Теория государства и права учебник Н.И. Матузов, А.В. Малько (Учебник - "Теория государства и права" - Матузов, Малько), страница 9
Описание файла
PDF-файл из архива "Учебник - "Теория государства и права" - Матузов, Малько", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "правоведение" из , которые можно найти в файловом архиве МГТУ им. Н.Э.Баумана. Не смотря на прямую связь этого архива с МГТУ им. Н.Э.Баумана, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "книги и методические указания", в предмете "правоведение" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Матузов, А.В. Малько) (Юристъ, 2004)общества, когда возникла потребность в особом социальном управлении и особых социальных правилахповедения; в-четвертых, под влиянием целой системы факторов.Как бы ни был длителен процесс формирования государства, во всех случаях это объективнозакономерный процесс, обусловленный прежде всего внутренним развитием общества, его различнымисоциально-экономическими,военно-политическими,культурно-историческими,этническими,психологическими, нравственно-религиозными, эколого-географическими и другими обстоятельствами.
Взависимости от тех или иных причин спектр названных факторов мог меняться, но всегда это былоизвестное сочетание указанных начал при обязательной доминанте какого-либо одного из них (см. схему4).Схема 4┌───────────────────────────────────┐│ ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА │└───────────────────────────────────┘/\/\/\┌──────────────────┐┌───────────────────┐│Первая точка││Вторая точка зрения││зрения││(евроцентристская) │└─────────┬────────┘└──────────┬────────┘/│\/│\/│\/│\/│\/│\┌─────────────────┐ │ ┌─────────────┐ ┌───────────────┐ │ ┌────────────────┐│"азиатский способ│ │ │прафеодальная│ │древнегреческая│ │ │древнегерманская││ производства" │ │ │ (Германия, │ └───────────────┘ │ └────────────────┘│(Египет, Вавилон,│ │ │Россия)│││Китай)│ │ ││┌──────┴──────┐└─────────────────┘ │ └─────────────┘│древнеримская││└─────────────┘┌────────┴────────┐│рабовладельческая││(Древние Афины и ││ Древний Рим)│└─────────────────┘Сегодня в мире насчитывается около двухсот государств.
Однако процесс возникновения новыхгосударств вовсе не завершился. Одни государства подчас могут распадаться (СССР, Югославия,Чехословакия); другие объединяются в более крупные (такой процесс, возможно, начался в рамкахЕвропейского Союза). Существует еще немало народностей и наций, не имеющих собственныхгосударств.
Они прилагают определенные усилия для создания таких государств. Речь идет, например, опалестинцах, курдах, тиморцах и др.Таким образом, проблема появления государств вовсе не решена раз и навсегда. Могут зародитьсяновые причины и формы такого возникновения, что, бесспорно, только обогатит теорию государства.§ 4. Основные теории происхождения государстваОсновные теории происхождения государства - теологическая, патриархальная, договорная,насилия, органическая, материалистическая, психологическая, патримониальная и ирригационная ставят во главу угла какой-либо один конкретный доминирующий способ возникновениягосударственности.Теологическая теория происхождения государства получила распространение во временасредневековья.
Ее основателем обычно считается Фома Аквинский (1225 - 1274), сочинения которогостали своего рода энциклопедией церковной идеологии того времени. В 1879 г. энцикликой <*> папы ЛьваXIII учение Фомы Аквинского (томизм) было объявлено наиболее соответствующим духу и задачамкатолицизма. В современных условиях теологическую теорию развили идеологи исламской религии,католической церкви (Ж. Маритен), представители неотомизма (Ж. Дабен, Й. Месснер и др.).-------------------------------<*> Энциклика - послание Папы Римского ко всем католикам или к католическому духовенству.По мнению представителей данной доктрины, государство - продукт божественной воли, в силу чегогосударственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций идеятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социальноэкономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чемнеобходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога.19"Теория государства и права: учебник" (Н.И.
Матузов, А.В. Малько) (Юристъ, 2004)Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушаниеВсевышнему.Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений)ореол святости, идеологи теологической теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали испособствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности.
Особое внимание здесь уделяется"посредникам" между Богом и государственной властью - церкви и религиозным организациям.Вместе с тем данная доктрина умаляет влияние социально-экономических и других материальных идуховных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать формугосударства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципенедоказуема, ибо построена в основном на вере.К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можноотнести древнегреческого философа Аристотеля, английского мыслителя XVII в. Р. Фильмера, русскогосоциолога Н.К.
Михайловского и др.Эти ученые обосновывают тот факт, что люди - существа коллективные, стремящиеся к взаимномуобщению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи врезультате объединения людей и увеличения числа этих семей и приводит в конечном счете кобразованию государства. Таким образом, государство - продукт разросшейся семьи, это своеобразнаябольшая семья.Отсюда власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая являетсянеограниченной. Поскольку изначально признается божественное происхождение власти "патриарха",подданным предложено покорно подчиняться государю.
Всякое сопротивление такой властинедопустимо. Лишь отеческая забота монарха способна обеспечить необходимые для человека условияжизни.Как и отец в семье, так и монарх в государстве не выбирается, не назначается и не смещаетсяподданными, ибо они - его дети.Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современнойгосударственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые действительновполне могли быть сравнимы с первобытной семьей.
Кроме того, эта теория создает ореол святости,уважения государственности власти, "родственности" всех в единой стране.Вместе с тем представители теории патриархального происхождения государства упрощаютпроцесс возникновения государственности, по сути дела экстраполируют понятие "семья" на понятие"государство", а такие категории, как "отец", "члены семьи", необоснованно отождествляютсясоответственно с категориями "государь", "подданные". К тому же, по свидетельству историков, семья каксоциальный институт возникала практически параллельно с возникновением государства в процессеразложения первобытнообщинного строя.Договорная теория происхождения государства получила распространение в наиболее логическизавершенном виде в XVII - XVIII вв.
в трудах Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др. По их мнению,государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступаютлюди, находившиеся до этого в "естественном", первобытном состоянии. Государство - это рациональноеобъединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своейсвободы, своей власти государству.
Изолированные же до происхождения государства индивидыпревращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав иобязанностей и соответственно - ответственность за их невыполнение.Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п.,но в то же время обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Гражданеобязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., но, в свою очередь, они имеют право на защитусвободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью - расторгнуть договор сними даже путем свержения.С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибопорывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти.Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народана свержение власти негодного правителя вплоть до восстания.С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное иабстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своегоразвития осознает необходимость соглашения между народом и правителями.
Очевидна недооценка впроисхождении государственности объективных (прежде всего социально-экономических, военнополитических и пр.) факторов и преувеличение в этом процессе субъективных начал.Теория насилия наиболее логически была обоснована в XIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича,К.
Каутского и др.Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях,божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах - насилии,порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нуженаппарат принуждения, которым и стало государство.Государство - "естественным" образом (т.е.
путем насилия) возникшая организация властвованияодного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных является основойвозникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия20"Теория государства и права: учебник" (Н.И. Матузов, А.В. Малько) (Юристъ, 2004)и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов.
Следовательно, государство - не итогвнутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности нельзяполностью отвергать. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процессвозникновения многих государств (например, древнегерманского, древневенгерского). С другой - важнопомнить, что степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие следуетрассматривать в качестве лишь одной из причин возникновения государства наряду с другими.