Диссертация (Философия русского правосудия генезис и эволюция идей (IX – XIX вв.)), страница 10

PDF-файл Диссертация (Философия русского правосудия генезис и эволюция идей (IX – XIX вв.)), страница 10 Философия (59742): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Философия русского правосудия генезис и эволюция идей (IX – XIX вв.)) - PDF, страница 10 (59742) - СтудИзба2020-05-15СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Философия русского правосудия генезис и эволюция идей (IX – XIX вв.)". PDF-файл из архива "Философия русского правосудия генезис и эволюция идей (IX – XIX вв.)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 10 страницы из PDF

В основе философии русского правосудия XIX века находятсянравственно-правовые,духовно-национальные,естественно-правовые,антиэтатические, народнические, охранительно-либеральные, консервативные ирелигиозно-философскиеидеиотечественныхмыслителейразличныхфилософских направлений, отражающие философский взгляд на сущность иприроду правосудия, его особый национальный, духовно и традиционнообусловленный характер, придающие правосудию гибкость и уникальность.4. В русской национально-правовой ментальности идея преступлениявыражаетсявнравственногопониманиивыбора,преступногоошибки,деяниязаблуждения,какгреха,болезнинесчастьядушиичеловека,отошедшего от божественных заповедей, перепутавшего добро со злом.5.

Вина имеет иррациональную сущность, воспринимается как ценностноепереживание,результатвнутреннегоосознаниясобственнойзлойволи,побуждающая человека к суду собственной совести, самонаказанию, безвнешнего императива, на основе собственного понимания добра и зла.316. Синкретизм идей Правды, истины и закона в философии русскогоправосудия, имея онтологические и аксиологические основания, отражаятеоцентризм и этикоцентризм национальной правовой культуры, подчеркиваетсамобытность русского правосудия.7. Справедливость как наивысшее метафизическое начало в правосудииприходит не через императив юридического предписания, а через конфликт,грехопадение, через кару и воздаяние за причиненное зло ради торжества добра испасения грешной души преступника, через осуждение другими и снисхождение кгреховному деянию.8.

Идеянравственныйнаказаниячерезимператив:искуплениесправедливоевиныинаказаниестраданиетребуетсясодержитне столькопотерпевшему, обществу или государству, сколько самому преступникугрешнику, который должен осознать свой грех, покаяться, искупить свою вину иочистить душу страданием.9. Самобытность русского правосудия определяется идеями милости,сострадания преступнику-грешнику и его всепрощение без оправдания самогогреха. Государство и общество, ориентированные на христианские ценности,частичноответственнызасодеянноеиндивидом,и,проявляясвоюсопричастность, должны быть милостивы к раскаявшемуся преступнику.10.

Демократические идеи правосудия в России воплотились во второйполовине XIX века как результат и успех отечественной, прежде всего,либерально-охранительной,возможностьреализацииобщественноймысли,демократическихдоказавпроцедурвтемсамымправосудиисамодержавного государства.11. Нравственно-правовая идея правосудия осмыслена и обоснована ввоззрениях русских мыслителей различных философских направлений XIX века,заключает в себе неразрывность нравственности и права, отвергающейпозитивистский и утилитарный подходы к правосудию.12. Народное правосудие в утверждении идеи справедливости обусловленоособенностью русского морально направленного правосознания, заключающегося32в восприятии всегда справедливыми решений, основанных на обычно-правовыхнормах, при коллективном поиске Правды.Степень достоверности и апробация результатов.Основные идеи исследования отражены в более чем 83 научных работахобщим объемом более 46 п.

л., в том числе:в двух монографиях:1. Яшин А. Н. Философское обоснование истины как цели правосудия:Монография [Текст] / А. Н. Яшин. – Мурманск: ООО ИПК «БАРЕНЦ-ПРЕСС»,2011. – 158 с.2. Яшин А. Н. Философия русского правосудия: генезис и эволюция идей(IX-XIX вв.): Монография [Текст] / А. Н. Яшин.

