Диссертация (Обычное право пермских народов в Российской Империи XVIII–XIX вв), страница 78

PDF-файл Диссертация (Обычное право пермских народов в Российской Империи XVIII–XIX вв), страница 78 Юриспруденция (59161): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Обычное право пермских народов в Российской Империи XVIII–XIX вв) - PDF, страница 78 (59161) - СтудИзба2020-05-16СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Обычное право пермских народов в Российской Империи XVIII–XIX вв". PDF-файл из архива "Обычное право пермских народов в Российской Империи XVIII–XIX вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЮА. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЮА, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора юридических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 78 страницы из PDF

Их разработанность в обычном375праве пермских народов была не столь значительной, как в российскомзаконодательстве, действовавшем в рассматриваемый период. Это было взначительной мере обусловлено тем, что неформальные санкции и ценностиусваивались населением с детства, поддерживались общественным мнениеми обеспечивались комплексом превентивных мер, таких как общественноепорицание, страх понести наказание со стороны высших сил («духов») и т.д.В XVIII веке виды преступлений не обладали разнообразием.

Вплотьдо конца XVIII века у пермских народов встречались следующие их виды:кражи, грабежи, разбойные нападения (совершались они достаточно редко);незаконное завладение чужим имуществом или его присвоение; неуплатадолга; бесчестие женщины; избиение; предательство общинником интересовобщины; неумышленное и умышленное уничтожение чужого имущества;незаконный захват общественных земель и даже убийство.

Кроме того, вотдельный вид выделялись промысловые преступления, перечень которых вXVIII веке был невелик (в основном это кража добычи и порча орудийпромысла).Врезультатеисследованияпривлеченныхисточниковудалосьустановить, что уже в начале XIX века увеличивается не только количествовидов преступлений, прежде всего экономического характера, но и частотаих совершений, которая к концу XIX века была значительной. Так, в XIXвеке расширилась категория промысловых преступлений. К существовавшимв XVIII веке добавились такие, как: убийство объекта промысла, ранеенайденного, подстреленного, но не убитого другим охотником; хищениепромыслового имущества и добычи из чужих кладовых и ловушек.Наблюдается также рост иных видов преступлений, особенно впореформенный период XIX века.

Отметим следующие: кражи различногоимущества, в том числе и в особо крупных размерах; нарушение, смещениеколышка с «тамгами» («пусами») домохозяина после выделения ему надела;уничтожение «тамги» с тела скота или иной вещи; незаконная рубка;нарушение договоров и уговоров между общинниками (квалифицировалось376обычным правом как мошенничество); потравы урожая скотиной нерадивыххозяев;пьянство;неподчинениевынесенномусходомрешению;посягательство на священные предметы и т.д.На протяжении рассматриваемого периода у пермских народовпреобладали преступления экономического характера и преступления противличности. Тяжкие и длительно готовящиеся преступления с корыстнойцелью практически не совершались.Тенденция к смене жестоких форм наказания, существовавших вдохристианскийпериод,щадящими,сопровождавшимисяморально-нравственным воздействием, сохранялась на протяжении XVIII и XIX веков.Однако к концу XIX века по причине участившихся систематическихрецидивных действий по совершению краж вновь появляются более суровыевиды наказаний, такие как «сарö пуктöм», сжигание заживо и др.Система наказаний в обычном праве пермских народов не отличаласьсложностью.

Наказание часто носило двойной (комбинированный) характер.Ряд экономических преступлений, связанных с незаконным посягательствомна чужое имущество, карались не одним видом наказания, а несколькими(применялось не только физическое наказание, но и морально-позорящее).Суд у данных этносов находился в зачаточном, архаичном состоянии.Управление в общинах и осуществление правосудия были объединены.К XVIII веку государством были созданы все условия для существования ифункционирования общинного правосудия у пермских народов, в составкоторого, как правило, входили общинные должностные лица и выборныекрестьяне, такие как староста, сотник, общинники (мирские люди) и т.д.Распространенной формой наказания общиной своих членов без привлеченияорганов государственной власти был самосуд.К системе доказательств, применявшихся в общинном правосудии,относились следующие виды: клятва; следы преступника, оставленные наместе преступления; свидетельские показания; вещественные доказательства;377поимка преступника с поличным в момент совершения преступления;«тамги» («пусы») на теле домашнего скота и др.Руководствуясь, прежде всего, обычно-правовыми нормами, общинаконтролировала соблюдение установленных миром императивов.

Однакопринуждать к ответственности лиц, нарушивших обычно-правовые нормы, впроцессе общинного правосудия она не спешила, предоставляя возможностьсначала общественному мнению воздействовать на них. Если неправовыесоционормативные регуляторы оказывались неэффективными, общинаприменяла к лицам, совершившим противоправные поступки, различногорода санкции.Важная роль в обычном праве пермских народов отводилась институтуобщиннойвзаимопомощибезвозмездномтруде«отсöг(веме)»,крестьян-общинников.основывавшемусяДанныйинститутначастоприменялся в обычно-правовой практике этих народов на протяжении XVIII–XIX веков. Это во многом обусловлено тем, что община стремилась недопуститьобнищаниясвоихчленов.Приорганизации«помочей»родственники всегда были в числе первых.Синтенсивнымразвитиемторгово-экономическихотношений,особенно после реформ 1861 года, наблюдается постепенная трансформацияинститута общинной взаимопомощи, вызванная изменением некоторых егофункций из-за усилившихся процессов социального расслоения населения.Однако он сохранял свои важные качества, консолидировавшие крестьянскоеобщество вне зависимости от социально-имущественного статуса его членов.Обычно-правовым отношениям в промыслово-оленеводческой сферетакже были присущи свои особенности.

