Теория государства и права учебник Н.И. Матузов, А.В. Малько (Учебник - "Теория государства и права" - Матузов, Малько), страница 99
Описание файла
PDF-файл из архива "Учебник - "Теория государства и права" - Матузов, Малько", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "правоведение" из , которые можно найти в файловом архиве МГТУ им. Н.Э.Баумана. Не смотря на прямую связь этого архива с МГТУ им. Н.Э.Баумана, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "книги и методические указания", в предмете "правоведение" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 99 страницы из PDF
И напротив, повышение культурыобщества, всех граждан благотворно сказывается на состоянии законности, способствует воспитаниюиндивида в духе соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Чем выше культура, чемболее она развита, тем прочнее, стабильнее законность, тем больше порядка в обществе.7. Презумпция невиновности. Она означает, что каждый человек предполагается честным,добропорядочным и ни в чем не повинным, пока не будет доказано иное в установленном закономпорядке, а именно приговором суда. Излишне говорить, какое значение это имеет для законности, еесостояния, укрепления.
Иной подход был бы несовместим с подлинной демократией, свободой личности,правовым государством. Презумпция невиновности закреплена в Конституции РФ, Декларации правчеловека и гражданина, в уголовно-процессуальном законодательстве.§ 3. Правопорядок. Соотношение правового и общественного порядкаПравопорядок есть порядок, основанный на праве. Иными словами, это система отношений,охраняемых, защищаемых, регулируемых правом. Вне права или без права правопорядок немыслим.Само это понятие слагается из двух слов "право" и "порядок", весьма точно передающих суть явления.Назначение права - вносить определенный порядок во взаимоотношения между людьми и ихобъединениями. Поэтому правопорядок выступает как "состояние урегулированности общественныхотношений" (В.В. Борисов).Отсюда следует, что характер, уровень, содержание, функционирование и обеспечениеправопорядка в значительной мере зависят от того, как трактуется право.
Если под правом пониматьлишь высокие, но абстрактные идеи справедливости, свободы, нравственности, гуманизма,общедемократические принципы ("неписаное право"), то и понятие правопорядка окажетсярасплывчатым, аморфным и неустойчивым. В этом случае создается иллюзия необязательностисоблюдения государственных установлений, законов, предписаний - достаточно лишь придерживатьсяопределенных взглядов, убеждений.Если же под правом подразумевать исходящие от публичной власти четкие, формальноопределенные и обязательные для всех юридические нормы, выражающие указанные выше ценности("писаное право"), то появляется реальная возможность установления в обществе твердого порядка истабильности, их обеспечения, гарантирования.
Когда все субъекты общественных отношенийсообразуют свое поведение с требованиями правовых норм, мы получаем правопорядок.Большинство правоведов - теоретиков и практиков - склоняется ко второму варианту интерпретацииправа, ибо, как заметил еще И.А. Ильин, при всех различиях во мнениях понятие права упирается вконечном счете в понятие нормы. Именно поэтому ни одна из предлагающихся ныне концепций права неисключает из его состава нормы, а лишь дополняет их рядом других компонентов. Впрочем, оба подходавполне сопрягаемы и вовсе не противоречат друг другу. Основой правопорядка являетсяправопослушное поведение граждан и их объединений.Установление твердого порядка и управляемости на всех уровнях властной вертикали являетсянасущной задачей современной России, задачей, без решения которой невозможно дальнейшеепродвижение реформ. Одно из президентских посланий Федеральному Собранию так и называется:"Порядок во власти - порядок в стране".
В нем, в частности, говорится: "России нужен порядок, однаконеобходимо при этом ответить на два непростых вопроса: какой порядок и как его наводить. Абсолютноебольшинство возникающих у нас проблем порождено, с одной стороны, пренебрежением к правовымнормам, с другой - неумелыми действиями власти. В этих условиях порядок в стране начнется только снаведения порядка в самом государственном организме.
Не повысив качества управления, не решитьдругие проблемы. Сегодня именно управленческая сфера должна быть объявлена "зоной особоговнимания", приоритетом номер один. У этого приоритета есть простое короткое имя: правовой порядок.Это и есть ответ на вопрос: какой порядок нам нужен. Из этого вытекает ответ и на другой вопрос: как201"Теория государства и права: учебник" (Н.И. Матузов, А.В.
Малько) (Юристъ, 2004)этого порядка достичь. Главный способ навести порядок - начать с власти, коренным образомусовершенствовать всю систему управления страной, начиная с верхних эшелонов" <*>.-------------------------------<*> Российская газета. 1997. 7 февраля.Мысль сформулирована ясно - нужен не полицейский порядок, а демократический. И методы егодостижения должны быть не тоталитарными, а опять-таки демократическими. Иными словами, не любойправопорядок может устроить общество.
