Формирование сервиса построения образа автора как когнитивная технология, страница 2
Описание файла
PDF-файл из архива "Формирование сервиса построения образа автора как когнитивная технология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "дипломы и вкр" из 12 семестр (4 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МФТИ (ГУ). Не смотря на прямую связь этого архива с МФТИ (ГУ), его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
В случае риторической технологии доминирующей является цельвоздействия на получателя (заказчика, инвестора, слушателя) с нужнымэффектом. Для диалектики (в античном понимании этой науки или технологии),доминантой является истинность, понимаемая опять же в зависимости отусловий и обстоятельств. Остается добавить, сделав еще один неизбежныйэкскурс в античность, что риторика как легальная и благородная наукаубеждения противопоставлялась эристике, науке о том, как переспорить любойценой.
А диалектика имела свою неприятную противоположность – софистику,6в которой бескорыстные поиски истины заменяются абстрактными ибесполезными рассуждениями.Как ни покажется странным, но к вопросам об истинности и логичностириторических технологий, по самой своей идее принципиально независимым отних, что и давало им необыкновенную широту, гибкость и практичность, азабвение этих постулатов привело риторику к гуманитарной катастрофе в новоевремя, тесно примыкает первая, также почти сразу забытая в средние векасобственно риторическая категория – образ автора или образ ритора.Речь идет именно об авторе (индивидуальном или коллективном) любогознакового произведения.
Для того, чтобы сразу понять его важность инеобходимость принимать во внимание, нужно представить, что одну и ту жекоманду в армии отдает сержант и полковник. Если кто-то возразит, что этослишком абстрактно или некорректно, то можно напомнить, что армия пока ещене абстракция. В ее рамках строят свою жизнь огромное количество людей,которых живо интересует эффект их деятельности (так же как и государство,которое их оплачивает). Игнорирование риторикой этих реалий деятельностисамых разных людей в разнообразных ситуациях привело к тому, что самуриторику многие люди до сих пор рассматривают как ненужную абстракцию.Однако, образ автора далеко не простая категория и не сводится к званиючеловека, который отдал команду. Эта категория была реконструирована иподробно описана в трудах академика В.В.
Виноградова. Там было показано,что образ автора – неотъемлемая составляющая любого знаковогопроизведения, в том числе литературного. Быть может не зная в явном виде обэтой категории, ее мастерски использовал юный Лермонтов в романе «Геройнашего времени». Там впервые в мировой литературе (так, во всяком случае,утверждает В. Набоков в своих лекциях по русской литературе) образ авторапредстает в динамике. Действительно, в серии отдельных повестей,составляющих этот роман, образ Печорина постепенно приближается кчитателю. Этим достигается дополнительный художественный эффект. Не зрябабушка тратила на обучение и воспитание Лермонтова половину доходов отсвоего имения.Для работников информационных технологий более понятными могутпоказаться примеры о том, что примерно одни и те же по своим возможностямпрограммные продукты охотнее покупают у авторитетных фирм. Можно такжемысленно сравнить эффект от одной и той презентации, сделаннойпредставителем высшего руководства фирмы и простым инженером.
Но,независимо от должности, современные журналы по ИТ технологиямединодушно отмечают ужасающе низкий их уровень почти по всемпоказателям, которые по своей сути являются риторическими. А ведьпрезентация – summa summarum деятельности фирмы или отдельного еепроекта [1].72.3.2. Образ автора в Интернете(профиль пользователя).Образомавторавсетиможетсчитатьсясовокупностьобъективных(измеряемых)характеристик о человеке и некоторыйличностный(психологический) портрет. К объективным характеристикамотносятся возраст, цвет глаз, цвет кожи, увлечения и прочие факторы, которыемогут быть однозначно оценены. Личностный же портрет пользователя являетсяхарактеристикой более эмпирической, но может оказаться намного болееполезным, поскольку в большой степени позволяет предсказать поведениеиндивида в тестируемых ситуациях.
Существует большое количество подходовк сбору таких данных. Объективные характеристики могут быть собраны изпрофилей социальных сетей, где в отдельных полях информация доступна ихорошо структурирована. Методы анализа изображений могут также бытьполезны для определения внешних характеристик пользователя. Дляопределения личностного же портрета человека необходимы более сложныеподходы, поскольку не всегда есть открытый доступ к результатампсихологического тестирования, а при необходимости проанализироватьбольшую базу пользователей возникает проблема того, что далеко не каждыйдаже теоретически может согласиться на прохождение таких тестов. Вследствиеэтого, возникает необходимость придумывать обходные варианты дляполучения личностных данных. Может быть использовано практически чтоугодно - от попытки считать скорость набора текста или скорость кликов насайте до чтения истории в браузере или чтения личных блогов.
Каждый из этихподходов имеет свои плюсы и минусы, но применяя их разумно можно добитьсябольшой продуктивности в решении поставленной задаче.Далее будет термин образа автора, используемый в рамках данной работы.2.3.3. Образ автора в работе.Определение. Образом автора мы будем называть совокупность личностныххарактеристик вычисленных для модели “Большой пятерки” [5].Большаяпятеркадиспозициональная(отангл.dispositionпредрасположенность) модель личности человека. Продолжает линиюисследований, начатую Г.
Олпортом, Г. Айзенком и Р. Кэттелом,предполагавшими, что личность характеризует меру индивидуальных различийчеловека в степени и форме адаптации к социальной среде с учетомбиологических свойств индивида.8В соответствии с названием, модель предполагает, что личность человекавключает в себя пять общих и относительно независимых черт(диспозиций):● экстраверсию● доброжелательность(дружелюбие, способность прийти к согласию)● добросовестность(сознательность)● нейротизм(противоположный полюс - эмоциональная стабильность)● открытость опыту(интеллект)Модельвыводитсяэмпирически,сиспользованиемданныхсамоотчетов(вопросники, шкалы прилагательных), экспертных оценок(внешнихнаблюдателей за поведением) и данных поведенческих, получаемых в рамкахисследований. Основным статистическим средством извлечения моделиявляется эксплораторный факторный анализ. Таким образом, в эмпирическихисследованиях 5 черт чаще всего предстают в виде сравнительно автономныхфакторов.Таким образом, в данной работе будет предпринята попытка получения толькопсихологических характеристик пользователя.
В качестве подхода к получениюэтих характеристик будет использовано чтение блогов пользователей.2.4. Обзор существующих работ по теме.В данном разделе рассматриваются конкретно две когнитивные модели фирмыIBM – Персональный взгляд (Personality Insights) и Анализатор тона (ToneAnalyzer).
Обе модели или сервиса генерируют новую и неочевиднуюинформацию об авторе. Однако между этими моделями есть различия т. к. онипредназначены для получения несколько разных образов автора. МодельПерсональный взгляд строит статичный образ автора (ОА), а Анализатор тонастроит его конкретный тон или динамическую характеристику, реализованныхпри написании данного корпуса исходных текстов и даже выявитьэмоциональное состояние автора [1, 2].Итак, поставленную задачу можно декомпозировать на две более простыеподзадачи:● Обработка текстов на естественном языке и анализ полученного текста,вычленение потенциальных характеристик личности автора● Построение модели личности автора по полученным характеристикам.Если первая подзадача решается математическими или иными подходамистрого формальными, то решение второй подзадачи лежит в большей степени вплоскости психологии.
Тут также для анализа результата используется модель“Большая пятерка”.9Модель Персональный взгляд (Personality Insights) сервис IBM, которыйспособен извлекать и анализировать персональные характеристики личности,помогая больше узнать о человеке и настроить с ним болееперсонализированноевзаимодействие.Сервисделитвыводимыехарактеристики на 3 группы: пятерка личностных характеристик, ценности инужды. Для работы Personality Insights требуется минимум 1200 слов любоготекста, написанного данным человеком.Модель Анализатор тона использует лингвистический анализ для поиска трехосновных характеристик: эмоции, социальные тенденции и стиль написания.Все эмоции делятся на: злость, страх, радость, грусть и раздражение.Социальные тенденции включают элементы из Большой пятерки персональныххарактеристик используемые некоторыми психологами.
Стили написанияделятся на: уверенный, аналитический и осторожный. Сервис можетанализировать электронные письма и любые другие тексты. Результат работысервиса можно использовать для определения того, несет ли письмо нужнуюзаказчику эмоциональную окраску или другую характеристику. Сервисиспользует для анализа модель Большая пятерка.Вот что было получено для портрета папы Римского:Экспрессивный и уверенный в себе человек. Он легко заводит знакомства иуверенно чувствует себя в компании. Данный человек не очень консервативен иимеет собственную точку зрения по всем вопросам. Он стремится ксамосовершенствованию и пытается проявлять себя профессионалом внужный момент.Можно ли проанализировать полученный результат? С этой точки зрения,результат работы сервиса можно охарактеризовать как предельно верный, нодостаточно расплывчатый. Можно предположить, что любой известный вкаких-либо кругах человек обладает уверенностью в себе,общителен и безусловно разбирается в выбранной области [1,2].Модель Анализатор тона также предоставляет несомненный практическийинтерес.
Например, диалог разговор агента сервис центра с клиентом (Customerservice chat). Запустить данный пример можно на официальной страницесервиса в разделе демоверсия. В данном диалоге клиент связывается с агентомсервис центра по вопросу удаления аккаунта, зарегистрированного на егопочтовый адрес, но не принадлежащего ему. Агент сервис центра долго неможет решить проблему, предлагая порой недопустимые решения. Данныйдиалог носит сердито-извинительный характер. В результате, видно, чтоглавные эмоции в этом разговоре гнев и страх. Стиль общенияпреимущественно аналитический, строгий, формальный [1,2].Представленные когнитивные модели генерации образа автора представляютсобой несомненный научную и практическую значимость.102.5.