Малахов В.С._ Филатов В.П. Современная западная философия (1998) (Малахов В.С._ Филатов В.П. Современная западная философия (1998).pdf), страница 13
Описание файла
PDF-файл из архива "Малахов В.С._ Филатов В.П. Современная западная философия (1998).pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 13 страницы из PDF
Рассмотрение таких структурных форм истины, как суждение,категория или понятие, приводит квыявлению их «предметного значения» (gegenstandliche Bedeutung), отсылающего к несводимому к мышлениюсозерцанию, основанному в конечном итоге на ощущении. Развивая«философию ценностей» баденскойшколы, Б. стремился выявить, какимобразом через равновесие рациональных и иррациональных моментов устанавливается взаимосвязь междуценностями и действительностью,духовной и биологической жизньючеловека.
Основу такой взаимосвязион видел в понятии «идеи». СогласноБ., концепции, в которых «идея» рассматривается как «простое представление», особый вид сущего или «бесконечная задача», не способны преодолеть разрыв между идеальным и реальным. Поэтому он предлагал рассматривать «идею» как «сверхохватывающую функцию единства», лежащую в основе отношений между всеобщим и конкретным, бесконечным иконечным, рациональным и иррациональным, безусловным и обусловленным, сущностью и явлением,субъектом и объектом.Q GlUckseligkeit und Persunlichkeit in derkritischen Ethik. Fr./M., 1902; ImmanuelKant. Fr./M., 1917; Die Idee. Fr./M., 1926.БАШЛЯР (Bachelard) Гастон (18841962) — франц.
философ, методологнауки и эстетик. В его доктрине «интегрального рационализма» слились всвоеобразное и не лишенное противоречий единство мотивы философииБергсона*, психоанализа* (особенно вварианте, представленном Юнгом*) иинтерес к эпистемологии*. Б. противопоставлял свою позицию большинству философских школ современнос-ти (одна из его книг называется «Философия не» (La philosophie du Non.P., 1940); одновременно это название подчеркивало специфику «нового духа науки»: неевклидовой геометрии, неньютоновой физики, химии не «по Лавуазье»). Эпистемология в его понимании предстает какисторическое исследование тенденций развития науки.
Б. полагал, чтонеклассический характер современной науки делает ее по преимуществудиалектической. В движении научного знания он различает три вида диалектики: внутреннюю, внешнюю и наложение той и другой. В сфере чистойаксиоматики (прежде всего математической) имеет место внутренняя диалектика, «расчленение разума внутрисебя», посредством которого порождается новое, ранее немыслимое содержание. Пример этого — создание новой геометрии Лобачевским, которыйдиалектизировал понятие параллелиблагодаря «геометрическому юмору».Этот последний проявился в свободно-игровом отношении Лобачевского к евклидову постулату параллельных, считавшемуся незыблемым основанием единственно возможной системы геометрии.
Аналогичным образом Эйнштейн диалектизировал понятия пространства и времени. Помимо всепроникающей диалектичное™«интегральный рационализм» является еще и «прикладным», причем этахарактеристика составляет его специфику, а не просто выражает мысль отом, что научное знание имеет еще иинженерное приложение. Наука, подчеркивает Б., во все большей степенистановится «фабрикой феноменов», из«естественной феноменологии», основанной на описании природных данных, она все больше превращается в«феноменотехнику», которая заранеев мысли конструирует феномены, азатем превращает их в эмпирическиеданности.
Поэтому в диалектическомединстве разума и опыта ведущей стороной является именно разум, вооруженный математическими методами.Сама физическая реальность не можетБенуауже трактоваться феноменалистически, в духе классического позитивизма*. Реальность открывается преждевсего в конструктах теоретическогомышления, и в традиционной терминологии она скорее «ноуменальна»,нежели «феноменальна». Б. пытаетсядоказать и несостоятельность кантовского дуализма, строго отделявшего друг от друга априорную форму абстрактного мышления и эмпирическое содержание.
Метод науки все чащедемонстрирует содержательностьименно формы, т.е. понятийной конструкции, и «формальность», бессодержательность чистой эмпирии. Б.также показывает сомнительностьнеопозитивистской дихотомии аналитического, или логико-математического, и синтетического (эмпирического) компонентов знания. Как разматематический элемент часто становится воплощением творческого синтеза в современной науке, пришедшего на смену традиционному индуктивизму. В эпистемологических работахБ. проступают контуры «дискурсивной метафизики математического реализма». К проблеме метафизики Б.подходит также анализируя глубинные проблемы эстетического опыта.Здесь он постулирует радикальнуюавтономию воображения, котороеименует «функцией ирреального» впротивоположность разуму как «функции остановки, запрета».
