателя речи он становится носителем пафоса как создателя речи.Квадратные скобки обозначают этос, а круглые скобки обозначают логос как понятное обоим слово. Логос - речь материально осязаемая, а условия этоса известны из содержанияпредшествующей, нередко далеко предшествующей речи.По скобкам речевая цепь может быть поделена на дваотрезка: [ X - > X] и (-> X - > )Оба отрезка имеют по три позиции и по составу позиций могут быть записаны в виде трех столбцов:IIIIIIX->X->X-•Номера I, II и III обозначают позиции.Запись столбцов имеет смысл потому, что получательречи есть тот же человек (X) и символ речи ( - ) , т.
е. меняет свои функции от получателя к создателю, и наоборот.Рассматривая появление категорий этоса, пафоса и логоса по позициям, устанавливаем:IлогоспафосэтоспафосэтослогосКатегории этоса, пафоса и логоса можно отыскать только в литературной критике, но эти категории в литературно-критических сочинениях существуют имплицитно, ихможно выделить только путем специального анализа.1629. Место риторики: отношение к грамматикеи стилистике30. Эристика, диалектика, софистикаРиторика традиционно противопоставляется поэтике,грамматике и стилистике.Считается, что поэтика и риторика отвлекаются от разного эмпирического материала текстов, а поэтому ониразличны.
Сводить риторику к какому-либо частному видуречи: ораторике, гомилетике, научной прозе - нельзя, таккак это тоже разновидности речи. Отсюда можно определить поэтику как частную риторику художественной речи,видоспецифической особенностью которой является минесис.Отношение риторики к грамматике имеет иной характер. Принципом грамматики является выделение и описание тех элементов речи, которые достаточно регулярнои по определенным правилам воспроизводятся в разныхпо авторству и аудитории речевых действиях. Грамматикаотвлекается от того, кем, когда, для кого, на какую тему икаким образом было создано высказывание.Грамматика служит для создания возможности построить любое высказывание, т. е. совершить любое речевоедействие, независимо от его замысла и назначения.Это свойство грамматики (лингвистики) обычно обосновывается тем, что каждый из говорящих является и слушающим, т.
е. на том, что речь обратима и едина в создании и восприятии.Это допущение лингвистики является источником построения ее категорий, таких как синхрония - диахрония,язык человека - язык общества, норма - отклонения отнормы. Для пояснения своих категорий лингвистики прибегают к образу шифровки и дешифровки, кода и сообщений.3 1 . Речь искусная и речь действенная-I-Риторику считали искусством, сравнивали с поэзией,актерской игрой на основе важности творчества, эстетического наслаждения, которое доставляет публичное «размышление вслух». Но в отличие от других филологических наук риторика неоднократно подвергалась критикекак «пустая речь».
Эта критика в теории всегда была связана с обобщенными требованиями к оратору: увлечь,убедить, доставить удовольствие, которые вместе подчиняют оратора аудитории, делают его поваром, угождающим вкусам гастрономов.Как только идеей, овладевающей ритором, являетсяугодничество, то добиться развития можно, только изменив риторическую теорию и вместе с ней практику.
Речь,не приводящая к действию, не побуждающая к чему-либо,есть речь пустая. Бороться с пустой речью можно толькоодним способом: изменить этос, тип сочетания между создателем и получателем речи, что повлечет за собой изменение пафоса и логоса.Платон в «Горгии» покончил с «угодничеством» путемдифференцирования критериев этоса, заставив своих оппонентов спорить не на неопределенных внекультурныхэтических требованиях, а на дифференцированных, определенных, конкретно диалектических. Сила «Риторики»Аристотеля состоит именно в делении речей на виды.Взгляды Цицерона возвращают риторику к диалектике.«Аналитики» Аристотеля начинаются с анализа предположений языка.
Аристотель рассматривал не все, а только«правильные» предположения, разумея под этим не только грамматическую, но и смысловую правильность, таккак существует немало реальных предложений, мысль которых абсурдна.Области ораторской практики делятся на эристику, диалектику и софистику. Разделение это, идущее из античности, связано с тем, на каких условиях ведется речь.Эристика как искусство спора предполагает выигрываниеего независимо оттого, какими средствами ведется спор,цель речи - утвердить свое право на поступок и оставитьза собой окончательное суждение.
Приемов эристики достаточно много, но принципы у них однородны: не датьзакономерно и последовательно развить мысль, чтобыдело полностью прояснилось, и утвердить свой интерес.Таким образом, эристика - диалог вне диалектическихправил.Правила диалектики противоположны правилам эристики. Они состоят в том, что участники диалога совместноищут объективную истину.Диалектика требует:1) держаться одного и того же смысла терминов в процессе всего рассуждения;2) не изменять темы обсуждения;3) не пропускать фактов, относящихся к теме обсуждения, все факты должны быть рассмотрены;4) не допускать эмоционального давления на оппонента;5) не опровергать оппонента иначе как в интересах истины и терпеть неудобные суждения;6) не подходить к делу предвзято.Между противоположными этическими требованиямидиалектики и эристики находится софистика.