Малахов В.С._ Филатов В.П. Современная западная философия (1998) (Малахов В.С._ Филатов В.П. Современная западная философия (1998).pdf), страница 15
Описание файла
PDF-файл из архива "Малахов В.С._ Филатов В.П. Современная западная философия (1998).pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 15 страницы из PDF
В ной рационалистской метафизики*.широко известном труде «Социаль- Основное требование «позитивнойное конструирование реальности» метафизики» — опора на непосредст(1966), написанном Б. совместно с венный опыт, с помощью которогонем. социологом Т. Лукманом, пред- постигается абсолютное. В метафизиложена феноменологическая версия ке, по Б., имеются два центральныхсоциологии знания. Критикуя тради- момента: истинное, конкретное вреционные концепции в этой области мя (длительность) и постигающая его(Мангейма*, Мертона* и др.), в кото- интуиция как подлинный философрых в центре внимания была пробле- ский метод. В работе «Непосредственма социальной детерминации преиму- ные данные сознания» (1889) длительщественно теоретического знания, Б.
ность понимается как основа всех сопереместил интерес на социальный знательных, душевных процессов.анализ повседневного, обыденного Длительность в отличие от абстрактзнания, посредством которого людям ного времени науки предполагает подается и конструируется социальная стоянное творчество новых форм, ста-42Бергсонновление, взаимопроникновениепрошлого и настоящего, непредсказуемость будущих состояний, свободу.Интуиция как способ постижениядлительности противостоит интеллектуальным, рассудочным методампознания, бессильным перед явлениями сознания и жизни, подчиненнымпрактическим и социальным потребностям и способным дать знаниелишь относительного, а не абсолютного. В кн. «Материя и память» (1896)Б., развивая концепцию интеллекта,выдвигает тезис о том, что телесныефункции, связанное с ними восприятие и основанный на восприятииинтеллект ориентированы на приспособление к определенным условиям,на реализацию практических действии, а не на создание представленийо реальности, о самих вещах.Наиболее значительное произведение Б.
— «ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ» (L'evolution cretienne. P., 1907,рус. пер. 1914) — создано под влиянием неоплатонизма (в частности, учения Плотина об эманации), содержитсвоеобразную эволюционную концепцию, которая опирается на переосмысленный им в духе его общейконцепции принцип витализма*. Вэтом труде в полной мере раскрывается бергсоновская философия жизни*, в центре которой находится понятие жизненного порыва* — принципа развития и творчества, создающего в своем бесконечном развертывании всю совокупность жизненныхформ. Жизнь, которую Б. считаетпрежде всего «тенденцией действия нанеорганизованную материю», в процессе развития испытывает постоянное сопротивление косной материи.Динамическое взаимодействие материи и «жизненного порыва», несущего в себе первичный импульс развития, определяет распадение потокажизни на роды и виды.
Две главныелинии такого развития — растительный и животный мир. Эволюция последнего, также идущая по расходящимся направлениям, приводит кпоявлению человека. На другой ли-нии «толчок к общественной жизни»ведет к сообществам перепончатокрылых — муравьев и пчёл. Различныежизненные тенденции, развивающиеся параллельно, связаны между собой, таким образом, лишь общностьюпроисхождения. Б.
противопоставляетсвои представления об эволюции какмеханической концепции Г. Спенсера, так и традиционному телеологизму. Пытаясь занять нейтральную позицию, найти «третий путь» междутакими трактовками эволюции, Б.склонен, однако, «оставить нечто» оттелеологизма; но при этом цель эволюции лежит, как он полагает, невпереди, а позади, в первоначальномимпульсе. Особенно резко Б. критикует принцип причинного объяснения эволюционного процесса, не оставляющий, по его мнению, местасвободе. С этим связано и его представление о невозможности предвидения будущего. С необходимостьювоздействия на косную материю, поБ., было связано возникновение иразвитие интеллектуальных форм познания, представляющих собой однуиз линий эволюции, наряду с растительной и инстинктивной.
Концепция «жизненного порыва» дает онтологическое обоснование теории интеллекта и интуиции, намеченной Б.в ранних работах и развитой в этойкниге. Именно здесь он в наиболееразвернутой форме излагает учение офилософии и науке, их специфике ивзаимоотношениях. Позитивная наука как создание чистого интеллектанаиболее приспособлена для воздействия на неорганизованную материюи выполняет практическую функцию,фиксируя устойчивые и неподвижныеформы в интересах действия на вещи.Интеллект и основанная на нем наукаслужат потребностям homofaber (Б.использует термин Б.
Франклина) —человека, создающего искусственныеорудия. Интеллект способен познатьне сами вещи, а лишь отношениямежду ними. В силу этого относительна и истина, которую дает наука. Лишьинтуиции, вырастающей из непос-Бергсонредственного жизненного инстинкта,дано постичь абсолютную истину —жизнь в ее глубинных проявлениях,в свободном потоке изменений, вдлительности. Но в то же время общаятенденция трактовки Б. проблем интеллекта и интуиции, науки и философии не сводится к простому антиинтеллектуализму. Он хочет преобразовать само понятие рациональности*, ввести в него не только то, чтотрадиционно связывалось с деятельностью науки и научного мышления,но гораздо шире понимаемый опыт.
Вкниге дается картина сложной, непрерывной, бесконечно изменчивой, динамической и органической реальности, представляющая весь «организованный мир как гармоническое целое». Стремясь избежать крайностейантисциентизма* и вовсе не отвергаянауку как таковую, Б. призывает киной ориентации познания, к созданию познавательных средств, способных постичь эту реальность во всей ееглубине и своеобразии.
