Композиция (Черепашук . Композиция в фотографии)
Описание файла
PDF-файл из архива "Черепашук . Композиция в фотографии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "литература" из , которые можно найти в файловом архиве . Не смотря на прямую связь этого архива с , его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "книги и методические указания", в предмете "литература" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Композиция. Эксперимент 1. Правилотретей. Золотое сечение.Автор: Петр Черепашук|В этом уроке вы узнаете первые тонкости построения кадра. Я расскажу, что такоезолотое сечение или правило третей в фотографии и как правильно строитькомпозицию фотографии с помощью этого самого правила золотого сечения.Этим уроком фотографии мы начинаем цикл статей по базовой композиции. Условноназову его «В качестве эксперимента». Почему такое название? Потому что эти, да и всеостальные уроки фотографии, которые вы читали, я настоятельно рекомендую вампроверять на практике... Так, «в качестве эксперимента».Как вы помните, перед нами стоит задача получить красивую профессиональнуюфотографию. Первый шаг вы сделали, освоив свой фотоаппарат, как музыкальныйинструмент, в нашем прошлом курсе фотоуроков «Фотография с нуля.
Ликбез».В инструкциях к фотоаппаратам дано самое хорошее (всѐ гениальное просто)руководство по получению шедевров. Позволю себе почти прямую цитату: «Поместитеобъект съѐмки в центр кадра и нажмите кнопку спуска затвора». И будет вам счастье икрасота в распечатанном виде. В принципе, многие и снимают, пользуясь только этимбезотказным приѐмом весь свой жизненный путь, и ничего, довольны.Но червь сомнения наверняка грыз ваше сердце не пробудившегося художника,подсказывая, что всѐ не так-то просто в этом мире. И он, этот червь, был прав.
Дело в том,что «объект съѐмки», будь то лицо человека, дом, птица, куст герани, умирающий жук итому подобные никому не нужные вещи, как правило, как раз НЕ СЛЕДУЕТ помещать вцентр кадра.«А куда же ещѐ?!», - возмущѐнно спросите вы.А и действительно! Куда же? В узлы пересечения линий! Условно назовѐм их «Узлызолотого сечения». (Вот тут взять бы и закончить урок, и мучайтесь потом, где они - этиузлы).Но я приоткрою для вас эту тайну прямо сейчас.Как получить эти узлы? Очень просто! Делите снимок на 9 РАВНЫХ частей, иполучившиеся пересечения и будут «узлами правила третей».Объекты съѐмки советую пробовать располагать на точках пересечения линий.«Правило золотого сечения» - такая терминология часто используется среди людей,увлекающихся фотографией.
В первом приближении она применима к "правилу третей".Хотя это не совсем верно. Для интересующихся: разница между золотым сечением иправилом третей описана в послесловии к этому уроку.В качестве эксперимента попробуйте. Не ленитесь! Сходите, снимите какой-нибудь дом,постановочный портрет, посуду. Попробуйте. Правило золотого сечения может сделатьваш снимок живым и интересным!Еще один совет. Объект съѐмки не обязательно ставить именно в «узлы решѐтки». Снимокможет смотреться интереснее, если объект будет находиться на линии.В этом случае автор поместил модель на «ЛИНИЮ золотого сечения».Тонкости эксперимента.
Есть несколько деталей, за которыми следует следить во времясъемки при использовании правила третей.Первую условно обозначим как «движение» - когда на снимке хотите передать движениеобъекта. Оставляйте в кадре перед движущимся объектом больше места, чем у него «заспиной».То же самое касается взгляда. Оставляйте перед взглядом больше места.ДвижениеВзглядВторую тонкость назовѐм «горизонт». Он должен проходить в районе верхней илинижней линии золотого сечения. Когда линия горизонта разрубает кадр пополам - этосчитается плохим тоном и чаще всего плохо смотрится.Плохой горизонт.Хороший горизонт.Третья тонкость - «правило ринга». Я вас сейчас удивлю, но часто бывает так, чтообъектов съѐмки два. В большинстве случаев их лучше всего развести попротивоположным «узлам золотого сечения», как боксѐров по рингу.
Пример - лодка,плывущая по морю в солнечный день. Кадр будет гармоничнее смотреться, если лодкупоместить в нижний левый узел, а солнце - в правый верхний. При этом не забывайте озолотых словах старика Энштейна: «Всѐ относительно!». Поэтому не стесняйтесь, есличувствуете, что объект съѐмки лучше немного сместить, - сместите.Четвѐртая тонкость - «встречные курсы». На фотографии объекты двигаются навстречудруг другу. Наше сознание помогает им. Поэтому в кадре, где объекты сближаются лучшерасположить их немного дальше друг от друга.