В истории России были всякие порядки ("сталинский",например), равно как и разные виды законности ("классовая", "революционная", "социалистическая").Власть не обременяла себя связанностью правовыми, да и другими нормами. Последствия известны. Ноправопорядок немыслим без твердой государственности, эффективной власти. Для него чуждатолстовская идея непротивления злу насилием.В упомянутом выше документе подчеркивается: "Власть, не ограниченная правом, опасна.
Право,не обеспеченное правом, бессильно. Первое много раз подтверждалось нашей историей. Второестановится очевидным сегодня. Общество подошло к рубежу, когда самое главное и самоеконструктивное - последовательные меры по созданию порядка. Нельзя допустить, чтобы неизбежныеиздержки переходных процессов стали необратимыми. Даже если не произойдет серьезных срывов,остается опасность медленного вползания в такой режим, в котором нынешний беспорядок станетустойчивой формой "порядка". Наш выбор - это порядок, основанный на праве".Правопорядок - внутреннее дело каждой страны. Однако его значение нередко выходит за рамкинациональных интересов данного государства, ибо беспорядок, нестабильность, нарушение правчеловека и т.д.
затрагивают также интересы мирового сообщества, мирового порядка. Не случайноРоссия в связи с вступлением в Совет Европы дала "Пояснения к состоянию и планамсовершенствования правового порядка", заверила, что усилит борьбу с коррупцией, преступностью. Да исейчас западные страны бдительно следят за положением дел в нашей стране, в частности занаведением порядка в Чечне и других регионах, за ликвидацией криминальной ситуации. Они видят длясебя угрозу в российской организованной преступности, коррупции.Следует различать понятия "правовой порядок" и "общественный порядок".
Они соотносятся какчасть и целое, последнее понятие несколько шире первого. Если правопорядок, как сказано выше,основывается на праве и является конечным итогом его реализации, то общественный порядокпредполагает соблюдение не только правовых, но и всех иных социальных норм, действующих вобществе (моральных, корпоративных, обычаев, традиций и т.д.).
Это - результат общесоциальнойрегуляции, которая, конечно, включает в себя и правовую.В этой связи необходимо подчеркнуть, что правопорядок и общественный порядок не совпадаютлишь частично. Правопорядок является ядром, центральным элементом общественного порядка и врешающей степени покрывает его, поскольку основная масса наиболее существенных и принципиальныхотношений закрепляется, опосредуется, охраняется правом (отношения собственности, социальноэкономического и политического устройства, положения личности, ее права, свободы, обязанности;семейные, трудовые, гражданские, административные и иные отношения).Так что правовое поле тоже достаточно широкое, за его пределами находятся лишь моральноэтические, личные, интимные, дружеские и некоторые иные отношения, не требующие юридическойрегламентации или даже объективно не подконтрольные (не подвластные) такому воздействию.Правопорядок выражает прежде всего волю государства, но объективно в нем заинтересованы все.Конкретно различия между правопорядком и общественным порядком заключаются в следующем:1) они не совпадают по своему генезису, происхождению, эволюции; если общественный порядокисторически возникает вместе с возникновением и становлением человеческого общества как егоорганическая часть и условие существования, то правопорядок в качестве политико-юридическогоявления зарождается гораздо позже, а именно когда возникают публичная власть, право, законы; он атрибут государства;2) у них разная нормативная основа; если правопорядок базируется на праве и является в конечномсчете результатом его реализации, то общественный порядок есть следствие соблюдения не толькоправовых, но и всех иных социальных норм общества;3) они по-разному обеспечиваются; если правопорядок опирается на особый аппарат принуждения,то общественный порядок - на силу общественного мнения, меры негосударственного воздействия; запервым стоит мощь государства, за вторым - влияние (давление) всего общества;4) при нарушении правопорядка и общественного порядка возникают разные последствия; в первомслучае могут быть применены юридические санкции, во втором - только меры морального характера;5) наконец, как уже отмечалось, правопорядок и общественный порядок не тождественны по своемуобъему, содержанию, элементному составу; последний по указанным выше причинам шире первого.Следует заметить, что на уровне обыденного сознания общественный порядок понимается чащевсего несколько упрощенно (узко), а именно как порядок в общественных местах - на улицах, площадях, впарках, зонах отдыха, в помещениях для проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий(стадионах), в общественном транспорте и т.д.
Такое представление в принципе верно, но неполно, таккак в действительности общественный порядок предполагает социальную упорядоченность всехобщественных отношений, а не какой-то их части.Соотношение законности и правопорядка. Названные понятия тесно взаимосвязаны, но нетождественны. Они соотносятся как причина и следствие: есть законность - есть и правопорядок, нет202"Теория государства и права: учебник" (Н.И. Матузов, А.В.