Он исследуетздесь и развитие человечества какрода, принципы и сущность его эволюции. Человеческие общества выступают у него не только как вершинаэволюции, но и как единственныйвозможный путь дальнейшего развертывания «жизненного порыва»:воспроизводя в новой форме античные представления о микро- и макрокосме, Б. показывает непосредственную и неразрывную связь судьбы человечества с судьбой космоса. Влияние оригинальной и многоаспектнойэволюционной концепции, развитойв этой работе, испытали создателиучения о ноосфере Тейяр де Шарден*и Э.
Леруа, В.И. Вернадский и многие другие мыслители.Теория эволюции находит завершение в труде «ДВА ИСТОЧНИКАМОРАЛИ И РЕЛИГИИ»(Ье5 deuxsources de la morale et de la religion. P.,1932) — центральной работе позднего периода творчества Б., свидетельствующей о перемещении его интересов в область социально-этических ирелигиозных проблем. Созданная в43результате размышлений о судьбахчеловечества, под сильным влияниемхристианского мистицизма, концепция Б. основана на противопоставлении двух типов общества — «закрытого» и «открытого», а также соответствующих им типов морали и религии — «статической» и «динамической».
Главная цель «закрытых» обществ — поддержание целого, сохранение рода, что возможно лишь путем обеспечения постоянного порядка, подчинения части целому, строгой дисциплины и почти автоматического выполнения долга, борьбы свозможностью диспропорций. Всесоциальные институты, нормы и ценности «закрытого» общества направлены к достижению этой цели, в томчисле мораль и религия. Одна из функций «статической» морали — борьбас попытками интеллекта, ориентированного на индивидуальную пользу,разрушить общественную солидарность, по природе близкую к инстинктивной. Соответственно и «статическая» религия, выполняя мифотворческую функцию, препятствует реализации эгоистических стремленийинтеллекта. Социальный инстинктдействует в ограниченной области —в семье, нации, государстве, а потому необходимо связан с войнами.Основной принцип «открытого» общества, «динамических» морали ирелигии — любовь к человечеству.Динамическая мораль воплощена визбранных личностях, способных кбесконечному совершенствованию;среди них выделяются древнегреческие мудрецы, израильские пророки,христианские мистики.
Новая мораль — область свободы, непрерывного развития, ее принципы постигаются с помощью мистической эмоции.Моральная личность постоянно преодолевает себя, переходя к новым границам, и в этом, по Б., одновременно и путь к трансценденции, к божественному, и возможность дальнейшего развития человечества в «жизненном порыве». Наиболее соответствуют «естественным» замкнутым44Берлинобществам такие формы правления,как монархия и олигархия с их принципами устойчивости, иерархии,абсолютной власти вождя.
Демократияже «наиболее удалена от природы», таккак превосходит условия и возможности закрытых обществ. Демократияимеет «евангельскую сущность» и выступает в конечном счете в виде идеала, по существу, неопределимого. Анализируя военный инстинкт, свойственный «закрытым» обществам, Б.связывает войны в современную эпоху с «индустриальным характером нашей цивилизации», поскольку стремление к удовлетворению растущихпотребностей, приводящее к развитию машин, не сопровождается соответствующим ростом и совершенствованием духовных качеств людей.Единственно возможный путь возрождения человечества, борьбы с войнами, с обезличиванием и стандартизацией человеческих отношений онвидит в пропаганде норм евангельской морали, в частности аскетизма.Общества «закрытого» типа, по Б.,представляют собой тупиковую линию эволюции и осуждены вечновращаться по кругу, лишь через представителей «открытого общества» возможна дальнейшая эволюция человечества, развертывание самого жизненного порыва.
Эта концепция «закрытого» и «открытого» общества находитопределенное созвучие с идеями экзистенциализма*, позднего Поппера* иФранкфуртской школы*. ФилософияБ. оказала влияние на персонализм*,католический модернизм, философиюистории Тойнби*, Тейяра де Шарденаи ряд других философских учений.И.
И. БлаубергЩ Собр.соч.Т. 1-5. СПб., 1913-14;Длительносгьи одновременность. Пг, 1923; Собр. соч. в 4томах. Т. 1. Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память. М., 1992;Два источника морали и религии. М., 1994;Ecrits et paroles. P., 1957-59.БЕРЛИН (Berlin) Исайя, сэр(1909—1997) — англ. философ, историк и политический мыслитель. Род.в Риге, эмигрировал вместе с семьейв Англию в 1920 . Окончил Оксфордский ун-т, в котором затем с 1932 преподавал, с 1957 — проф., в 1966-75 —президент Волфсоновского колледжаэтого ун-та.
Автор многочисленныхработ по философии истории* и политической философии. В кн. «КарлМаркс. Его жизнь и окружение»(1939) Б. исследовал различные идейные влияния на взгляды основателямарксизма. Концепции исторического детерминизма были подвергнутыим критике в «Исторической неизбежности» (1955). Философии XVIII в.посвящена его работа «Эпоха Просвещения» (1956). В области политической философии в центре вниманияБ. — проблемы свободы в контексте тоталитаристских и механицистскихсоциальных тенденций («Четыре очерка о свободе», 1969). Многочисленныестатьи Б. собраны в его книгах «Русские мыслители» (1978), «Понятия икатегории» (1978), «Против течения»(1979), «Личные впечатления» (1980),«Кривой материал человечности: главы из истории идей» (1990).БЕРТАЛАНФИ (Bertalanfy) Людвигфон (1901-1972) — австр.