Но поэтические образы, запечатлевающие сиюминутное переживание поэта, открывают путь к вечному и повторяющемуся благодаря тому, что зависят от«архетипов», скрывающихся в глубинах бессознательного*. Отсюда и егоизвестная дефиниция: «Поэзия естьметафизика мгновения».М.А. КиссельвНовый рационализм. М, 1987; Психоанализогня. М., 1993; Le nouvel esprit scientifique.P., 1934; Le rationalisme applique. P., 1949;L'engagement rationaliste. P., 1972.БЕЛЛ (Bell) Дэниел (р. 1919)амер.
социолог, проф. ГарвардскогоУн-та. Представитель сциентистско-37технократического направления социальной философии. В 60-е годыпредложил концепцию постиндустриального общества, в которой обосновывал трансформацию капитализма в результате прогресса науки итехники в новую социальную систему, отличную от индустриального общества и свободную от его противоречий. В наукоцентричном вариантепостиндустриализма первоначальноглавное место занимала идея перехода от господства в обществе индустриальных корпораций к доминированию научно-исследовательскихорганизаций меритократии как особого класса.
Впоследствии Б. пересмотрел свою позицию в вопросе перехода власти от бизнеса к «новомуклассу», придя к выводу о возможности лишь более тесного включениянаучно-технических специалистов всуществующую систему. Кризисныепроцессы в современном западномобществе Б. объяснял разрывоммежду «рациональными» принципами рыночной экономики и гуманистически ориентированной культурой. Он предложил «религиоцентричную» версию кризиса западнойкультуры, преодоление котороговозможно через религиозное возрождение.iThe End of Ideology.
Glencoe (III), 1960;The Coming of Post-Industrial Society.N.Y., 1973; The Social Sciences since theSecond World War. New Brunswick, 1982.БЕНУА (Benoist) Жан-Мари (р.1942) — франц. философ, публицист, политический деятель. Окончил Эколь Нормаль, преподавал философию во Французском Лицее вЛондоне, был атташе по культуре припосольстве Франции в Англии. С1967 активно сотрудничает в журналах Critique и La Quinzain titteraire, aтакже в Национальном институте радио и телевидения. С 1974 — ассистент Леви-Строса* в Коллеж де Франс,затем — зам. директора этого учебного заведения. На взгляды Б. определяющее влияние оказали лиде-38Беньяминры структурализма* — Альтюссер*,Р. Барт*, Фуко*. Б.
— структуралистски ориентированный «философ языка». Свою задачу он видит в философской генерализации структуралистского движения, выявившего, по егомнению, неуниверсальность «западного разума» и несостоятельность «теологии» человека. С этих позиций онотвергает марксизм как «метафизическое учение», следуя в пониманииметафизики* за Хайдеггером*.
По Б.,марксизм не выдержал испытания революционной практикой мая 1968года, а также не смог ответить на вызов «структуралистской революции» втеории, давшей, по его мнению, образец научности для наук о человеке.В своей политической философии Б.стоит на правом фланге «новой философии». Он обращается к ценностямклассического либерализма, не принимая романтический анархизм вдухе Глюксмана* и других «новыхфилософов». Б. выдвигает идеал опирающегося на стойкие культурныетрадиции государства, которое одновременно является и либеральным, исильным.
Анализируя современноезападное общество, Б. в ницшеанскомдухе развивает критику буржуазнойкультуры и «массового общества». Егоэссеистика подчинена задаче борьбыс левыми силами, в возможной победе которых в условиях «массовой культуры» он видит прямую угрозу тоталитаризма* и катастрофического«упадка культуры».Щ Marx est mort. P., 1970; Tyranie dulogos. P., 1975; Pavane pour une Europedefunte. P., 1976; La revolution structural.P., 1975.БЕНЬЯМИН'(Benjamin) Вальтер(1892-1940) — нем. философ. Теоретическое наследие Б. не носит систематического характера, будучи запечатленным в разножанровых текстах — от литературно-критическихэссе до рецензий и комментариев.Сфера эстетического выступает для Б.в качестве медиума философскогопознания.
В произведении искусстваБ. усматривает «интегральное выражение религиозных, метафизических,политических и экономических тенденций» соответствующей эпохи.В 1912-15 Б. изучает философию вуниверситетах Фрейбурга, Мюнхена,Берлина и Берна. В 1915 он знакомится с Герхардом Шолемом, подвлиянием которого на некоторое время обращается к иудейской мистике итеории сионизма. В 1919 Б.
защищает диссертацию «Понятие художественной критики в немецком романтизме». Представители раннего немецкого романтизма считают абсолютным медиумом рефлексии не «Я»,как это было у Фихте, а произведениеискусства. Задачей художественнойкритики является поэтому развертывание рефлексивного потенциала, заложенного в самом произведении.Таким образом, критика должна бытьне суждением о произведении, а методом его раскрытия и завершения.