Светлана Адоньева - Прагматика фольклора, страница 13
Описание файла
PDF-файл из архива "Светлана Адоньева - Прагматика фольклора", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "русская литература" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МАИ. Не смотря на прямую связь этого архива с МАИ, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "книги и методические указания", в предмете "русская литература" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 13 страницы из PDF
Эта зона выделяется посредством событии, каторз». '1~~~фф,з!Рвдз>и!аз>>зла говорящему традиция для достижения своей и представляет собой исполнение текста >з прозззведение высказынн ния. '"л4'4й>!цузз>з' гобьыие комвзуникации соотносятся г дву мя планами фь>ззьклорззос высказывание понимается как динамический обь..''-"""" "',' '!!!й» Ьзх> план истории (или сообщаемый факт), и план рескт, в процессе порождения которозо меняетгя и адресант, и адр;:,' ь ййзй!Разй>1 з!б!ззгззз!еззизз).зз план речи жестко определен параметрами сат.
'1очззее, оно всегда есть знак произошедшего излзенения. таяли-" .',.",фф!:';:,'э!>уэчз>з>»>:-яззойчас» говорящего. Для фольклора, так жс как и образом, и соответствии с приведенными выше определениями, зззз.";'",'.~з!$1)у!йй >ардов устной речи, дейктическая определенность обяззаьзьз'>вские характеристики фольклорного высказывания раскрз,з.'::;.~Щф~й!1й !злжв в том случае, если она не эксплицирована в тексте. вают и его общую семиотическую значимость. Определяя, как бы зьз':."'.,'-~~!ф1,'!взпзззкпзим может осуществляться как лингвистическими, Уже отлзе зено, включенность в социальное действие, фо>зьклорзззяз:;,.'..''.:$ййэМ'нйз б)ззь>зззззз'ззиззтьзческиьзи способами.
высказывание представляет собой механизм перехода от ззоззззз>з>з ';,.",".;!';!,,"',':::!ьзд11» взяпзро за лзобым высказыванием взы пРизнэам наличие внут!юннсго убеждения, верования (т, е, того, что форлзирует дом>»'.:;:.,""~Ф"::йь!>Фзуззикззтззззззьзх функций, идентифицируя>изей и продикапапту) к позиции внешнего действия, — механизм, выстршзван>зззьзб::,,"!!!~' '"""4 (яб,,"!шзьзззфьзкацззя предметов, о которых идет речь, н предиоб>ьедшопощую пх мотивационную структуру. Ввиду этого прззь>з»,.'::,;:,".'':! '$:;,.'.ййзд!ззззйа>з ьзообзз1аеьзое»),>н это должно быть справедливым рь тает;шзшпмзяль исследование тех принципов, за счет кото!>ьз>",,',.",:.',.' ' '*йь!)ф!>зй зз!з ззроекззий высказывания — плана речи. Следователь>И>озкхозшт данное выстршзванне, а также исследование его зз!>ьз:,,',:.'-,:."".: >5(>11!!й1> )авзп можзк> описать по тем же параметрам — как имею- пш и «лсдствпй.
!>!>>тьзззззззьзьз, соединяющие в себе моменты Р >.зз""..'-,'.:;!;йзяьззз1>зфйказцззо события речи и предикацию события Речи. вш о, прсстрнпз>твенно-временного и прочих перечисленньзх з>з,зззь>;,:,„;::".'.зк- !й»."".Йзвззз:гззфззкз>зззззз коммуникативного события может быть выэлсмеп зов, Рвали ьусмых в высказывании, представляют собой кьяз.,','-",,'-;з >' ' "й1уб у!>з>ззззьз речи синтаксически. Посредством, во первых, на- Ь ЗРУКт> З, СВ>З'ЗЬ МЕжду КатОрЫМИ ПО ОПрЕдЕЛЕНИЮ СМЕщвиа. ПС!»: -';:,'',.1:;:::, 1яйй!!йь! З>д)ЮСатз> И, ВО-ВТОРЫХ, НаИМЕНОВаНИя адрЕСаята. ВЫ- .ьод от одного к другому неочевиден и обеспечивает на>шчие зоц,;."!!';; ""''""з,ь!зз!!з> !так жс как и любого другого объокта) ьн мира зюучто социологами сеьшологической зпколы от Р. Барта до П.
Бу!>ззз,»,-",.':,з>з;"! 'У()ййз()з>>з;ззз с ют ого определения чсрьхь пмя, ш;роз о>>враз ппо обозначается как «зздеология». Х!отивации представляют собой з-з,зь-,','::-'~;;;;, ',"",'"'й!!ззз! мир>> наблюдаемой реальности н мира шшчепнй через роны конфликта, избывание которого происходит в акте вьзсзьзсззя ?:;: ..~! "".')й>уз>з>1>злй зз!зяззз звьчгг эти две облаз:тн.
Пбршцз"ппс ьззьзгзз*зваотванпя., Результирукнцего щютиворечие и позволяюзцего субьгн>1;:;:-,::::~~~ 3ффй!йа! дь>йз типом, преодоловак>ппвз гранину мзэкду ззззьрьзтзяосуществлязл акт именования, а традиции--существовать во зз!ззь,;"',;."~!»~ ~;.~~~ф "э>ззйз'ззз !з, Общая яннгнястякн. О ззз мсзпз. 3, Фф".,г,а~аз>зььзязз !!.Д Язык я мнз> челн>я>хн ( .З э "3', ;., Текст в этом случае выступает как инструмент, трангпориз ',.:,:'»ж~,Ф~,,".,"-'. бй ""' ~4 ' 51 ми до той по!эы 4мысля шими мирами» коммуникантов. Оно со- зидает новое социальное пространство.74 В заимное установление имен коммуникантами является услови ' о ием их взаимодействия. Са- ма же процедура представления (с полющью посредников или без них) имеет елью ости ) , ц д жение договоренности относительно даль- нейшей формы взаимного обращения, а следовательно, и возмож- ных в пределах избранного «коридора» социальных взаимодей- ствий.
5. Выбор речевой стратегии или речевого жанра, или, еще стро- же, то, как на всех уровнях 1от просодики до синтаксиса) оформля- ется речь, составляет область предикации события речи. Прагма- тическая форма фольклорного высказывания, как мы постараемся показать на нашем ы атериале, определяется тем, как текст органи- зован в отношении г дру их, невербальных семиотических объектов, включенных в коммуникативный контекст — ф †физическ действий., реалий, ритма, пространства и проч. Функциональный речевой стиль и фольклорный жанр. Значительную теоретическую трудное ь т в описании фольклорной формы с прагматической точки зрения составляе ляет столкновение поэтико-семантических и риторико-дискурси вных принципов опи- сания текста.
Первый, обязанный своим происхождением поэтике, занимает ведущее место в отечественной фольклористике, начиная с трудов А. Н. Веселовского. В соответствии с учением Веселовско- го, специфика жанрово-стилистических форы фольклора описыва- ется через их происхождение и становление генетически и исто- рически, как постепенная спецификация жанров из диффузного состояния «на о но-об я о р д — р д вои игры». Фольклор представлен в 75 этом случае как некоторая самостоятельная систе. ма, существую- историко- щая и развивающаяся по собственным законам. В рамках исто поэтического направления интерес к людям, и о;, ! 4, произносящим !пою- щилг, пгепчущнм, возглапшющим, причитывающим) фольклорный текст, возникал преимущественно в тех слу, учаях, когда они оцени- "41"нязь иеж Снязь между типом обращения н моделью социального и ст анс четливо ви на на п ш ьнаго пространства ото лица; например, д а практике употребления местоимений второг «ты» — к близким, фалгильярно, но и — к духам, у ам, умершим, человеку в родовом статусе, животным гАпресяи Ю.Д.
Дейкси с в лексике и грамматнке и наивная С. 292). модель мира 7'7' Семиотика и информатика: Сб. науч. ста й В . 25., М. 7 . статс ып, М. !997 75 Мелетинсаиц Е.М., Неклюдов С.Ю., Б С.Е. С оеик . ", татус слова н поня- тие жанра в фольклоре О Историческая поэтика:Л ика: итературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994. ой вались собирателями не как рядовые исполнители, но как твор- цы, т.
е. тогда, когда возникали вопросы отношения традиции и но- '. вации при характеристике фольклорного произведения (М. К. Аза,':,' довский, А. И. Никифоров и другие). Безавторство, традиционность и коллективность, предложен- : 'ные в качестве основных признаков фольклора и принятые оте". " .чественной фольклористикой, надолго опреде.лили доминирующую :", '-роль поэтики в анализе фольклорного текста, в рамках которой ":.:, фольклорный текст или совокупность фольклорных текстов, объ.,": .'единенных общностью строения, функции, сюжета, формы не- :.:;::,Полнения и отношения к музыке !определение жанра, данное ,;» лВ.Я. Проппом) рассматривались как самостоятельная величина.
Проблема контекста фольклорного произведения осмысляется в ;. этом случае через понятие типологии Переключение интереса от самих фольклорных текстов к от- ношению между ними и теми, кто их производит, происходящее в "-. Последнее время, обусловлено причинами теоретического и практи::,.; ческого порядка с:г. К причинам практическим можно отнести, в частности, переме:;", щение интереса фольклористики в область немаркированных по- -;;г:=",йествовательных форм устной речи.
Коллекции повествователь,„!,;:;.:",НОго фольклора пополнялись устныыи нарративами, аморфными ';;=".'0.!точки зрения стилистики формами. Их выделенность из обще;„-;„; Й-поля устной спонтанной речи — традэщиопность — в значитель- ,,-:З.Дой степени определяется наличием коллективных идеологических '-"..~;матриц, регулирующих отбор фактов, принцип их сцепления и их ""-"»;!;зпценку. Эти характеристики отсылали к идеологии текстов, к их :,,;:~~,'::"! Авто»,.что закономерно потребовало инноваций в области методов "~,","!~'-'з~х'описания, каковые и были позаимствованы из теории дискурса -"."14»-':;":!(яд!лане анализа их тематики),75 а так>ке из лингвистики текста и 77 ,'4),;"'14~-": »1ййгматики !в плане анализа их организации) .';-:::!!„::,!::::!:,--:И . «г» ::-!':""'~!'::-,:.'!::.
'*"""""4 ; .'...',,~,,ьгййгвйгой практике его трансляции, с другой — лежит в основе значитепьнага чис- .'„,,;;~,.~3~.современных исследований па фольклору: Богданов Ю А. Повседневность и :ь!~:.',~;,:;,,е'.!»й, фология. СПб., 2001: Ппн" ~секо А. А. Христовщнна и скопчества: Фольклор 1«"::.1»~~ъ~.~:~:,7раднционная культура русских лгистических сект. М., 2002, в др. См.