Ответы на вопросы к экзамену
Описание файла
PDF-файл из архива "Ответы на вопросы к экзамену", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 10 семестр (2 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МФТИ (ГУ). Не смотря на прямую связь этого архива с МФТИ (ГУ), его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
1. Философия как наука об истине, теория познания и самыйобщий метод исследования.Любая наука — это систематическое целенаправленное исследование. Людипознавали мир, приспосабливались к нему, преобразовывали и переделывали его. Людивсегда занимались познанием мира. Сперва это познание было вплетено в практическуюдеятельность, такое познание называют обыденным или житейским. Позже познаниевылилось в особый вид деятельности.
Познание стало профессиональным видомдеятельности. Научное познание — систематическое целенаправленное познание, т.е.исследование.Философия, как и наука, занимается исследованием. Если сравнить сменявшиедруг друга в этой истории системы, то видно, что каждая из них несла в себе новое,неизвестное ранее человечеству знание. И в философии, как и в естественных науках, шелпроцесс возникновения и разрешения проблем.
И не только в науке, но и в философииделались все новые и новые великие открытия. И если понимать под наукой не особогорода исследование, в котором обязательно присутствует добывание единичных фактов, апросто исследование, то есть профессиональную систематическую деятельность,направленную на поиски истины, то тогда и философия вполне может бытьохарактеризована как одна из наук.
Но если это и наука, то особого рода, занимающаякрайне своеобразное место в системе научного знания. Она существенно отличается отвсех остальных наук, которые принято называть конкретными науками.Чтобы определить место философии в системе научного знания, необходимоответить на самый важный вопрос: если философия есть исследование, то, что же именноона исследует? Есть ли у философии такой объект исследования, который изучает толькоона и никакая другая наука? Существует множество наук, изучающих самые различныеобъекты.
Но при всем их различии между всеми ними существует фундаментальноеобщее: все они без малейшего исключения представляют собой движение к истине. Всеученые занимаются поисками истины. Фарадей: “У ученого не должно быть любимыхтеорий, школ и учителей; одна правда должна быть его целью.” Менделеев: “Исканиеистин - это только и есть наука ... “. Герцен: “Наука, имеющая какую-нибудь цель вместоистинного знания - не наука”.Но исследование самой истины насущно необходимо.
Поэтому нужна особаянаука, которая занималась бы поисками истины о самой истине. Именно этой наукой иявляется философия. Самое первое и самое краткое ее определение: философия есть наукаоб истине.Философия - наука о процессе постижения истины, процессе познанияистины. Познать процесс движения к истине можно только одним путем - создать теориюэтого процесса. Поэтому философия есть теория процесса познания истины, или, короче,теория познания. Философия, таким образом, как и любая другая наука, занимаетсяпознанием, но если все остальные науки занимаются познанием чего-то отличного отпознания, то философия - познанием познания, познанием природы самого познания.Когда-то философы стремились познать все.
«Но теперь, когда сфера познания слишкомрасширилась, необходимо специализироваться, необходимо серьезно заняться какой-либоспециальной наукой. Философ теперь уже не мудрец, а специалист.Философия есть предельно общая наука о познания. Суть человеческого познаниязаключается в постижении истины. Исследование процесса познания истины необходимодля того, чтобы помочь найти путь, ведущий к истине, и предотвратить их сворачиваниена дороги, приводящие к заблуждениям. В результате философия неизбежно выступает нетолько как теория познания истины, но и как руководство к познанию истины. Указываяпуть, ведущий к истине, философия является учением о методе (от греч.
«методос» прием, способ, образ действия) - методологией познания истины и одновременно самимметодом познания истины. Философия есть не всякий метод исследования, а толькосамый общий, всеобщий метод познания истины, то есть пригодный в любой области.Классическое определение истины: «Истину говорит тот, кто считаетразъединенное разъединенным, а связанное - связанное, а ложное - тот, кто думаетобратно тому, как дело обстоит с вещами». “В самом деле, истина - это то, чемупротивопоставляется ложь. Ибо если мы имеем истину в том случае, когда дело обстоиттак, как нам его представляют, то ложь получается тогда, когда, наоборот, дело обстоитиначе, чем оно нам представлено”.
