О.А. Бакулин - В мастерской фотожурналиста (сборник статей), страница 11
Описание файла
PDF-файл из архива "О.А. Бакулин - В мастерской фотожурналиста (сборник статей)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "основы журналистики" из 1 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
Отобрать сложнее, чем снять. Изобразительная композиция – волна настроений. Глаза в слезах и стоящие дыбом волосы, гримасасарказма, улыбка в смазке и нерезкости. Это не в студии снято по заранеенаписанному сценарию, а за один час на общественном мероприятии!»27.Серия «Психологические метаморфозы Дэвида Линча» получила Призкампании Master Card на конкурсе «Серебряная камера» (2008)28.Сёмова Л. Одержимый пикториалист // Digital Photo.
– 2009. – № 7. –С. 24–31.28Автор всех фотографий – Владимир Вяткин.277576Во время концертов была снята и серия «Повелители музыкальныхсфер» – Гран-при и Приз Правительства Москвы на конкурсе «Серебрянаякамера» (2008).7778А во время похорон писателя Василия Аксенова была снята серия «Поколение Аксенова» – Гран-при и Приз Правительства Москвы на конкурсе«Серебряная камера» (2008).Евгений ЕвтушенкоАлексей КозловАлександр КабаковВиктор ЕрофеевАндрей ВознесенскийЕвгений РейнБелла Ахмадулина82Когда репортера на задание посылает редакция, о съемке, как правило,договаривается редактор, а фотографу остается лишь уточнить со своимгероем место и время.
Но часто мы сами обращаемся к незнакомому человеку с просьбой снять его портрет. Это может происходить при личномконтакте или по телефону. Первый вариант предпочтительнее, так каквключает в себя вербальное и невербальное общение, облегчающие процесс взаимопонимания. Язык, взгляд, мимика, жесты при личной встреченагляднее покажут вашу заинтересованность и симпатию.
Предложениянеобходимо построить так, чтобы вы не получили моментального отказа.Это не всегда удается. Человек может быть занят своими мыслями или может быть просто уставшим. Фотографу следует проявить терпение и такт,вежливо мотивировать свою просьбу. В просьбе не должно содержаться отрицания: лучше сказать не «Не будете ли вы любезны…?», а «Будьте так любезны…» Если уместен оттенок юмора, то подойдет вопрос: «Каков будетваш положительный ответ?» Может очень пригодиться умение говоритькомплименты.
Главное, чтобы комплимент был искренним, а не звучал, какгрубая лесть. Ведь вы обращаетесь к человеку, который уже привлек чем-товаше внимание.На одном из мероприятий, частью которого был концерт, в первом рядуя заметила красивую пожилую женщину: распущенные вьющиеся волосы,белая меховая накидка, руки в перчатках, прямая спина. Это была известнаяисполнительница романсов Валентина Пономарева.
Она, естественно, сталадля меня главным объектом съемки. В перерыве, не выдержав, певица подсела ко мне и сказала: «У меня такое впечатление, что ваш объектив нацелентолько на меня». Я ответила: «У вас правильное впечатление». «Почему?»«Потому что вы здесь самая красивая!» Мне и в самом деле так казалось.«Но зачем так много снимать?» «Когда вы слушаете музыку, на вашем лицеотражаются определенные переживания. Я пытаюсь поймать состояние.Кажется, мне это уже удалось». Она попросила показать то, что я сняла, исогласилась, что один вариант наиболее удачный. В заключение я извинилась, что доставила ей беспокойство, сказала, что больше не буду снимать.Обещание я сдержала.
Но отметила свой большой промах. Я не могла вспомнить (да и не знала никогда) отчество певицы. Из-за этого не могла достойно вести разговор. Следовало накануне узнать у организаторов, кто будетприсутствовать. Знать заранее имена потенциальных героев – необходимоеусловие успешной работы.Здесь мы подошли к вопросу о подготовке съемки. Бегло скажу о технической стороне. Совершенно очевидно, что фотоаппарат лучше полностьюподготовить с вечера, аккумулятор и карты памяти желательно иметь запасные, а кофр или сумка должны быть удобны для быстрой смены объективов.Важен ваш собственный позитивный настрой.
Он неизменно скажетсяна конечном результате. Имея внутреннюю установку «терпеть не могу детей», вряд ли вы снимете их достойные портреты. Говоря о живописи, искусствовед Н. Н. Третьяков писал: «Традиционно русская школа была основана на благоговейном отношении к натуре»29. Об этом нужно помнить,занимаясь и фотографией, причем не только непосредственно в моментсъемки, но и в предшествующий «переговорный» период, иначе дело может до съемки так и не дойти…Однажды для Владимира Вяткина я договаривалась о встрече с народным художником СССР, скульптором Николаем Никогосяном.
Согласился онсразу. Назначили день и время – примерно через неделю после разговора.Перед выездом решила перезвонить, уточнить, не изменились ли планыхудожника. Реакция была совершенно неожиданная. Человек стал кричать,все больше и больше возбуждаясь: «Я ждал вас вчера, мы договаривалисьна вчера, вы даже не позвонили…» Что было делать? Я не могла сорватьсъемку: фотограф уже выехал из дома, он вез для съемки специальное стекло, штативы, «Мамию» и «Никон», нам помогал один из студентов с машиной, еще двух студентов нужно было подхватить по дороге. «Я очень виновата, простите меня, если можете!» – в таком роде я говорила минут десять,соглашаясь со всеми обвинениями, сознавая при этом, что ничего не перепутала.