Мурманск: ЧОУ ВО «МАЭУ»,2017. – 223 с.в 83 научных статьях по главным проблемам диссертации (в том числе, в19научныхстатьях,опубликованныхвведущихнаучныхжурналах,рекомендованных ВАК РФ).Результаты диссертации апробированы в деятельности Мурманскогоарктическогогосударственногоуниверситета(ФГБОУВО«МАГУ»)иМурманской академии экономики и управления (ЧОУ ВО «МАЭУ»).Основные идеи работы отражены в докладах, выступлениях и сообщенияхна конференциях по проблемам философии, истории, истории русскойфилософии, современного права, развития современной науки, взаимодействиянауки и общества, в том числе на Международном научно-культурном Форуме«Дни философии в Санкт-Петербурге – 2015» (Конференция «Парадигмыисторико-философской науки.

История и современность», 30.10.2015 г.), а такжена международных научных конференциях (2015 г., 2016 г., 2017 г., 2018 г.),Материалы исследования легли в основу курсов «Философия», «Историяфилософии»,«Историяифилософиянауки»,«ИсторияОтечественногогосударства и права», «Философия права» и др., читаемых автором в Мурманскомарктическом государственном университете и Мурманской академии экономики иуправления.33Диссертация обсуждена и одобрена на заседаниях кафедры философииМГОУ и кафедры философии и социальных наук Мурманского арктическогогосударственного университета.34Глава 1.

Становление и развитие идей правосудия в западноевропейской ивосточной философии1.1. Метафизические обоснования идеи правосудия в философии античных идревневосточных государствНа протяжении тысячелетий человечество пыталось создать оптимальныйобщественный регулятор по разрешению конфликтов в отдельных социальныхгруппах и между конкретными индивидами. Этот регулятор (институт) былнеобходимдляупорядочениястихийноразвивающихсяобщественныхотношений, поддержания престижа зародившихся и укоренявшихся социальныхнорм – морали, обычаев, традиций.

Кроме желания урегулирования конфликта,еще на ранних этапах формирования мышления и творческой активности, человекиз собственного природного понимания справедливости вынашивает идеюосуждения себе подобных, наказания своих соплеменников: изначально на основесакральных представлений, позже – по закону.Так, примерно одинаково в различных культурах, формируется идеяправосудия.

С той древнейшей поры до дня сегодняшнего не прекращаетсядискуссия относительно понятия правосудия. Идея правосудия как требованиясправедливого разрешения спора имеет многовековую историю. Она отражена всвященных писаниях (Ригведа, Авеста, Библия, Коран), трудах философовДревней Греции, Рима, Востока (Платон, Аристотель, Конфуций).У всех народов и цивилизаций прослеживается идея божественногопроисхождения правосудия. Так, царствовавший в Вавилоне Хаммурапи наизображениях держит в руках символ власти, утверждающий закон от Бога –жезл; в древнеегипетской «Книге мертвых» расписан высший, божественный суд,а богиня Маат символизировала вселенскую гармонию, справедливость и истину;древние индийцы почитали Брахму и Вишну; китайцы и японцы своих боговсчитали покровителями правосудия.35Тема правосудия и справедливости актуальна для всех культур и вовсеисторические эпохи. Это не означает, что во все времена люди одинаковомыслили справедливость и по одной модели устраивали правосудие.

Вобсуждение о сущности правосудия и его юридических формах вступают люди,мотивированные собственным историческим опытом и находящиеся внутриспецифически устроенного культурно-правового пространства. Длительное времяправосудие не нуждалось в государственном участии – оно творилось в видеиспытания, поединка, дуэли, то есть осуществлялось в результате частной воли.Это было правосудие на основе сложившихся этических норм, обычаев итрадиций.В античной Греции начинается философское осмысление природыправосудия, где нравственность и благородство ставятся выше закона, а в Риме смомента его становления общественная жизнь регулировалась сакральнымправом и правосудием, вершившимся жрецами на основе священных законов(legessacratae).