Охота, рыболовство, оленеводство вXVIII–XIX веках в бóльшей мере были характерны для коми народа иинтенсивно развивались.Промысловые угодья и иные природные объекты в XVIII векенаходились в режиме общего пользования, однако промысловыми землями378могла владеть группа крестьян, образовывавших совместное или артельноевладение.Во второй половине XIX века можно выделить три правовых режимапромысловых территорий. К первой категории относились земли, на которыевозникало ограниченное право собственности у конкретного физическоголица, то есть пожизненное (наследуемое) владение, ко второй – охотничьиугодья совместного (котырного) пользования, где распространялось правоколлективного пользования представителей двух-трех кровнородственныхсемей, имевших общего предка.

Третья категория – промысловые угодья,переходившие в общественное пользование после смерти владельца или егопереселения в другую местность, – не получила широкого распространения.Существовало право собственности на промысловый инвентарь и объектыпромысла.На протяжении XVIII–XIX веков промысловые обычно-правовыеотношенияуудмуртовпретерпелирядизменений,связанныхсдеятельностью государства. У данного этноса рыболовство еще в XVIII векеимело промысловый характер, но в процессе проведения Генеральногомежевания большинство рыболовных угодий передавалось монастырям либов аренду купеческому сословию, реже крестьянам, тем самым в первойполовине XIX века ограничивалась возможность крестьян заниматься этимпромыслом.

У удмуртов охота не имела столь широкого распространения вэто время, как у коми народа.Несмотря на то что оленьи пастбища находились в общемпатронимическом владении, предметы промыслового снаряжения и олени врассматриваемыйпериодбыливиндивидуальномпользовании.В оленеводстве широкое распространение получили наемные отношения.Правовые обычаи определяли ответственность пастуха за сохранениеоленьего стада. Примечательно, что уже в это время применялся принципрационального использования пастбищ.379Выделяя специфику наследственных обычно-правовых отношений упермских народов, необходимо отметить, что детальное регулирование всехвидов и особенностей наследования, знакомых российскому законодателю врассматриваемый период, не было востребовано, так как с начала XVIII по60-е годы XIX века слабо были развиты частно-имущественные отношения.Кроме того, имела место сложная система регулирования наследственныхправ различных родственников.В рассматриваемый период в обычном праве пермских народов можновыделить два способа наследования: по «обычному» закону и по завещанию.Существовавшие еще в XVIII веке особенности наследственныхобычно-правовых отношений, такие как: равные права каждого мужчины,члена нераздельной семьи, вне зависимости от степени родства на частьсемейного имущества при его разделе; защита имущественных правмалолетних детей; право главы семьи наделять наследников наследством;институт приданого; широкий набор прав вдовы, имевшей малолетних детей,при отсутствии родственников мужского пола, которые возглавлялихозяйство и распоряжались им, а также возможность вдовы после смертисупруга наследовать все оставшееся семейное имущество, в случае если детиуже были отделены; потеря вдовой прав на имущество умершего супруга вслучае ее вторичного замужества и таким образом реализация принципазащиты наследственного имущества от перехода некровным родственникам;принципыминората,левирата,сорората;существованиеинститутапримачества – в целом сохранялись на протяжении XIX века.

Возможностьразвивать частно-имущественные отношения все ярче проявлялась впореформенный период, что способствовало более детальной регламентациитакого способа наследования, как наследование по духовному завещанию сширокими правами главы семьи – наследодателя.В регулировании матримониальных отношений у пермских народовзначительную роль играли обычно-правовые нормы и традиционныевоззрения, что во многом предопределялось хозяйственно-экономическими380условиями крестьянской жизни и было направлено на сохранениецелостностисемьииреализациюобычно-правовыхпринциповсправедливости и защищенности.Несмотря на то, что у данных этносов начиная со второй половиныXVIII века и вплоть до пореформенного периода XIX века определяетсятенденция к количественному сокращению малых семей, а соответственно, кпреобладанию больших патриархальных семей, структура которых быласложной, после пореформенного периода XIX века ситуация меняется всторону увеличения и распространения малых семей.Обычно-правовой статус мужчины зависел от того, к какой семье онпринадлежал (большой или малой) и какое место в семейной иерархиизанимал (это связано с тем, что мужчина не всегда осуществлял роль главысемьи, например, примак).

Статус включал в себя как имущественные, так иличные права и обязанности, порождавшие соответствующие отношения,которые регулировались нормами обычного права. В имущественной сферево многих пермских этногруппах признавалось доминирующее положениемужчины как главы семьи, кормильца, то есть человека, обеспечивавшего еематериальныйдостаток.В личныхотношенияхмужчинаявлялсяполноправным хозяином, однако взаимоотношения супругов строились навзаимном уважении, базировавшемся на традиционных обычно-правовыхнормах.Обычно-правовой статус женщины в браке имел дуалистическийхарактер: с одной стороны, она подчинялась супругу и старшимродственникам, находясь в большой семье, и была поглощена ее интересами,с другой стороны, это подчинение не было абсолютным, так как всоответствии с обычно-правовыми нормами она пользовалась уважением состороны супруга и детей, которое воспитывалось с детства; моглавысказывать свое мнение при решении мирских проблем; получать внаследство недвижимость и распоряжаться им (в частности, у коми); в семьезанималась хозяйственными делами.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5319
Авторов
на СтудИзбе
414
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее