О.А. Бакулин - В мастерской фотожурналиста (сборник статей), страница 2
Описание файла
PDF-файл из архива "О.А. Бакулин - В мастерской фотожурналиста (сборник статей)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "основы журналистики" из 1 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Однако мы нестремимся охватить все аспекты фототворчества в одной книге. Каждыйиз мастеров получил возможность рассказать об особенностях любимойработы, высказать свою точку зрения, щедро поделиться с читателемпрофессиональными секретами.Книга объединила две группы авторов (равно как объединяют ихпреподавание на факультете журналистики и традиции фотожурналистскогообразования в Московском университете). В первой группе – признанныемастера не только отечественной, но и мировой фотожурналистики,современники «золотого века» советской фотографии, так называемые«восьмидесятники» – В. Ю. Вяткин, Д. А. Донской, В. А.
Загумённов, С. В. Киврин. Все они в той или иной мере – последователи классической школыкрупнейшего информационного агентства России – АПН – РИА «Новости».910Во второй группе – представители следующего поколения, уже известныедостижениями, публикациями и наградами: А. Ю. Касперович, Д. А. Костюков,Е. А. Поминова, Л. В. Сёмова, С. В. Шахиджанян.Авторы рассказывают об отдельных видах фотосъемки, спецификежанров фотожурналистики, принципах работы фотослужбы издания ифотобанков, рассматривают проблемы современной фотожурналистикии тенденции ее развития.
Не всегда они совпадают во мнениях – ведьречь идет не только о профессии, но и о творчестве, однако каждый изавторов по-своему интересен и уникален. Их статьи, собранные воедино,являются небольшим фрагментом истории современной отечественнойжурналистики. Тексты статей сопровождаются большим количествомавторских фотографий, часть из которых читатель, возможно, вспомнит попубликациям в периодической печати, а часть работ публикуется впервые.Книга будет полезна не только фотожурналистам, фотохудожникам,фотолюбителям, но и широкому кругу читателей.Мы благодарим за помощь и искренне участие в подготовке этой книгиН.
И. Ворона, Н. П. Филиппову, Г. М. Чудакова, Ю. А. Яковенко.Л. В. СёмоваВладимир ВЯТКИНФОТОРЕПОРТАЖ –ОСНОВА ФОТОДОКУМЕНТАЛИСТИКИФотожурналистика не просто профессия, это образ жизни, великолепнаявозможность познания мира и человека, познания себя самого через техлюдей, с которыми ты общаешься.Мне повезло – без малого сорок лет я работаю в крупнейшеминформационном агентстве АПН – РИА «Новости»1, учился у лучшихотечественных фоторепортеров, а теперь и сам, уже в течение тридцати лет,учу студентов фотожурналистике, первооснова которой – фоторепортаж.Скажем сразу, что нужно различать репортаж как метод съемки безвмешательства в ход события и репортаж как жанр фотожурналистики.Репортаж как жанр ограничен временными и событийными рамками. Ксожалению, зачастую в прессе законченные репортажи не публикуют, аиспользуют лишь отдельные снимки.
Так было и раньше. Из репортажафоторедактор отбирает одно-два изображения: то, что нужно дляагентства или издания, а не то, что нужно автору. Это может быть крупныйплан известного человека или кульминационная ситуация. По размеруфотография в СМИ стала подобна спичечной этикетке, а место очеркови репортажей заняла реклама. Заметно отличался в этом смысле журнал«Огонек» конца 1990-х годов.
Так, о войне в Чечне тогда брали один снимок,но так сжато и точно составляли аннотацию, что одна фотография по силевоздействия могла заменить собой всю серию.Снять и выложить репортаж как историю, согласно своей идее, фотографможет только для авторской выставки, книги или участия в конкурсе. ТолькоАгентство Печати «Новости» (АПН) создано в 1961 г. на базе Совинформбюро. С сентября1991 г.
носит название Российское Информационное Агентство «Новости», ныне это ведущее мультимедийное информационное агентство в России.11112там можно увидеть фоторепортаж как цельный замкнутый круг в авторскойинтерпретации. Для меня важна в серии именно последовательностьснимков. Первая и последняя фотографии – основные, они должны бытьочень сильные. Должна выделяться и кульминация.Можно ли из репортажа сделать очерк? Можно. Можно ли из очеркасделать репортаж? Нет.
Вспомните о временных рамках и хронологическойпоследовательности. В очерке допустимо изменение хода события, он можетвообще начинаться с конца. При создании очерка фотограф используетязык обобщения. Например, через рассказ об одном человеке говорит обобщечеловеческих ценностях, бедах и радостях. Так из репортажной съемки уменя сложился очерк «Трудные шаги к счастью» (1984) – рассказ не только одокторе Илизарове, но и о прогрессивной гуманистической медицине вообще2.Серия «Девушки: рыбы и птицы» (2004) также представляет собойрепортажную съемку, но с определенной организацией, выстроенностью.Есть и идея, и фабула. Как в сказке Андерсена «Гадкий утенок», измаленькой девочки, пришедшей в спортивную секцию, через годыизнурительных тренировок, разочарований и подъемов вырастаетолимпийская чемпионка.2Подробнее об этом см.
на стр. 58 настоящего издания.То же в серии «Поединок характеров и моторов» (2006).История с началом и финалом. Тот, кто выигрывает, празднует; тот, кто проигрывает, уходит в сторону. Рассказ в развитии. Для меня основа очерка – законы драматургии3.Серия из пяти фотографий «Удален на последней минуте» (1980) путем сложного отбора сделана из репортажа. Я снял ее на Олимпийских играх вМоскве во время финального турнира между гандболистами Югославии иСоветского Союза. За минуту до концаматча при ничейном счете за грубое нарушение правил был удален с площадки капитан нашей сборной, что привелокоманду к поражению, а в итоге – к потере золотых медалей.За две минуты было снято две пленки. Для того чтобыиз семидесяти двух изображений выбрать пять, мне понадобилось четыре года: сначала отобрал семнадцать фотографий, потом двенадцать, потом одиннадцать, потом девять, потом семь,наконец, пять.
Такой визуальный рядсчитается классикой спортивной фотожурналистики, на конкурсе Уорлд ПрессФото (World Press Photo) это называется фотосеквенцией – что-то, снятое быстро, в узком временном пространстве.В результате отбора получился очерк.Обобщение в данном случае заключается в том, что то жесамое могло произойти с баскетболистом, ученым или разведчиком, который подвел товарищей.
Это обобщение человеческих эмоций, когда стечение обстоятельств мешаетбыть на вершине победы, ты подводишь не себя одного –всю команду, болельщиков, страну. А снималось как репортаж. Шло действие – я фиксировал.Подробнее см.: URL:http://ww.mdf.ru/exhibitions/moscow/silvercam2005/sk_events05/duelmotors_sk05/.316«Город. Ощущения весны» (2005) – репортажная зарисовка, созданнаяна основе многих сделанных мною репортажных серий. Что человекиспытывает весной? В чем ее радости, печали, сомнения и тревоги?Природа расцветает, влюбленные встречаются, но в это же время у других вжизни – и расставание, и депрессия… В зарисовке дан собирательный образощущений обычного рядового человека.1718Репортажный метод съемки, повторим, подразумевает невмешательство в ход события. Это зачастую и невозможно.
Но фотограф-профессионалможет при помощи изобразительных средств фотографии добиться в кадресмысловых стыков: соединить несоединимых в других случаях персонажей –скажем, бледного от голода ветерана войны с потускневшими орденами ипредставителей новых молодежных движений. Разные типажи, разные лицасоединить в единое целое. Один может дополнять другого или противостоять ему. Это и есть образность мышления. Не всегда это возможно: даже еслиони стоят рядом, неопытному человеку непросто бывает увидеть это.
Я стараюсь прийти за час до официального начала события и не спешу уходить.Заметил что-то – начинаю стыковать, следя, чтобы никто сзади не дублировал мою идею. Ведь стоит одному что-то увидеть, моментально за его спинойсобираются десять – двадцать человек и снимают тот же сюжет. И хотя наофициальном мероприятии у фотографа нет возможности изменить его ход,он может реализовать свой авторский замысел: снимая в рамках запланированного действия, временной и изобразительной реальности, путем последующего отбора и монтажа может представить ее так, как он задумал.Весной 2010 года я купил альбом участников Уорлд Пресс Фото и заметилв некоторых снимках общее направление – фотографический примитивизм.Люди едва научились держать фотоаппарат в руках.