Диссертация (Психологическая суверенность личности в интернет-среде (на примере студентов-участников социальной сети ВКонтакте)), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Психологическая суверенность личности в интернет-среде (на примере студентов-участников социальной сети ВКонтакте)". PDF-файл из архива "Психологическая суверенность личности в интернет-среде (на примере студентов-участников социальной сети ВКонтакте)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РосНОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РосНОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
А.У. Хараш [136] описывает особенностиразных типов общения (субъект-субъектного и субъект-объектного). Л.А. КитаевСмык [64] изучает возможности поддержания личностной автономии в условияхстресса.Н.Е.Харламенкова[137,138]разрабатываетконцепциюсамоутверждения личности. Ф.Е. Василюк [28] говорит о развитии жизненногомира человека, осуществляющегося в процессе переживания, преодолениясложных жизненных ситуаций (стресса, фрустрации, внутреннего конфликта или19жизненного кризиса).Л.Я.
Дорфман [46]обсуждает формы взаимодействияиндивидуальности с миром и создание метаиндивидуального мира. Приватность иличностные особенности средового поведения, направленного на регуляциюграниц бытийного пространства, рассматриваются А.В. Бурмистровой [26].Механизмы персонализации субъектом среды раскрываются в работах А.В.Петровского, М. Хейдметса, Т. Нийта [99, 107, 139].Перечисленные взгляды и идеи были учтены при создании нового субъектносредового подхода к пониманию бытия человека и рассмотрению личности.Субъектно-средовой подход, как указывает его создатель С.К. Нартова-Бочавер,методологически восходит к субъектному подходу, развиваемому в школе А.В.Брушлинского, продолжает его [92].
Другим источником субъектно-средовогоподхода стали средовые теории, в частности, теории приватности И. Альтмана[163] и М. Вольфе [199].Субъектно-средовой подход признает тесную связь субъекта с той средой, вкоторой он находится, и стремится рассматривать средовое воздействие вконтексте человеческой деятельности [94]. Согласно субъектно-средовомуподходу,субъектэкзистенциальнаярассматриваетсяединица»[90].какС.К.«телесно-территориально-психоНартова-Бочавервкнигах«Психологическое пространство личности» [90], «Человек суверенный» [92]анализирует развитие взглядов на субъект-объектные отношения в философии иэтике в их историческом становлении. Она указывает, что философы прошлогостремились рассматривать человека в единстве с его бытием. Субъектомсчитается человек, пристрастно относящийся к бытию, в котором он существует,частью которого он сам является.Взаимоотношения человека и мира так разнообразны и многочисленны, чточеловек всегда что-то вбирает извне, а что-то отдает, отчуждает от себя вокружающую среду [139].
Субъектность представляет собой основное условиесуществования человека как осмысленного и духовного существа.Любогочеловекаокружаетсредовой«невидимыйпузырь»-20психологическое пространство, обладающее для него особым смыслом. Понятие«психологическое пространство», разрабатываемое в контекстесредовогоподходаНартовой-Бочавер,содержательноблизкосубъектнопонятию«эмпирическая личность». Человек (на основе своих потребностей) осуществляетселекцию содержимого окружающей среды, присваивая ее и идентифицируясь сним.
Психологическим пространством личности называется фрагмент среды,обладающий субъективно высоким значением для человека, охраняемый иукрепляемый им [90]. Психологическое пространство представляет собой частьмира,означеннуюиобжитуючеловеком,прошедшуючерезпроцессысигнификации и персонализации.На важность и ценность связи человека с персонализированной средойуказывают многие исследователи: она наделяет человека чувством целостности,«онтологической уверенности» [78, 82], предохраняет от самоотчуждения [200],определяет статус человека и уровень его самоуважения [173]. «Чем болеенадежны границы этого психологического пространства, тем более продуктивной,осознанной и гуманной оказывается деятельность человека, свободного отнеобходимости избыточно дефензивного поведения», - указывает НартоваБочавер [91.
С.149].Наосновесубъектно-средовогоподходаразработанаконцепцияпсихологической суверенности (от французского souverain — носительверховной власти). Развитие человека как личности с позиции субъектносредового подхода предполагает усиление его субъектности, его психологической(личностной) суверенности.
Суверенная личность такова, что в некоторыхситуациях способна активно управлять своей жизнью, а в других - принимать ееобстоятельства. Ключевой признак суверенности личности - внутреннеесогласие и переживание ненасилия по отношению к себе [90, 92].Учениеопсихологическойсуверенностиопираетсянанесколькопринципов, созвучных новым тенденциям в изучении психологии личности [93]:211) Контекстуальность изучения психики, то есть рассмотрение каждогопсихологического феномена в конкретных средовых и временных переменных.Человек рассматривается как часть системы бытия, среды, пространства;средовое поведение человека представляет собой особый онтологический,бытийный язык самовыражения, причем часто более искренний и точный,свободный от «двойных посланий».
Контекстуальность признается основнымотличием гуманитарного познания [16].2) Акцентирование явлений повседневности в изучении поведения, общения,переживаний. Внимание к нормативным, привычным способам жизни, интерескреальным проблемам конкретных людей втипичных жизненныхобстоятельствах [169].3) Ориентация на позитивное начало человеческой личности, на поиск ресурсовпреодоления жизненных трудностей и развития [181].Базовые понятия субъектно-средового подхода. Понятие «психологическоепространстволичности»имеетдлительнуюисториюстановленияииспользования в философских и психологических работах.Развернутыйконцепций,такобзорилитеоретическихиначефилософскихобосновывающихипонятиепсихологических«психологическоепространство», проведенный Н.В.
Буравцовой [25], позволил проследитьосновныенаправленияизученияданногофеномена.Сточкизренияпредставителей философской антропологии (Э. Гуссерль, В. Дильтей, М. Шелер),психологическое пространство возникает «из соприсутствия духовного сущегоиному сущему», как это определял В. Франкл. Понятие психологическогопространства подчеркивает одновременно единство и несмешиваемость субъектас миром.Понятие психологического пространства личности фигурирует в работахмногих зарубежных психологов, хотя называется по-разному. У.
Джемсиспользует понятие «эмпирическое Я», А. Адлер - «индивидуальное жизненноепространство», К.Г. Юнг - «индивидуация», К. Левин - «жизненное пространство22как совокупность факторов, определяющих поведение индивида», Э. Эриксон «идентичность», Ф. Перлз - границы контакта между «самостью» и внешниммиром, А.
Маслоу - «личная автономия», К. Ясперс - «личностное пространство»и др. [25].Рассмотрим понятия, близкие по значению и содержанию термину«психологическое пространство личности».У. Джеймс [44] ввел термин «эмпирическое Я», которое включает внешниеатрибуты личности, присвоенные и защищаемые ею, но не предложил его воперационализированном виде.К.Г. Юнг [162] выделял процесс индивидуации как процесс образования иобособления индивида от коллективной психики, но на основе адаптированностик коллективным нормам. Результат индивидуации – достижение самости,которая выступает как неосознаваемая сущностная основа личности.
Самостьвыражает единство и целостность личности. В области пересечения самости ипсихологического пространства личности находятся поступки и переживаниячеловека. Как отмечает Нартова-Бочавер, К.Г. Юнг считал целостность границмежду личным и коллективным условием нормальной зрелости личности, хотя иобозначал этого формально [90].Введенное Э. Эриксоном [159] понятие «идентичность» определяется какустойчивый образ Я, как система индивидуально выработанных способовповедения человека, выступающих как основание психического здоровья ипсихологическогоблагополучияличности.Идентичностьнепрерывность и преемственность личностного развития,отражаеттакжетождественностьчеловека самому себе на разных стадиях жизненного цикла.
«Опорные точки» встановлении идентичности (телесные свойства, личное пространство, социальноеокружение) служат человеку внешними доказательствами его существования.Отчуждение от мира сопровождается расстройством идентичности, личностнымкризисом, стремлением отыскать и построить новую идентичность.В психоанализе и гуманистической психологии используется понятие личной23автономии. Автномная личность опирается прежде всего на внутреннююподдержку и способна к самостоятельному принятию решений, к независимымдействиям. Отделение от физической и социальной среды и ее отдельныхобъектов, в том числе сепарация от родителей необходима для достиженияавтономии.Вкультурно-историческойконцепциипсихическогоразвитияЛ.С.Выготского речь идет о «психологических свойствах внешнего».
Субъектрассматривается как результат интериоризации общественного опыта с учетомважной роли объективной реальности [39, 79].Внешнее «преломляется» через внутреннее при условии главенствавнутреннейдетерминациидеятельности,какутверждаетсявработахпредставителей субъектного подхода (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, В.Э.Чудновский).Отечественные психологи также анализировали человека как субъекта,существующего в «жизненном мире», побудителе и источнике содержанияжизнедеятельностиБрушлинский);с(Ф.Е.Василюк);какиспользованием понятий«суверенного«ядросубъекта»(А.В.субъективности» (В.Э.Чудновский); обособление – идентификация (В.С. Мухина); «персонализация»(А.В. и В.А.
Петровские); «персонализация среды субъектом» (М. Хейдметс);переживания человеком «своего» («им освоенного») и «чужого» (Д.А. Леонтьев,В.Е. Клочко и др.).Д.В. Ольшанский [101] пользуется терминами «психологический образжизни»,или«субъективноепространствожизнедеятельности».Термин«психологическое пространство личности», использовал также Н.Б. Шкопоров[155], анализируя проблему взаимопроникновения субъекта и среды. О Внешнеми Внутреннем Я рассуждает А.Б.