Постепенно Николай Багратович смягчился. Оказалось, у художника ослаблен слух, и в первый раз он не успел надеть слуховой аппарат.Он встретил нас очень приветливо, радушно усадил за стол и угощал чаем.Съемка состоялась.Бывают ситуации совершенно непоправимые, когда необразованность(или неуместная фривольность) фотографа не позволяет ему выполнитьзадачу.«Фотографу, который работал на студии звукозаписи “Мелодия”, Святослав Рихтер позволил прийти к себе домой и снять портрет для обложки пластинки. Надев фрак и садясь за рояль, великий пианист сказал: “Ну,29Третьяков Н. Н.
Образ в искусстве. – Свято-Введенская Оптина пустынь, 2001. – С. 15.8384что вам, молодой человек, сыграть?” Фотограф ответил: “Да все, что угодно,хоть Чижик-Пыжик!”. Рихтер встал и сказал: “Вон отсюда!”». Эту историюрассказал студентам В. Ю. Вяткин, акцентируя внимание на том, что с любым человеком – музыкантом, поэтом, художником или бомжом – нужнонаходить язык общения.К каждой съемке нужно готовиться.
Мне можно возразить, что в репортерской работе готовиться некогда. И все-таки это необходимо. Поясню, чтоимею в виду. С любым человеком, портрет которого нужно снять, придетсяразговаривать. Вы не знаете, чей портрет сегодня понадобится в редакции.Значит, хотя бы некоторые сведения у фотожурналиста должны быть повсем областям жизни. Наука, культура, искусство – знания мы накапливаем в течение всей жизни. Широкий кругозор значительно облегчает работуфотомастера. Абсолютно справедливо считает В.
Ю. Вяткин, что фотожурналистикой бессмысленно начинать заниматься раньше двадцати пятилет. Незначительный жизненный опыт, недостаточный кругозор – помехив повседневной работе. Новости политики, история, литература должныстать сферой интересов не только профессиональных фотожурналистов,но и любителей, желающих снимать художественные портреты, создаватьобразы своих современников, а не просто фото в семейный альбом.Приведу пример личной неподготовленности.
Однажды позвонила редактор журнала «Модный бренд»: «Срочно надо портрет Александра Васильева. Он сейчас в Музее искусства народов Востока открывает выставкувееров». Бегу. Журналистов немного. Дает интервью. Подхожу очень близко, снимаю за десять минут. Я, конечно, знала, что А. Васильев – историкмоды, написал несколько книг.
Но вот о чем его можно спросить? О своейнеинформированности сожалею до сих пор: г-н Васильев оказался прекрасным рассказчиком, очень доброжелательным к журналистам, у меня былавозможность пообщаться с ним в течение как минимум часа и получитьэксклюзивный материал.Теперь стоит сказать о тех съемках, к которым есть возможность подготовиться, когда снимать предстоит людей, о которых что-то знаешь заранее. Хорошо, если об интересах героя удалось узнать в предварительномразговоре или от общих знакомых.
Такую информацию всегда можно использовать.Классик советского фотопортрета В. А. Малышев перед съемкой Анатолия Карпова, например, прочитал его книгу «А завтра снова в бой…». В кни-ге «Искусство видеть» он много внимания уделил именно психологическойсоставляющей своей работы. «В творческой студии человека не усаживают,его приглашают сесть. Так, как ему удобно. Ему не навязывают вычурныепозы. Фотограф заводит со своими клиентами отвлекающий разговор, исъемка производится без предупреждения, внезапно, когда удачная позапоявится сама собой.
Таким образом, как в репортажной, так и в студийнойсъемке портрета будет сохранено естественное положение фигуры и живоевыражение лица человека»30.На одном из мастер-классов по театральной съемке проводившая егофотограф сказала про очередную свою работу: «Как зовут актера, не помню. Я вообще плохо запоминаю имена». Однако, фотограф, снимающий втеатре или в кино, должен помнить по именам актеров, по крайней меретех, кто занят не в массовке.
А отправляясь на съемку спектакля, целесообразно освежить в памяти не только имена актеров, но и их роли, возможно, даже последние интервью. Потому что, если вам повезло и вы попализа кулисы, то начинать общение с разговора о погоде будет неуместно инесвоевременно.Заканчивая рассуждения о подготовке к фотосъемке, хочу остановитьсяеще на таком моменте, как одежда. Понятно, что одежда должна быть удобной.
Не помешают, например, карманы – для крышек объективов. Крометого, одежда должна соответствовать ситуации, возрасту и статусу людей,которых вы собираетесь снимать. Направляясь на съемку в Православнуюгимназию, девушкам стоит надеть удлиненную юбку и захватить платок.Это касается также храмов и монастырей. На торжественном мероприятииджинсы тоже не подойдут.А вот Дмитрий Донской, даже работая личным фотографом Б. Н. Ельцина, предпочитал джинсы и свитер. Когда ему указали на несоответствиепротоколу, он ответил: «Что вам нужно? Хорошие фотографии или модноодетый фотограф?» Он пишет об этом в книге «Воспоминания фотографапрезидента».