Диссертация (Вербальная репрезентация лингвокультурного концепта «бережливость» в немецком и английском языках), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Вербальная репрезентация лингвокультурного концепта «бережливость» в немецком и английском языках". PDF-файл из архива "Вербальная репрезентация лингвокультурного концепта «бережливость» в немецком и английском языках", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Как было указановыше, единого мнения на определение лингвокультурного концепта пока несуществует.Для начала обратимся к возникновению лингвокультурной концептологии.Эти идеи можно заметить в работе С.Г. Воркачева: «Стоит упомянуть, чтолингвокультурнаяконцептология,какпредставляется,выделиласьизлингвокультурологии в ходе переакцентуации и модификации компонентов всоставе намеченной Эмилем Бенвенистом триады «язык, культура, человеческаяличность», в которой «человеческая личность» сводится к сознанию, точнее ксовокупности образующих его «сгустков смысла» – концептов» [Воркачев 2002,с.10-15].Однако не стоит думать, что такое выделение единогласно принимается вученом мире.
Приведем точку зрения Н. Ф. Алиференко, который предлагаетопустить прилагательное лингвокультурный, объясняя это тавтологией иизбыточной терминологией: «Прежде всего, вызывает сомнение целесообразностьвведения первого термина – лингвокультурный концепт, поскольку он, по егомнению, лишен своего особого понятийного содержания». Также акцент сделанна том, что «не различаются единицы когнитивной и языковой семантики"[Алиференко, 2010, с.
299].Однако в данной работе мы будем придерживаться точки зрениябольшинства ученых, которое выделяет и лингвокультурологию как отрасльнауки, и лингвокультурный концепт, как объект ее изучения. Как пишет С.Г.Воркачев, и эту точку зрения поддерживают В.И. Карасик и Г.Г. Слышкин,главным признаком лингвокультурного концепта является его ментальнаяприрода. Автор четко определяет место возникновения концепта, используяданные научного опыта исследователей раннего периода, акцентируя внимание натом, что при условии верности предлагаемой Е.М. Верещагиным и В.Г.Костомаровым логоэпистемы [Верещагин, Костомаров, 1999], по сути, элементазначения слова и ее локализации в языке, а введенная В.В.
Воробьевым26лингвокультурема [Воробьев, 1997] определяется межуровневой единицей, т.е. неимеющей определенной локализации, то концепт находится в сознании. Авторполагает, что процесс взаимодействия языка и культуры возникает и протекает всознании,чтоотождествляетлингвокультурологическоеикогнитивноеисследования [Воркачев, Электронный ресурс; Карасик, Слышкин 2001, с.1] .По мнению С.Г. Воркачева, при исследовании лингвокультурного концептасоставляются схемы, которые включают все данные сознания этноса, касающиесяобъекта исследования.
Затемвычленяется ядро — основная концептуальнаяединица и периферия — синонимы, постепенно затухающие ассоциацииконцепта. Важно понимать, что «лингвокультурный концепт — это условнаяединица», то есть и такое членение формы сознания будет условным [Воркачев,Электронный ресурс].Таким образом, можно сделать некоторые выводы. На сегодняшний деньодной из самых сложных проблем в языкознании является вопрос разграничениятерминов концепт, понятие, смысл, значение.
Различные точки зрения ученыхсходятся на одной мысли о том, что концепт и понятие не тождественны и немогут употребляться в одном и том же значении. Многие языковеды считают, чтоконцепт шире понятия и таких лингвистов большинство.Не каждое «ментально-специфическое образование» можно считатьконцептом, это возможно только лишь для особенных образований, которыеявляются частью культуры народа. Важно понимать, что концепт включает в себявсю совокупность ассоциаций, возникающих в сознании человека. К вопросуклассификации концептов также подходят с разных сторон.
Выделяютпознавательные и художественные, научные и ненаучные, конкретные иабстрактные и даже мыслительные, калейдоскопические картинки и многиедругие.Вданнойработеанализируетсялингвокультурныйконцепт«бережливость». Несмотря на то, что некоторые ученые выступают противникамиобособления лингвокультурного концепта, считая это терминологической27перегрузкой, в данной работе исследуется именно лингвокультурный концепт какнаиболее полное соотношение современной культуры и языков в вербальных иневербальных языковых единицах.1.2 Аспекты изученности вербализации концепта «бережливость» всовременной лингвистике1.2.1 Философское понимание бережливостиЯвляется ли бережливость добродетелью или пороком? Данный вопросзанимал умы психологов, философов, других ученых на протяжении многихстолетий.