Сознание смотрящего на снимок сблизитих само. В случае, если объекты «расходятся», ситуация обратная.Ну и, пожалуй, достаточно для первого урока композиции. Ещѐ раз напоминаю,попробуйте «в качестве эксперимента», воплотить полученные знания в жизнь. Ижелательно не один, а несколько раз. Когда вы станете профессионалом, вы будетеучитывать все эти (и ещѐ не рассказанные вам) правила на автомате. (Но учтите,Профессиональный фотограф - это тот, кто на работе фотографирует ноги и попы, ана отдыхе жучков и радугу).P.
S. Мелким шрифтом от себя по просьбам высокообразованных трудящихся,чтобы внести ясность в политику партии.Золотое сечение (золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении) - делениенепрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть такотносится к большей, как большая ко всей величине.Как это относится к фотографии? Например, золотое сечение в фотографии и киноиспользуют так: располагают основные компоненты кадра на расстояние 3/8 и 5/8 отсоответствующих краѐв плоскости.Правило третей (о котором мы и говорили уроке) - это "упрощѐнное золотое сечение». Отом, как его получать, рассказывалось выше.Композиция.
Эксперимент 2. Ритм вфотографии.Этот урок посвящѐн одному из важнейших аспектов композиции - ритму вфотографии. Вы узнаете, что такое ритм в фотографии, как его использовать икакой бывает ритм.О, сколько нам открытий чудныхГотовят просвещенья духИ опыт, сын ошибок трудных,И гений, парадоксов друг.Это не моѐ стихотворение. Правда! Это Пушкин написал.
Захотите - дам ссылку на моѐбумагомарательство. Мне не жалко.) Вот вы спросите: «А чего этот грамотей, в фотошколе вдруг стихи начал публиковать? Уроки литературы что ли?». Нет. Просто хочупровести некоторые аналогии.Почему «цепляют» (я позволю себе такой жаргон) стихи? Потому что в них (помимовсяких глупостей, вроде притянутого за уши смысла) есть РИТМ.Вам ведь нравится музыка? А в ней, даже в кажущейся многим сложной на слухклассической, тоже есть РИТМ.Я эти примеры привѐл для того, чтобы ответить на один простой вопрос: «Почему нас такпритягивает ритм?».Отвечаю: «А черт его знает!».Я не буду здесь приводить философские выкладки о связи между ритмами человека ициклами планет и их отображении в искусстве.
И научный трактат «Циклы природы и ихчарующее восприятие в творчестве» я напишу как-нибудь попозже.Просто прошу вас воспринять как факт. Ритм - «цепляет».Ритм ступеней и намѐк на ритм теней от них.И не только в музыке и стихах, ритм завораживает зрителя и в фотографии. Он заставляетзрителя смотреть на фотографию снова и снова, перескакивая взглядом с одной колоннына другую, с одной белой рубашки на следующую. Он заставляет считать глазами столбы,уходящие вдаль.Сейчас я расскажу вам о трѐх видах ритма.1.Равенство.В этом случае объекты равны. Абсолютно равные объекты на фотографии выглядятэффектно.Ритм из двух одинаковых стен с лестницами.Ритм из одинаковых прутьев решѐтки.2.Сходство формы.Несколько объектов (начиная от двух) похожи друг на друга формой.Схожесть форм стульев.Ритм из силуэтов (к ним приводит ритм из полосок деревянного настила).3.Контраст.Объекты похожи друг на друга, но при этом очень сильно отличаются.
Могут бытьразного цвета. Например, один белый, другой чѐрный. Или иметь разный размер. Одинбольшой, другой очень маленький.Контраст священника и креста.4.Ритм цвета.Разные объекты схожих цветов на фотографии создают цветовой ритм.Ритм вина в бутылке и в бокале подчѐркивается более светлой фигуркой ослика.В качестве эксперимента, обязательно поснимайте какие-нибудь ритмические рисунки.Например, составьте бутылки так, чтобы они создавали ритм на фотографии.
Можно дажеполные бутылки. Или, чтобы было веселее, составьте бутылок пять. Совместите в кадреприятное с полезным: Первая полная, в другой поменьше вина, в третьей ещѐ меньше, а впоследней его уже нет. Только так, чтобы это было видно на фотографии.Ну и как это у нас заведено, небольшой совет напоследок.Ритм не всегда является главной частью фотографии. Очень часто ритмический рисунокподчѐркивает или выделяет главный объект.Ритм колонн, ритм на потолке, ритм схожести форм графина и рюмки.На этой фотографии столько ритмов, что и не сосчитать.Когда вы в совершенстве овладеете этим приѐмом в комплексе с золотым сечением, выуже будете на полпути к профессиональной фотографии.Композиция. Эксперимент 3.