Миронов - Лекции (Миронов - Лекции.pdf), страница 13
Описание файла
PDF-файл из архива "Миронов - Лекции.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 13 страницы из PDF
Для психического мирачеловека доминирование искусственного и подавление спонтанного оказывается такжеразрушительным.Миронов считает, что опасность технократического мышления в том, что наличие внешнихценностей, вообще чего угодно неподконтрольного технократу должно быть устранено либорационализировано. Проблема состоит в подобном игнорировании любых не поддающихсярасчету и контролю факторов.Основные черты техноэтики:1.«Техноэтика» своей первой морфемой отражает техническую и технологическуюмощь человечества, ставшего, согласно В.И.Вернадскому, «геологической силой».
Дляконтролируемого и максимально управляемого протекания экологического кризиса, длясмягчения отдельных его элементов от человечества потребуются громадные усилия в духовнойсфере. (Достаточно не делать то, что при помощи технического осуществляется повсеместно.Этого может оказаться достаточно для смягчения кризиса.)2.Вторая морфема отражает распространение моральных отношений навозможность создания, применения и оценку последствий использования техническихусовершенствований не только в сфере инженерной и технической деятельности, но и вповседневной жизнедеятельности основной массы людей. И распространение этой моральной49оценки на человека и его окружение включает в себя всю сферу человеческой деятельности, егопрошлое и будущее, окружающую живую и неживую природу.«Техническая» сторона техноэтики заключается в том, что в результате научнотехнического прогресса и последующей научно-технологической эволюции, произошлодоминирование технологий и использование техники во всех видах коммуникаций.Закономерным последствием «технизации» стало катастрофическое отставание вразработке норм этической адаптации общества к последствиям научно- технического прогрессаи экологического кризиса.
Поступок, преумноженный технической мощью, нуждается вограничивающих его нормах этики. Без рациональной разработки таких норм обойтись уженельзя.Человек стремится переложить свою ответственность, в том числе и на технику, итехнологии. Интерес к перекладыванию ответственности на технику и технологии вызван ихтотальной масштабностью, уверенностью в их абсолютной объективности. Последнеемифологизируется и получает обоснование в представлении о «внеэтичности техники итехнологий».
Ярким подтверждением развития процесса перекладывания ответственности натехнику и технологии стало применение машин для подсчета голосов избирателей. Такой разделэтики – техноэтика – будет все более и более востребован по мере нарастания экологическогокризиса.Одним из способов решения экологических проблем может быть включение природы всферу этики. При помощи такого расширения этики удастся теоретически обосновать защитуприроды.
Расширение этической проблематики и включение в нее природы необходимо из-заускорения трансформации среды обитания человечества. Ее геосферные составляющиетрансформируются настолько быстро, что ни они сами, ни человечество не успеваютадаптироваться к происходящим изменениям. «Сами процессы природы как бы слепы; в рамкахестественных законов природа открыта нашему регулирующему вмешательству. Сбиологической точки зрения реакция природы заключается в том, что с разрушениемокружающей среды в конечном счете станет невозможной сама жизнь.
Если мы хотимпредотвратить такой исход, то должны сами заранее налагать соответствующие ограничения».Глобальность и скорость происходящих изменений не имеет аналогов в прошлой историичеловечества. В условиях взаимной адаптации человеческого общества и природы у нас нет тоговременного запаса, который был у наших предков, зато есть технико-технологическая мощь, вчастности, военная, способная в короткий срок видоизменить окружающий мир.Традиционный путь проб и ошибок выработки этических норм занимает столетия.
Теперьон вынужденно заменяется на рационально предлагаемую этику. Высокая скорость научнотехнического прогресса требует разработки этических норм ответственности за использованиетехнических средств (научных достижений) на практике, а также их применения людьмиразличных религий и культурных общностей.Решение глобальных экологических задач, должно включать в себя такое этическоемировоззрение, которое позволит реализовать в разных регионах, с различным населением,различающимися религиями и культурами, тот подход к жизни, который позволит осуществитьпрограмму устойчивого развития. Подобная форма этики не может не опираться насуществующие в данном регионе религии, в противном случае это будет не востребованноенаселением теоретическое предложение о некоторых формах поведения.50Для формирования экологического сознания и создания этики, соответствующей реалиямэкологического кризиса необходимо найти опору в уже существующих этических моделях,каковыми и являются традиционные религии, в которых исполнение этических норм жесткоконтролируется.Любая попытка представить техноэтические нормы в качестве императива поведениябудет наталкиваться на сопротивление традиционных установок и обычаев, принятых в том илиином обществе.
При создании норм техноэтики не нужно предлагать новые этические основыдля принципиально иной формы мировоззрения.Необходимо направить усилия на выработку этических отношений к технике,базирующиеся на принципах уже существующих религий. В рамках ряда мировых религийсуществуют нормы, регулирующие взаимоотношения человека и окружающего мира.Использование уже существующих норм в современном мире представляется наиболееуспешной стратегией для внедрения техноэтики в массы.
Необходимо лишь смещение акцентовна существующие экологические проблемы.Представляется очевидным, что многообразие религий приведет и к многообразиютехноэтических положений в разных регионах планеты и в различных культурах. Нет и не можетбыть одного «правильного» пути по преодолению экологических проблем, но это верныйподход, так как он приведет к ослаблению техногенного воздействия на био- и геосферы,сохранению видового разнообразия биосферы и культурного разнообразия социосферы.Очевидно, что игнорирование различий в экономической, политической, культурной,религиозной сфере не позволит создать действенной этики, способной изменить поведениелюдей и правительств настолько, насколько этого требуют экологические реалии.Использование разнообразного религиозного опыта, накопленного в различных природныхусловиях среды обитания человека, делает этот опыт незаменимым для поиска выхода изэкологического кризиса.5123.
Различия в ответственности инженера и ученого.Кроме общегосударственных проблем управления экономическим развитием, можнорешать и частные проблемы управления отдельными отраслями хозяйства. Становитсяпонятным, что при использовании этого подхода наиболее остро встает проблема сочетания вобразовании и профессиональной деятельности инженеров и ученых гуманитарной культуры инаучно-технических знаний. Образование, данное только с позиции узкопрофессиональнойдеятельности, не может адекватно отвечать проблемам техно-гуманитарного баланса.Устраняться от этих проблем можно, но за это придется расплачиваться возрастающим числомтехногенных катастроф, в возникновении которых доминирующую роль будет игратьпресловутый «человеческий фактор».
В наши дни возрастает опасность бесконтрольноговмешательства и управления технической реальностью со стороны технических специалистов.В открытом к инновациям обществе ответственность за окружающий мир, его состояние ипроисходящие в нем трансформации переходит от специалистов к непрофессионалам.В современном мире изменилась также мера ответственности инженера и ученого за своидействия. Многие из них, осознавая эту новую ответственность, ставят общественные интересывыше научно-познавательных, корпоративных или политических. Во всем мире обсуждаются ипринимаются этические кодексы инженеров, ученых, представителей других специальностей,позволяющих специалистам соотносить свои корпоративные интересы и безопасностьобщества, защищать свои права как граждан страны.
Этот процесс следует рассматривать какнарастающее изменение отношений к проблемам выбора целей и способа их воплощения.Помимо этого возникла совершенно новая ситуация. Теперь настала необходимость определитьответственность потребителей достижений технической реальности за ее использование(техноэтика). Техноэтика – свод правил и ограничений для профессионалов в какой-то области(инженеры), для всех людей.Все попытки изменить ситуацию в благоприятном для человека направлении только путемограничения техники будут обречены на провал.
А вот постоянный общественный контрольситуации, требования отчетности чиновников и руководителей о мерах, предпринимаемых пообеспечению безопасности, а еще больше ответственность инженеров и технологов не толькоперед работодателем, но и перед живущим рядом обывателем, принесут пользу и снизятвероятность катастрофы.Любой разговор как о самой технической реальности, так и о ее составляющих не будетадекватен без учета социально-культурного окружения.