Согласно современному толковому словарь русского языка подредакцией Т.Ф.Ефремовой, Аристотель не рассматривал бережливость какдобродетель, считая спартанскую бережливость крайностью; его большепривлекала щедрость, занимающая среднее место между пороками скупости ирасточительности [Ефремова, Электронный ресурс].В Новое время, в период возникновения новой цивилизации, новой системыотношений бережливость принималась как добродетель в значении грамотногорасходования средств. Джон Локк в «Мыслях о воспитании» в качестве указанияппри воспитанимолодых людей, полагал, что каждый джентльмен обязанобладать знаниями в области основ бухгалтерии.
«Знание счетоводства непоможет джентльмену нажить состояние; однако нет, пожалуй, более полезного идейственного способа сохранить ему то состояние, которым он обладает, чемсчетоводство. Поэтому я бы рекомендовал всякому джентльмену основательно28изучить счетоводство и не думать, что это искусство ему не нужно потому, чтооно получило свое название от торговых людей и ими главным образомприменяется» [Локк, Электронный ресурс].Философ-этик Адам Смит, подражая Аристотелю, определил бережливостисерединное положение между скупостью и расточительностью, объявив первуюпороком, а вторую избытком интереса к вещам («объектам собственноговнимания»).Трудолюбиеуступаломестобережливостивкачественепосредственной причины возрастания капитала. Сбережения и накопленияблагодаря бережливости способствуют возрастанию капитала.
По его мнениюбережливый человек- общественный благодетельи роль такого бережливогочеловека заключается в уравновешении расточительности других людей, чтоспособствует избежанию критической ситуации [Смит, Электронный ресурс].В действительности редко бывает так, чтобы на положение большой нациисколько-нибудь значительно отзывались расточительность или ошибки отдельныхлиц.Расточительностьилинеблагоразумиеоднихвсегдаболеечемуравновешивается бережливостью и разумным поведением других. Рассуждая орасточительности, принимается во внимание то, что к расходам толкает поройнепреодолимое стремление к наслаждению, которое все же как правило не имеетдлительного продолжения и вызывается стихийно, по различным внезапнымпричинам. Однако, бережливость вызывается стремлением к улучшениюположения, взвешенное, без спонтанных эмоций, но, это стремление носит, какправило, стойкий характер от начала жизни и до ее завершения [Chan, 2006].Многим знакома английская идиома «сбереженная копейка — заработаннаякопейка» (англ.
a penny saved is a penny earned), а английская пословица «неразбрасывай — не пожалеешь» (англ. waste not, want not) показывает рольбережливостибез порицаниярасточительности, новкачестверецептафинансового успеха.В «прусских добродетелях» особое место в числе добродетелй занимаетбережливость, также известных как «немецкие добродетели». Данный перечень29лучших человеческих качеств был заложен во времена лютеранства эпохиПросвещения. Появилось понятие немецких добродетелей во время правлениякороля Фридриха Вильгельма I, укрепившего внутреннее положение Пруссии вXVIII в. До сих пор остается загадкой, почему был выделен именно такой наборкачеств, однако, массовое следование ему принесло ощутимую пользу и оставилодовольно весомый след в истории Пруссии. Обратим внимание на то, что именнобережливость возглавляет этот список [Прусские добродетели, Электронныйресурс].Добродетель бережливости заключается в том, чтобы быть скромным,экономящим, бережливым, благоразумным или экономичным в использованиипотребляемых ресурсов, таких как еда, время или деньги, и избегающий отходов,щедрости или расточительности.
С точки зрения бихевиоризма бережливостьявляется таким направлением в приобретении товаров и услуг, при которомрасходы будут умеренными, а использование уже имеющихся товаров и услугбудет грамотным, что поможет сохранить имущество в долгосрочной перспективеиспользования [Фромм, Электронный ресурс].Но что включает в себя бережливость? Каковы основные правила политикиповедения бережливого человека? В общем смысле, стратегии бережливостивключают в себя стремление к минимизации отходов при использовании вещей,экономное использование предметов.
Подавление желаниятратиться надорогостоящие привычки благодаря финансовой умеренности также включено вблагодетель бережливости. С социально-философской точки зрения, бережливыйчеловек бросает вызов дорогим социальным нормам, используя бесплатныеварианты, и остается хорошо осведомленным о местных обстоятельствах и рынкеобслуживания. Скромное проживание, главным образом, осуществлено теми, ктостремится сокращать расходы, иметь больше денег и получать максимум отфинансов. Несмотря на все видимые положительные стороны добродетели,бережливость включает в себя «опытное» знание коммерческих рынков или30корпоративныхкультур,бережливостьпризванаслужитьлучшимэкономическим, нравственным и духовным интересам человека.На сегодняшний день многие духовные сообщества полагают, чтобережливость— это достоинство и своего рода духовная дисциплина.Религиозные и общественные сообщества прошлого и настоящего, как напримеробществопуритан, для которого характерны крайняя строгость нравов иаскетическоеограничениепотребностей,трудолюбие и целеустремленность естьрасчетливостьибережливость;примеры таких идеологическихобъединений, восхваляющих бережливость.