И, хотя позже римское право разделилось на божественное(iusdivinum) и человеческое (iushumanum), правосудие могущественного Римаоставалось под влиянием сакрального права (iussacrum). Ульпиан считал, что«правосудие есть познание божественных и человеческих дел, наука осправедливом и несправедливом»40, а Цицерон утверждал, что «Боги нужны длясохранения общественной системы; без них общество превратится в хаос, вера,правосудие, сообщества рода человеческого – все развалится»41.

Античноеправосудие выступало критерием добродетели, справедливости и находилось подпокровительством богов: Фемида и Дике в Греции, Юстиция – в Риме.Требование справедливости впервые запечатлено античными авторами вповествовании о героях, бросивших вызов судьбе и вступившими в спор с богами,от которых были рождены. О справедливости рассуждают и античные философы:в частности, Аристотель «Никомаховой этике» утверждает, что она достигаетсяне только через возможность публичной власти, но также посредством40Дигесты Юстиниана. Книга I. Титул I. О правосудии и праве. URL: http://www.studfiles.ru/preview/3112822/Шеррард Ф.

Греческий Восток и Латинский Запад: исследование христианской традиции / пер. с англ. Ю.Канского. М., 2006. С. 27.4136правосудности всей полисной жизни42. Отдельные идеи о «справедливом суде»достаточно четко были сформулированы также в работах таких мыслителейантичности, как Демокрит, Платон, Цицерон и др.Первыеосновательныеисследованиясущностиправосудиямыобнаруживаем в философско-правовых трудах античных классиков Платона иАристотеля, пытавшихся найти оптимальную, более совершенную, чем полисная,социально-правовую модель. Так, по Платону, целью правосудия должны бытьправда (истина) и справедливость. Давая характеристику правосудию, он писал:«… правосудие – какое это прекрасное дело среди людей!… Надо, чтобы онопослушалось просьб законодателя и не высказывалось бы против правды»43.

Тоесть, в рассуждениях о правосудии Платон расценивает его как общественноеблаго, подчеркивает его социальную ценность и роль в достижении правды.Правда, по Платону, и есть цель правосудия.В диалогах «Государство», «Политика», «Законы» и других своих работахПлатон высказывает актуальную и по сей день мысль: «Где закон не имеет властии находится под чьей-то властью, неизбежна близкая гибель государства»,соответственно, «там, где законы установлены в интересах нескольких человек,речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях»44.Для правосудия, считает философ, важна не только кара, но и примирениеспорщиков. Тот судья лучший, который «приняв... семью, терзаемую сворами,никого бы не погубил, но примирил их»45.По значимости назначение судей Платон ставит в один ряд с назначениемправителей, т.

к. «каждый правитель в определенных случаях выступает каксудья; судья же, не будучи правителем, тем не менее становится им... в тот день,когда своим решением заканчивает судебное дело»46. Философ, обосновываетидею народного суда и считает, что правосудие должно быть делом всех:42Аристотель. Соч.: В 4-х т. М., 1983. Т.

4. С. 52– 293.Платон. Сочинения: В 4-х т. / под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. СПб, 2007. Т. 3. Ч. 2. С. 474.44Нерсесянц В. С. Философия права: учебник. М., 2005. С. 411.45Платон. Сочинения: В 3-х т. / пер. с древнегреч. М., 1971. Т. 3. Ч. 2. С. 79.46Там же.4337«Обвинения в государственных преступлениях должны сначала передаваться нарешение народа»47.Аристотель продолжил исследование правосудия как «дела всех», полагая,что считать гражданами следует только тех, «кто участвует в суде и народномсобрании. Такое определение понятия гражданина лучше всего подходит всем,кто называется гражданами48.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5193
Авторов
на СтудИзбе
433
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее