Диссертация (Историография идей педагогической антропологии в творчестве К. Д. Ушинского), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Историография идей педагогической антропологии в творчестве К. Д. Ушинского". PDF-файл из архива "Историография идей педагогической антропологии в творчестве К. Д. Ушинского", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЛУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЛУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
203. Тоже обозначает и «Педагогическая антропология» (в кавычках), как эту работу называют исследователи творчестваК. Д. Ушинского. (Э. Д. Днепров, А. Н. Острогорский, В. Я. Струминский и др.)2Архив К. Д. Ушинского в 4 т. М. 1959–1962; Ушинский К. Д. Собр. соч. в 11 т. М., Л., 1948–1952. Ушинский К.
Д.: 1) Дневник 1844–1845 // Ушинский К. Д. Собр. соч. в 11 т. М., Л., 1952.Т. 11. С. 11–41; 2) Отрывок из дневника К. Д. Ушинского (конец 1849 г.) // Там же. С. 42–44; 3)Воспоминания об обучении в Новгород–Северской гимназии // Там же. С. 45–58; 4) Педагогические заметки о Швейцарии // Там же. С. 59–136; 5) Первый приезд в Москву // Там же. С.247–250; 6)Об окончании К. Д. Ушинским Новгород-Северской гимназии // Там же. С. 245–247.24ровоззрения, устои, взгляды на мир в целом, на человека, его воспитание, обучение, образование.К. Д. Ушинский → идеи педагогической антропологииВнутренние истоки:• личность ученого;• его мировоззрение;• жизненный опыт;• педагогическаядеятельностьВнешние истоки:• потребность обществав новомнаучном знании;•достижения науко человеке;• накопленный мировойпедагогический опытРисунок 1.
Истоки идей педагогической антропологии К. Д. УшинскогоДеление истоков на внутренние и внешние является условным. Оно характеризует существенные составляющие создания любого научного учения, в котором тесно переплетены внешние и внутренние основания. Анализ историографических источников, прежде всего, описывающих биографию К. Д.
Ушинского1,1Ушинский К. Д. Собр. соч. в 11 т. М.; Л. 1948–1952. Т. 11; Богуславский М. В. Испытание дляклассика. Известный и неизвестный Ушинский // Учительская газета, 2002, №31 (30 июля); Егоже. Педагогическое мировоззрение К. Д. Ушинского. М., 2014; Водовозова Е.Н. На заре жизни.М., 1934; Ее же.
Грезы и действительность. М., 1918. С. 60–61 и С. 70–74; Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. М., 1974; Гордиенко Т. Из архива Юлия Бунина. КонстантинДмитриевичУшинский//Москвафевраль2016.URL:http://moskvam.ru/publications/publication_1479.html; Данилов М. А. Дидактика К. Д. Ушинского.М., Л., 1948; Днепров Э. Д. Ушинский и современность. М., 2008; История педагогики. / Подред. М. Ф.
Шабаевой. М. 1981; Каптерев П. Ф. История русской педагогии. Изд. 2-е, Пг., 1915.XXII; Его же. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. СПб.,1914; Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. М., 1974; Латышина Д. И. История педагогики. (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособ. М., 2005; Лордкипанидзе Д. О. Педагогическое учение К. Д. Ушинского. Тбилиси, 1974;Модзалевский Л. Н. Памяти К. Д. Ушинского. СПб., 1896; Отечественная и зарубежная педагогика. 2014.
№2. (Юбилейный выпуск к 190-летию К. Д. Ушинского); Памяти КонстантинаДмитриевича Ушинского по случаю 25-тилетия со дня кончины К. Д. Ушинского. СПб., 1896;Песковский М. Л. К. Д. Ушинский. Его жизнь и педагогическая деятельность. Биографический25дает право утверждать, что жизненный опыт классика, его личностные качества имировоззрение способствовали тому, что назревшие в общественном и научнопедагогическом сознании идеи педагогической антропологии воплотились именно в его творчестве.Личностные характеристики великого ученого-педагога формировались подвоздействием условий его жизни, к которым относятся:А) влияние телесного состояния на характер К.
Д. Ушинского. Приобретенная в детстве болезненность1 и восприимчивость к холоду и простудам не давалавозможности вести желаемо активный образ жизни. Это обстоятельство он компенсировал большой внутренней духовной работой. Другим аспектом влияния состояния здоровья на характер педагога была быстрота реакции.
Современникиотмечали2, что он действовал всегда быстро и четко, как будто пытаясь сохранитьэнергию для самых важных дел. Также состояние здоровья диктовало приверженность четкому режиму жизни, что окружающие воспринимали как высокую степень организованности;Б) когнитивные способности: живой ум, который отмечался учителями иодноклассниками К. Д. Ушинского с детства, наблюдательность, отличная память,логическое мышление, способность к анализу, синтезу, систематизации, классификации, выделению главного и основного, сопоставлению и критической оценке, выявлению причинно–следственных связей, взаимодействий и зависимостеймежду изучаемыми объектами и т.п.;очерк.
