Диссертация (Психологическая суверенность личности в интернет-среде (на примере студентов-участников социальной сети ВКонтакте)), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Психологическая суверенность личности в интернет-среде (на примере студентов-участников социальной сети ВКонтакте)". PDF-файл из архива "Психологическая суверенность личности в интернет-среде (на примере студентов-участников социальной сети ВКонтакте)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РосНОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РосНОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Доляактивной интернет-аудитории России (то есть выходящие в Сеть хотя бы раз засутки) составлял 51% (59,9 млн человек). Если сравнить с данными десятилетнейдавности, то эти показатели составляли: в 2003 году – 3% (3,2 млн человек), в2004 году – 5% (5, 5 млн человек). Прирост интернет-пользователей, выходящих всеть хотя бы раз за месяц, составил в 2014 году 9%, а для суточной аудиторииданный показатель равен 13%.Социальныесети(отангл.socialnetwork)являютсяоднойизраспространенных форм Web 2.0-приложений.
В этом случае создателем илисоавторомсодержанияинтернет-ресурсовстановитсярядовойинтернет-пользователь, обыкновенно не являющийся профессионалом [111].Как таковая, социальная сеть (далее – СС) представляет собой структуруузлов взаимносвязанных социальных объектов (людей или организаций). Термин«социальная сеть» получил широкое распространение в середине 1990-х годов споявлением в интернете первых социальных сетей и, в частности, с развитиемблогосферы (социальной сети, образуемой сетевыми дневниками интернетпользователей). СС сети интернет-пространства всего за 10 лет переросли своюслужебную функцию хранения и передачи информации и превратились вотдельную систему массмедиа.
Именно в этом новом системном качествесоциальныеинтернет-сетипривлекаютвниманиеспециалистовразныхнаправлений.ВРунетесуществует(http://odnoklassniki.ru),значительноеВКонтактечисло(http://vkontakte.ru),СС:ОдноклассникиФейсбук(http://....),47МойКруг (http://moikrug.ru), МойМир (http://my.mail.ru) и др.CCобладаютневероятнойпопулярностью.Согласноданнымрепрезентативного опроса (для взрослого городского населения России)исследовательской компании «Ромир» в конце 2012 года, восемь из десятироссийских пользователей интернет старше 18 лет пользуются социальнымисетями. Наиболее популярными соцсетями являются отечественные ресурсы ВКонтакте (79%) и Одноклассники (72%), мировая сеть Facebook (48%) – натретьем месте по популярности.
Сеть ВКонтакте наиболее востребованамолодежью в возрасте до 34 лет.По результатам опроса, россияне в социальных сетях общаются с друзьямии знакомыми (93%), используют для хобби и увлечений (46%), ищут илираспространяют информацию через социальные сети (42%),используют дляработы - 18% опрошенных.В опросе приняли участие 1000 респондентов в возрасте от 16 до 60 лет истарше, проживающих в городах с населением от 100 тысяч человек, в 8федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое городское населениеРоссии.CC «ВКонта́кте» (vk.com) запущена 10 октября 2006 года.
Изначально онапозиционироваласькаксоциальнаясетьстудентовроссийских вузов, позднее была обозначена более широко,ивыпускниковкак современныйспособ общения. В январе 2014 года ежедневная аудитория «ВКонтакте»составляла около 60 миллионов человек, ав январе 2015 года — уже 70миллионов человек в день [110].Современныенаучныепубликации,посвященныевиртуальностииВсемирной Сети, объединяются термином «психология интернета».Важнейшаязадачапсихологиикомпьютеризации,каконабыласформулирована О.К. Тихомировым [129] еще у ее истоков - изучениепсихологических аспектов преобразования культуры в целом.
В настоящее времяподобная задача ставится и в теоретическом, и в эмпирическом плане.48Утверждение, что воздействие, которое интернет может оказать на личностьпользователя, является более глубоким и системным, чем воздействие любойдругой технической системы, в том числе персонального компьютера, уже невызывает никаких сомнений [7, 145].В настоящее время, во втором десятилетии XXI в., нередко происходитотождествление интернета и социума [19]. Декларируется переход к сетевомуобществу, говорится о все более решительном стирании граней между реальными виртуальным.
Сетевой социум означает одновременное существование и вфизической, и в виртуальной реальности [47].В.И. Панов, методолог и специалист по экологической психологии,характеризует интернет-среду как новый вид социальной среды, информационнойсреды, определяя ее как «транснациональное и мультиязычное сообществомиллионов людей, коммуникативно связанных и активно взаимодействующих вэтой новой среде» [105. С.45].Своеобразный бум интернет-социальных сетей и виртуальных сетевыхсообществ заставляет существенное расширить и переформатировать проблемноеполе междисциплинарных исследований сетевых феноменов.Интернет как особое пространство, как виртуальная социальнаяреальность.Н.В.Чудова[145]провелапсихологическийанализкоммуникативного пространства интернета как особой культурной среды. Заоснову ею были взяты параметры семиосферы, описанные Ю.М.
Лотманом [81].Установлены некоторые психологические особенности интернет-культуры: Интернет делит мир на «свое» и «чужое» пространство.Интернетнеоднозначен. Он может стать простором для личностного роста субъекта,способствующим его открытости, независимости. Но интернет может бытьвоспринят и как навязывающий свои правила, затягивающий, «высасывающийжизненные соки». Пространство интернета дает возможность для реализации мифологическойсоставляющейобраза«Я».Возможныидентификациискаким-либо49культурным героем (хакером), осуществление действий «перемещения»,«преодоления границ», партиципации как результата тождества ролей в рамкаходной деятельности и соучастия в режиме «реального времени». Интернетстимулируетформирование«чудесной»картинымира.Онвыполняет функцию периферии по отношению ко всей современной культуре,то есть такого пространства, в котором происходит накопление информации ослучайном, новом, ненормативном, не вписывающемся в жесткие рамкиустоявшихся представлений. Семиотическое пространство интернета, содержащее языки двух типов(символьного и иконического), является средой порождения новых текстов иновых смыслов [145].В философской работе Р.А.
Барышева [14] интернет анализируется какявление культуры и фактор социальных изменений, а киберпространство каквиртуальное социальное поле бытия человека, обнаруживающее себя в рамкахвзаимодействия компьютера, Сети и человека.В интернете происходит виртуализация личности: пользователь создаетсебе виртуальную личность, она начинает жить внутри киберпространства.Виртуализируются все атрибуты личности (воля, свобода, достоинство), которыемогуттрансформироваться(втомчисле,внегативномнаправлении).Анонимность и, как следствие, отсутствие ответственности в интернете, ведет квозникновениюупользователячувствавседозволенностиидругихдеструктивных изменений.Авторнастаиваетнатом,чторазвертываниеинтернетаимеетпротиворечивый характер: с одной стороны, объективно происходит стираниекультурных границ и языковых барьеров, личность в киберпространстве получаетновые, недоступные ранее возможности; с другой стороны, киберпространствосоздает «виртуальную иллюзию свободы индивида» [15].
Интернет выступаетфактором, способствующим процессу отчуждения личности от реальной свободыв обществе и, главное, от необходимо связанной с ней ответственности.50В работе И.А. Казанской [62] рассматривается интернет-пространство в рамкахглобального общества. Оно признается средой, которая постепенно становитсяпространством осуществления многих социальных функций (информационной,коммуникационной, репрезентативной, конструктивистской, релаксационной),возникающих за счет отчуждения идентичности человека, некоторых видовдеятельности и досуга.
Показано, что программисты, интернет-разработчикистали стихийными эмпирическими исследователями социума и его функций,поскольку для написания программы нужно было построить модель явления,которое она будет обслуживать.На основе многочисленных проверок и уточнений на сегодняшний день винтернет-приложениях сложилась достаточно развитая система представлений отом, что такое современное общество, каковы социальные потребностииндивидуума и различных сообществ, каковы типы личных связей междулюдьми.
То есть, программисты в определенном отношении дополнилимодельные представления об обществе, разработанные в социальных науках [63].Феномен «виртуальности» пространства интернета иногда трактуется как егосубъективность, воображаемость, как бы не реальность вообще. Прилагательноевиртуальный в современном обыденном словоупотреблении содержательноупрощается, ему приписывается значение «мнимый, несуществующий» [203].Д.С. Баринова [13] анализирует само понятие «виртуальный», обращаясь кего латинским истокам: в своем исходном значении слово virtus означало«мужественность, доблесть, достоинство, талант, дарования, добродетель,нравственное совершенство». Его первоначальный смысл связан с идеей чистотыи такого совершенства, которое трудно, а то и невозможно найти вповседневности. И на современном этапе в ряде языков прежний смыслсохраняется: так, английское наречие virtually прежде всего значит «в конечномсчете, окончательно, предельно», а выражение - “it is virtually true” - переводится«это действительно верно».
Тогда получается, что виртуальность одновременнодействительна и нереальна [13].51Виртуальное пространство интернета рассматривается как новое измерение(сфера, область, поле) человеческого существования, пронизанное материальноэнергическими и информационными параметрами. В нем есть и «железо» (hardware), и «виртуальность» (soft-ware). Однако виртуальность доминирует, что иделает возможным говорить о виртуальном пространстве Интернета [13].
В этомсвоем качестве пространство Интернета становится предметом изучения многихсоциальных наук.В диссертационной работе К.О. Черняевой [142] поставлена задачасоциологической интерпретациисоциальныхсетях.принципиальнопрактикУказывается,новымичтосоциальнымикультурной идентификации всовременностьхарактеризуетсяпроцессами:глобализацией,виртуализацией, потреблением, которые предстают как взаимопроникающиекультурные контексты формирования идентичности. Сокращение прямыхкоммуникаций сопровождается переносом коммуникаций в виртуальную сферу, всоциальные интернет-сети.
Эмпирическое исследование социологаЧерняевой[142] позволило выделить три модели идентичности в коммуникативномпространстве (реальном и виртуальном):Модель Я–действительный создается в поле реальных коммуникаций1)через согласование личных и социальных представлений, подтверждаемых вжизненном опыте.Модель Я–репрезентация2)существует как имиджевая оболочка,требующая подтверждения в виртуальном тексте и образе.Модель Я–интерпретация живет автономной жизнью, вне авторского3)контроля, поскольку текст читается другим, оживляя тем самым виртуальныйобраз.Эти модели могут существовать по отдельности, могут воссоединяться.Социальные сети выступают как особое пространство, как «пиар-проект нашеговремени», с помощью которого пользователь конструирует и реконструируетсвою идентичность, корректируя свой образ для Другого и для самого себя [141,52142].