Истину можно определить как соответствие междусознанием человека и миром, а заблуждение - как несоответствие между человеческимсознанием и миром.2. Основной вопрос философии.Определяя истину, мы пришли к двум понятиям: «мир» и «сознание». Всегдаважнейшей задачей философии было определение выделенных ею этих двухподразделений реальности. Понятия мира (=бытия, материи, природы, физического) исознания (=познания, духа, идеального, ментального) не поддаются привычномуопределению понятий: через ближайший род и видовое отличие.Если подойти с чисто формальной точки зрения, то существует понятие болееширокое, чем понятия мира и сознания. Ведь и мир, и сознание существуют, а раз так, тоони могут быть объединены под общим названием существующего, реальности, бытия.Действительно, слово «реальность» часто применяется в философской литературе дляобозначения всего существующего, независимо от того, как оно существует.
Что жекасается слова «бытие», то оно имеет два разных смысла. Одно его значение - видреальности, качественно отличный от сознания и противостоящий ему. Оно наиболеераспространено, и именно в этом смысле слово «бытие» использовалось выше. Другой,более широкий смысл этого слова - все существующее, независимо от характера своегосуществования. Таким образом, получается, что существует понятие более широкое, чемпонятия мира и сознания, - понятие реальности, бытия. Но все дело в том, что наличиетакого понятия ни в малейшей степени не помогает определить понятия « мир» и«сознание».Основной вопрос философии есть вопрос об отношении мира и сознания.Определить мир и сознание можно только единственным способом: раскрытьотношения между ними, указать, какая из этих реальностей является первичной и какаявторичной, производной.
А это означает, что нельзя определить мир, не дав одновременноопределения сознанию, и нельзя определить сознание, не дав одновременно определениямиру. Поэтому философия, являясь наукой о познании истины, не может не бытьодновременно и самым общим взглядом на мир, то есть самым общим, предельно общиммировоззрением.На основной вопрос философии можно дать разные ответы. Из них два являютсяглавными:1) признании мира, материи, бытия, физического - первичным,а сознания, духовного, идеального, ментальнога - вторичным, производным.Это направление - материализм.2) сознание, идеальное, духовное - первично,а мир, материя, природа - вторично.Это направление - идеализм.3.
Материализм как онтология и как гносеология. Понятиематерии.Суть материализма заключается в признании того, что мир существует внесознания и независимо от сознания, то есть объективно. Слово “объективное” означаетсуществующее вне сознания и независимо от сознания. С точки зрения материалистов,мир есть не просто реальность, а объективная реальность, то есть реальность,существующая вне и независимо от сознания и отражающаяся в нем. Именно этуобъективную реальность, отражающуюся в сознании, материалисты называют материей.Разные материалисты приписывали материи целый ряд признаков, которыесчитали обязательными (вещественность, непроницаемость, делимость, способностьиметь фигуру и т.
п.). Однако единственный всеобщий признак материи, с признаниемкоторого связан материализм, - ее «свойство» существовать вне и независимо от сознания.Остальные свойства присущи не материи в целом, а только тем или иным формам еесуществования. Французский материалист П. Гольбах(1723-1 789): « По отношению к нам- материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства, акачества, приписываемые нами различным веществам (matieres), основываются наразличных впечатлениях, или изменениях, производимых в нас этими веществами».С точки зрения материалистов, никакого другого мира, кроме материального, несуществует и существовать не может.
Материальный мир един и поэтому он один.Материалистическая философия является монистической, материализм есть монизм (отгреч. « монос» - один, единый). Отсюда следует, что мир никем не был создан, никогда невозникал и никогда не исчезнет. Материальный мир бесконечен во времени, то есть вечен,и бесконечен в пространстве. Время и пространство есть формы существованияматериального мира, и поэтому они столь же объективны, как и он сам.Термин «мир» употребляется в несколько ином смысле, чем раньше. Если ранеепод миром понимался вид реальности, противостоящий сознанию, то в данном случае все существующее, вся реальность в целом, включая и сознание.