СПб., 1893; Стоюнин В. Я. Избранные педагогические сочинения / сост. Г. Г. Савенок;М., 1991; Струминский В. Я. Об издании сочинений К. Д. Ушинского (Историографическийочерк). // Ушинский К. Д. Собр. соч. в 11 т. М., Л., 1948. Т. 1. С. 19; Его же. Очерки жизни и педагогической деятельности К. Д. Ушинского. (Биография). М., 1960; Тажибаев Т. Т. Психологияи педагогическая психология К. Д. Ушинского.
Алма-Ата, 1948. и др.1В гимназические годы мальчик не получал должного присмотра со стороны мачехи и отца.Жизнь в пригороде Новгород–Северска Черниговской области вынуждала к длительной дорогедо гимназии через реку и поля, что в холодное время года провоцировало частые простуды. Напротяжении дальнейшей жизни Ушинский болел хроническим воспалением легких, был вынужден лечиться в Европе и в южных регионах России. Это заболевание стало причиной его кончины.2Водовозова Е.
Н. На заре жизни. М., 1934; Ее же. Грезы и действительность. М., 1918. С. 60–61; С. 70–74.26В) интересы: любовь к чтению художественных произведений, книг по истории, географии, трудов по философии, этнологии, экономике, психологии, воспитанию, самовоспитанию, образованию и другим наукам на русском, немецком,английском, французском языках;Г) личностный рост и внутренняя работа над собой: стремление к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию, изучению вопросов развитияразума, воли, самодисциплины, определению цели жизнедеятельности и своейроли в окружающем мире, умение достигать желаемых результатов оптимальными способами, используя доступные средства. Примером работы над собой является критическая оценка склонности к фантазиям и мечтательности.
Трансформация этого качества способствовала представлению конечной цели своих трудов иобеспечивала умение организовывать направления деятельности;Д) развитые коммуникативные качества: общительность, открытость, честность, справедливость, сопереживание, верность слову и товарищам, прямолинейность, твердость в убеждениях, способности рассказывать и писать просто осложном, желание делиться своими знаниями, нести просвещение людям, четковысказывать свою точку зрения и отстаивать её, «острый язык», осведомленностьоб актуальных интересах общества, дар убеждения, стремление быть в центре событий, активная жизненная позиция1;Е) духовные качества: высокоразвитое чувство долга и товарищества, служения своему народу, любовь к Родине, порядочность, ответственность, требовательность к себе и окружающим, гуманизм и гуманность, уважение к людям, независимо от пола, возраста, статуса и достижений, религиозность.Таковы личностные качества К. Д.
Ушинского, которые способствовали созданию им педагогической антропологии. Многие выводы «Антропологии» былисформулированы им методом самонаблюдения и через призму собственного опы-1В университетские годы (1840–1844) К.Д. Ушинский «отличался некоторыми качествами, которые впоследствии наделали ему много врагов и принесли немало огорчений, – именно полнейшею независимостью характера и привычкою высказывать каждому откровенно свои убеждения, не взирая на то, как будет воспринята эта откровенность». См.: Рехневский Ю. С.К. Д. Ушинский (Некролог) // Ушинский К.
Д. Собр. соч. в 11 т. М., Л., 1952. Т. 11. С. 409.27та. Формирование и углубление идей педагогической антропологии неразрывносвязано с его жизненным и педагогическим опытом.Жизненный и педагогический опыт К. Д. Ушинского тесно переплетен сформированием мировоззрения, становлением ученого, который создал теорию,ставшую фундаментом отечественной педагогической науки и определившую антропологическое направление развития педагогической мысли. В данном исследовании принимается периодизация жизни К.
Д. Ушинского, предложеннаяВ. Я. Струминским и состоящая из трех этапов.1 этап: 1824–1844 гг. детство, отрочество, юность. Жизнь в г. Новгород–Северске, Черниговской губернии (1833–1840), учение в гимназии (1835–1840) ипереезд в Москву для обучения в Императорском Московском Университете(1840–1844).2 этап: 1844–1862 гг.
связан с подготовкой к магистерскому экзамену(1844–1846), службой в Ярославском Демидовском лицее (1846–1849) в должности исправляющего обязанности профессора камеральных наук, исполнениемобязанностей помощника столоначальника Департамента духовных дел иностранных исповеданий в Министерстве внутренних дел (1850–1854), педагогической деятельностью в Гатчинском сиротском институте (1854–1859)1, Императорском Воспитательном обществе благородных девиц Ведомства императрицы Марии (Смольном институте) и в Санкт-Петербургском Александровском училище(1859–1862)2.